a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевая готовность ребенка к школе

Опубликовано: 2016-04-19 21:03:36

Документы для скачивания

Речевая готовность ребенка к школе Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев  оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующ ий возрасту уровень сформированн ости пространственных и латеральных представлений, достаточная познавательная активность. Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» вашего ребенка к школе. Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это: - правильное произношение всех звуков родного языка, - навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, - умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: - производить звуковой анализ слова, - находить первый и последний звук в слове, - называть по порядку все звуки в слове, - делить слова на слоги, - определять кол ичество звуков и слогов в слове и т. п.      Это краткое описание того, чем должен владеть ваш ребенок в области речевого развития  при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. Остро встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух( недостатки речи обнаруживаются очень скоро) . Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов( в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии( нарушения письма) и дислексии( нарушения чтения) . 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы( звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки. 3.  Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: - умение выделять начальный гласный звук из состава слова; - слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; - умение определять позицию звука в слове( начало, середина, конец слова) ; - слышать и выделять гласные звуки в слове; - о пределение последовательности звуков в слове; - знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение». 4. Умение пользоваться разными способами словообразования, - образовывать слова с уменьшительно- ласкательным значением( дерево- деревце, кукла- куколка, кресло- креслице, воробей- воробушек) ; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные( яблочный, металлический, лисий, собачий) ; - образовывать слова- названия профессий, детенышей животных, посуды и др. ( библиотекарь, бельчонок, мясорубка, хоккеист, звездопад) 5. Сформированность грамматического строя речи, связной речи- умение пользоваться развернутой фразовой речью, - умение работать с предложением; - правильно строить простые предложения, - правильно согласовывать слова в предложении; - правильно понимать и употреблять предлоги; - видеть связь слов в предложениях, - распространять предложения второстепенными и однородными членами; - работать с деформированным предложением( Дети, горку, из, сделали, снега) , - самостоятельно находить ошибки и устранять их( Собака вышла в будку) ; - составлять предложения по опорным словам и картинкам, - в ладеть пересказом текс та, сохраняя смысл и содержание, - с оставлять с амостоятельно рассказ- описание, рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ из личного опыта.        Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Вашему ребенку всего 6 лет, но как много они дают для будущей жизни. Помните это, и не теряйте драгоценного времени. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Развивайте мелкую моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите к осы кукле, зашнуруйте ботиночки и т. п. Работайте над развитием познавательных способностей ребенка( внимание, мышление, память) Упражнения: «Назови одним словом», «Назови 4- го лишнего», «Чем похожи и чем отличаются», «Запомни и повтори», «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ» и т. п. . Разучивайте маленькие стихи, рассказы. Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др. , это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот. Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый? ». Кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.  

Оставить комментарий: