Общие закономерности психического развития лиц с ОВЗ
Документы для скачивания
Обучающийся( воспитанник) с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/ или психическом развитии, подтвержденные психолого- медико – педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий( 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. ) Общие закономерности психического развития лиц с ОВЗ. Трудности во взаимодействии с окружающим миром, в том числе с другими людьми. Особенности развития личности детей и подростков( неадекватная самооценка, некритичность, нарушения в развитии эмоций, импульсивность поведения и пр. ) . Снижение способности к приему, переработке, хранению, использованию информации. Нарушения словесного опосредования. Замедление процесса формирования понятий. Особые образовательные потребности. «…это совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого- педагогической помощи в развитии и обучении детей с ОВЗ. » В. И. Лубовский ООП – это потребности в условиях, необходимых для реализации возможностей. Они выражаются в конкретных требованиях к специальным образовательным условиям, содержанию и темпу педагогической работы, необходимых для всех детей с ОВЗ: 1. Медицинская( лечебная и профилактическая) помощь. 2. Пропедевтические занятия. 3. Формирование у детей с ОВЗ познавательной мотивации. 4. Замедленный темп формирования новых знаний. 5. Меньший объём «порций» преподносимых знаний. 6. Усиление наглядности и практической направленности обучения. 7. Профилактика утомления детей. 8. Ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции. 9. Контроль понимания учебного материала. 10. Построения ситуации обучения с учетом сенсорных особенностей ребенка. Особенности развития детей с нарушением зрения ООП детей с нарушением зрения Нарушено или отсутствует зрительное восприятие Потребность в формировании адекватных зрительных образов Затруднено формирование предметных и пространственных представлений, образной памяти, наглядно- образного мышления, воображения Потребность в навыках пространственной ориентировки( тело, рабочая поверхность стола, помещение для игры и занятий) Неодинаковы темпы и уровень сформированности различных видов восприятия Потребность в специальном развитии познавательной деятельности с опорой на сохранные анализаторы Замедленность в формировании основных свойств восприятия( активности, избирательности, предметности, осмысленности, константности и пр. ) Потребность в подготовке к овладению навыками письма и чтения на основе шрифта Брайля Недостаток информации компенсируется с помощью осязания Потребность в выработке координации «глаз- рука» Специфические особенности общения( вербализм) , невозможность овладеть в полной мере невербальными средствами общения( жест, мимика) Потребность в формировании коммуникативных навыков Нарушения в формировании эмоционально- волевой сферы( аффективность, раздражительность, плаксивость) Потребность в развитии эмоционально- волевой сферы в условиях ограниченного зрительного восприятия Нарушение психофизического развития( нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и пр. ) Потребность в развитии мелкой и крупной моторики Нарушение( снижение) работоспособности Потребность в овладении широким спектром практических навыков Снижение самооценки Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи ООП детей с тяжелыми нарушениями речи Наличие стойких специфических отклонений при формировании компонентов речевой системы( лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока) . Потребность в развитии всех компонентов речи, рече- языковой компетентности. Потребность в понимании сложных предложно- падежных конструкций, в формировании языковой программы устного высказывания. Потребность в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза. Устная речь характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи. Нарушения письменной речи. Снижена потребность в общении, несформированы формы коммуникации( диалогическая и монологическая речь) , негативизм. Потебность в обучении различным формам коммуникаций( вербальным и невербальныи) . Низкий уровень развития оптико- пространственного гнозиса( зрительного, пространственного восприятия) , недостаточно прочная связь слова со зрительным представлением образа предмета. Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки. Низкий уровень произвольного внимания, трудности в планировании действий, поиске средств решения задач. Низкий самоконтроль. Низкий темп деятельности. Потребность во внешнем программировании. Потребность в развитии регуляторного компонента деятельности Зрительная память в норме, слуховая память снижена. Отстает от нормы воображение( инертно, истощаемо) . Низкий уровень познавательной мотивации. Потребность в индивидуально- дифференцированном подходе к формированию предпосылок учебной деятельности и к формированию учебных умений и навыков. Затруднена социальная адаптация. Особенности развития детей с РАС ООП детей с РАС Трудности социального взаимодействия( недостаток средств общения) . Трудности с пониманием и использованием вербальных средств общения, нарушения визуального контакта и пр. Потребность в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации со взрослыми и детьми. Потребность в дозировании нагрузки с Трудности в поддержании речевого взаимодействия. Различный уровень речевого развития( у 15- 20% мутизм) . Нарушения просодики, прагматики, семантики. «Гиперлексия»- раннее освоение чтения без понимания смысла. Стереотипы в поведении( моторные, речевые) . Потребность в соблюдении постоянства( несоблюдение постоянства – аффективная реакция) . Потребность в упорядоченной временной и пространственной структуре образовательной среды. Нарушенная чувствительность, «поглощенность» сенсорными ощущениями. Дезадаптивное поведение: негативизм, агрессия. Потребность в психолого- педагогической поддержке. Потребность в организации занятий коррекционной направленности Недостаточность точных произвольных движений. Высокая вариабельность в развитии познавательной сферы( одни виды занятий нравятся, другие ребенок категорически не принимает) . Потребность в разработке АОП. Потребность в применении средств, повышающих эффективность обучения. Потребность в дозировании нагрузки с учетом темпа и работоспособности. Затуднено понимание художественных текстов. Потребность в психолого- педагогической поддержке семьи. Особенности развития детей с нарушением слуха ООП детей с нарушением слуха Снижена способность обнаруживать и понимать звуки, в том числе речь окружающих Потребность в развитии и использовании слухового восприятия Основной способ восприятия устной речи слухо- зрительный: видит лицо и слышит с помощью слухового аппарата Потребность в обучении слухо- зрительному восприятию речи, в использовании различных видов коммуникаций Особенности речевого развития: нарушения произношения, недостатки в усвоении звукового состава слов ограниченный словарный запас недостатки грамматического строя речи и др. Потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи Потребность в развитии произносительной стороны речи Снижен объём внимания, низкая устойчивость и переключаемость Потребность в коррекции моторики( ритмика) и создании условий усвоения ритма речи Превалирование наглядных форм мышления над понятийными Потребность в развитии понятийных форм мышления Непонимание и трудности дифференциации эмоциональных проявлений окружающих, бедность собственых эмоциональных проявлений Потребность в формировании социальных компетенций Неуверенность в себе, страхи, зависимость, агрессия Потребность в развитии личностной сферы Приоритетно общение с педагогом, ограничено со сверстниками Особенности развития детей с ЗПР ООП детей с ЗПР Замедленный темп созревания различных психических функций. Сочетание дефицитарных функций с сохранными. Потребность в опоре на сохранные функции. Обратимый характер нарушений. Потребность в систематической коррекционной работе. Незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости. Потребность в укреплении соматического и психического здоровья, поддержании работоспособности, предупреждении истощанмости, эмоциональных срывов. Недоразвитие интеллектуальных функций и личности( эмоционально- волевой сферы) . Потребность в формировании общеинтеллектуальных умений( операции анализа, сравнения, обобщения) . Ослабленная регуляция деятельности во всех звеньях процесса обучения. Отсутствие интереса, цели, малая активность, низкий самоконтроль, преобладание игровых мотивов обучения. Потребность в побуждении познавательной активности как средства формирования устойчивости познавательной мотивации. Потребность в формировании целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности. Потребность в развитии речи( усилении контролирующей функции слова) . Отвлекаемость внимания. Потребность в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности( внимания, зрительного, слухового восприятия) . Ограничен запас сведений и представлений об окружающем мире. Потребность в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений об окружающем мире. Ограничен словарный запас, трудности в овладении пис ьменной речью. Преобладание механической памяти над абстрактно- логической. Потребность в развитии речи( усилении контролирующей функции слова) . Психический и психофизический инфантилизм. Потребность в развитии личностной сферы: эмоций, воли, произвольности поведения, самостоятельности и ответственности за свои поступки. Потребность в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, в формировании навыков социально- одобряемого поведения. Особенности развития детей с умственной отсталостью ООП детей с умственной отсталостью Стойкое необратимое нарушение познавательной сферы вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный( разлитой) характер. Нарушения высших психических функций- отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы. Потребность в коррекции психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Отставания в физическом развитии, снижена работоспособность. Потребность в обеспечении доступности содержания учебного материала( расчленение на порции, замедление темпа преподнесения материала, паузы для отдыха) . Снижение скорости и объёма восприятия, недифференцированность восприятия, нарушения пространственного восприятия. Потребность в контроле и помощи со стороны педагога, в большом количестве тренировочных материалов. Низкая концентрация внимания, снижение его объёма, отвлекаемость. Потребность в развитии интереса к получению знаний, выработке познавательной мотивации. Низкая продуктивность памяти. Потребность в формировании знаний и умений, способствующих социальной адаптации( соблюдать личную гигиену, обслуживать себя и пр. ) . Нарушения речевого развития( лексики, грамматического строя, звукопроизношения) . Замедленное становление связной речи. Целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития( расширение кругозора, обогащение связной речи и пр. ) Нарушения в развитии мышления( слабость обобщений, анализа, синтеза, сравнения абстрагирования) . Некритичность мышления. Потребность в подготовке к трудовому обучению, трудовой и профессиональной подготовке. Нарушения в развитии эмоциональной сферы: недифференцированность эмоций, сила и инертность переживания, «эмоциональная тупость». Потребность в создании психологически комфортной среды( атмосфера принятия, ситуация успеха) . Неадекватность самооценки. Нарушения волевых процессов. Нарушения полоролевой идентификации. Особенности развития детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата( НОДА) ООП детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата( НОДА) 89% составляют дети с ДЦП, у которых НДОА обусловлены поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. Ведущий дефект – двигательный, имеет различную степень выраженности( легкую, среднюю и тяжелую) . Четкая взаимосвязь между выраженностью двигательных и психических нарушений отсутствует. В структуре двигательного дефекта особое место занимает нарушение функций рук, затрудняющих овладение навыками самообслуживания, использования ортопедических приспособлений, необходимых для развития ходьбы. Потребность в раннем выявлении нарушений и раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка. Потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций( соблюдение ортопедического режима) . Потребность в особой организации образовательной среды( её доступность) . Патологии зрения( 25% детей) , слуха( 20- 25% детей) , тактильного и мышечно- суставного чувства ограничивают восприятие, затрудняют интеллектуальную деятельность. Нарушено как восприятие окружающего мира, так и «образ себя». Недостаточность пространственных и временных представлений. Потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания. Нарушения в формировании мыслительной деятельности, как наглядной, так и наглядно – действенной формы Потребность в индивидуализации образовательного процесса. Выражена замедленность, истощаемость психических процессов. Недостаточность концентрации внимания, трудности переключения. Снижение объема механической памяти Потребность в развитии познавательной мотивации, в учете различных операциональных характеристик деятельности( утомляемость, снижение темпа деятельности и пр. ) Церебрастенический синдром( быстро нарастающее утомление при интеллектуальных нагрузках) . Отсутствие интеллектуальных нарушений встречается редко, основной вид нарушений – ЗПР с благоприятной динамикой( при условии систематической психокоррекционной работы) . Тот или иной вид нарушения познавательной деятельности зависит от формы заболевания( спатическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически- астатическая форма) , при спастической диплегии дети легко выполняют задания, требующие удовлетворительного словесно – логического мышления, но затрудняются при выполнении заданий на пространственную ориентировку, затруднена функция счета. При заболевании в гиперкинетической форме интеллект потенциально сохранен, но имеют место речевые нарушения и т. п. Потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных нарушений. Частота речевых расстройств составляет 85% . Процес формирования речи паталогически искажен. Нарушена фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение. Ограничен запас слов, с трудом усваиваются лексические значения, а также грамматические формы и категории. Наиболее часто встречается дизартрия( нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточности иннервации речевой мускулатуры) . Потребность в систематической работе по коррекции речевого развития. Нарушено формирование личности( личностная незрелость, выражающаяся в недостаточности волевой деятельности; астенические проявления, такие, как эмоциональная возбудимость, страхи, истощаемость; псевдоаутестический тип развития личности с наличием коммуникативных нарушений) . Потребность в адресной помощи по коррекции социально- личностных нарушений. Затруднена социальная адаптация. Потребность в предоставлении услуг тьютора. Но рмативно- правовые основы разработки адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в ОУ 1. Федеральный закон от 29. 12. 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( в редакции от 23. 07. 2013г. ) : ст. 34, 44, 55, 58, 60, 79. 2. Специальные ФГОС для детей с ОВЗ. 3. СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 от 15. 05. 2013 г. № 26. 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18. 04. 2008 г. № АФ 150/ 06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами». 5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27. 03. 2000 г. № 27/ 9016 «О психолого- медико- педагогическом консилиуме( ПМПк) образовательного учреждения». Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ( в т. ч. с инвалидностью) , разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которым относится ребенок( например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих и т. д. ) . Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ в т. ч. с инвалидностью, т. е. образовательная программа специальных( коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов( ФЗ ст. 2, п. п. 28) Модель( структура) адаптированной образовательной программы: - титульный лист: наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы( фамилия, имя ребенка с ОВЗ) , гриф утверждения, руководитель, согласование с родителями и председателем ПМПк, разработчики программы. - пояснительная записка: сведения о ребенке с ОВЗ( возраст, класс( группа) , социальное окружение, интересы, ожидания родителей, диагноз( психолого- педагогическая характеристика ребенка) зоны актуального и ближайшего развития, цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток, программы, на основе которых разработана АОП, специальные образовательные условия, необходимые для обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Нормативно- правовые основы программы. - индивидуальный учебный план: перепланировка количества часов, изменение последовательности изучения отдельных разделов программы и ее тем, увеличение объёма интегрированных занятий внутри адаптированной программы. - содержание программы: образовательный компонент( содержание образования на определенном году обучения( промежуточные планируемые результаты) ; корекционный компонент( направления коррекционной работы с ребенком, реализуемые учителем- логопедом, педагогом- психологом, инструктором по физической культуре и т. д. ) ; воспитательный компонент( условия взаимодействия с ребенком с ОВЗ и его родителями в процессе обучения) . - заключение и рекомендации: обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации АОП при обсуждении вопроса на итоговом ПМПк. Специальные образовательные условия – это условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента( помощника) , оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых затруднено или невозможно освоение образов ательных программ обучающимися с ОВЗ. ( ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 79, п. 3)