a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Блоки Дьенеша как средство развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста

Опубликовано: 2016-04-19 15:26:22

Документы для скачивания

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Она дает им огромные возможности для интеллектуального развитии, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как счет, число, величина, измерение, геометрические фигуры, пространственные отношения. На сегодняшний день актуальность содержания обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Понимая это я на ряду с традиционными методами работы стала искать новые перспективные.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, средств, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным средством развития мыслительных процессов являются занимательные дидактические материалы.

Поиск привел меня к очень интересному дидактическому пособию, помогающему ребенку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия – это логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математике.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М. Математика уже в детском саду. М. 1981.) «логические блоки» (Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.С. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. М., 1988г.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

Меня они привлекли своей яркостью и тем, что позволяют выполнять разнообразные предметные действия. Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура знакомит дошкольников с четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. Повторяющихся фигур нет. Использование блоков дает мне возможность приобщать детей в игровой форме к выполнению простых действий на классификацию по общим свойствам, объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения. Дошкольники в ходе игры учатся оперировать свойствами, отношениями объектов, числами. К 6-7 годам они уже проявляют инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели и т.д.

Знакомить детей с блоками Дьенеша я начала с раннего возраста, потому что уже в этом возрасте малыши знакомятся с формой и цветом. Яркость привлекает их, повышает интерес к изучаемому. Дети не занимаются – они просто играют, получая радость от общения с красочными геометрическими фигурами, а играя – познают. В старших группах формы работы усложняются, кроме тех занятий, которые рекомендует З.Михайлова в книге «Математика от 3до7» я дополнительно включаю игры с блоками как часть в другие интегрированные занятия.

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Нетрадиционный подход к использованию блоков в работе с детьми позволяет мне раскрыть новые возможности этих средств, а именно решить следующие задачи:

  1. Развивать логическое мышление.
  2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Исходя из вышеизложенного, сделать вывод, что все это позволяет дошкольнику обрести уверенность в себе, учит излагать свои мысли, чувства и будет хорошим подспорьем при его подготовке к школе и дальнейшему обучению.

В совместной и самостоятельной игровой деятельности я предлагаю своим воспитанникам дидактические игры: «Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор», «Найди свой домик» и др. Настольно-печатные, подвижные и сюжетно-ролевые игры так же основаны на работе с логическими блоками Дьенеша. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Столяр А.А. в книге «Давайте поиграем» утверждал, что «обучая детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Необходимо так же учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет».

В своей работе я использую логические блоки Дьенеша в разных формах работы:

  1. на занятиях математике;
  2. в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
  3. в сюжетно-ролевых играх, например: «Магазин» — деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. «Почта» — адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» – билеты, места.
  4. в свободной деятельности дети выполняет с блоками различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут и т. д., а по ходу действий рассуждает.

Для большей результативности к каждому занятию и к каждой игре я изготовила дополнительные вспомогательный материал, то есть создала определенную развивающую среду (игрушки-персонажи, веревочки, обручи и пр.).

Наряду с логическими блоками я в своей работе с детьми использую карточки-заместители, на которых условно обозначены свойство блоков (цвет, форма, размер, толщина).

С помощью карточек я развиваю у детей способность к замещению и моделированию свойств, умением кодировать и декодировать информацию о них. Карточки «рассказывают» дошкольникам о цвете, форме, величине или толщине блоков. В процессе поиска блоков со свойствами указанными на карточке дети создают своеобразную модель.

Я считаю, что карточки-свойства помогают моим детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Блоки Дьенеша и карточки-замещения я использую в своей работе с дошкольниками с 2007 года и могу с полной уверенностью сказать, что это универсальный дидактический материал, который развивает интеллектуальные способности и логико-математическое мышление, отличается многофункциональностью в речении математических задач, позволяет дошкольнику обрести уверенность в себе. Использование блоков Дьенеша, что очень важно, делают обучение интересным, содержательным и ненавязчивым

Таким образом, система проведения игр и игровых упражнений с блоками Дьенеша и умелое педагогическое руководство с ними могут повысить эффективность использования блоков Дьенеша для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционный подход к использованию блоков в работе с детьми позволяет педагогам раскрыть новые возможности этих средств, а именно решить следующие задачи:

  1. Развивать логическое мышление.
  2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Исходя из вышеизложенного, сделать вывод, что все это позволяет дошкольнику обрести уверенность в себе, учит излагать свои мысли, чувства и будет хорошим подспорьем при его подготовке к школе и дальнейшему обучению.

 

Оставить комментарий: