"Убережем, поможем, покажем, научим" (Выступление на методическом объединении. 2016г.)
В нашей стране, как и во всем мире, год от года увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаше это связано с невыполнением правил дорожного движения.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы ознакомления донести до детей смысл опасности несоблюдения этих правил. Знакомить с этими правилами надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. В дошкольных учреждениях программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Формами, методами и средствами ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице с учетом их жизненного опыта могут стать:
- Беседа—позволит избежать передачи уже известных дошкольникам знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Беседа поможет выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. Тематика бесед может быть разнообразной:
- «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
- «Почему нельзя играть на тротуаре? »
- «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги?»
- «Что обозначают сигналы светофора? Где обычно установлены светофоры?»
- «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»
- «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»
- «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.
Такая форма работы с детьми проводится как индивидуально, так и с группой детей. Каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, определяя тем самым свою роль в различных ситуациях. Беседа носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
- Занятия.Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т.д. Так на занятиях по развитию элементарных математических представлений, важно создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т.д.), обучения детей умению пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т.д.). Все это активизирует интерес детей к задачам (логическим, задачам-шуткам и т.д.), в условии которых отражаются реальные-игровые и бытовые — ситуации, создает условия для их решения (используя разнообразный дидактический материал).
На занятиях по развитию речи можно использовать различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:
■ рассматривание картин и иллюстраций,
■ составление описательных рассказов по картине,
■ составление рассказов из личного опыта,
■ разучивание стихотворений,
■ чтение художественной литературы,
■ разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.
Кроме того, необходимо познакомить детей в доступной форме с основными видами и характеристиками движения (направление, траектория, путь, скорость), причинами и способами их измерения. Для этого целесообразно совместно с детьми организовать элементарное экспериментировании: проанализировать движение игрушек на колесах и без колес, движение предметов по разным поверхностям (шершавая, рыхлая, вязкая, мокрая и т.д.), по воде, по воздуху. На этой основе ввести правила безопасного поведения на дорогах, познакомить детей с правилами дорожного движения.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», и т.д. В уголке изобразительной деятельности дошкольникам предоставить детям возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни, зафиксировать их в альбомах или на отдельных листах. В помощь дошкольнику пополнить уголок развивающим материалом: образцы различного вида транспорта, дорожных знаков, иллюстрации с различными ситуациями на дорогах. Книжки-раскраски «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор», «Здравствуй, друг, дорожный знак» и др. Работа с книжками-раскрасками, позволит ребенку закрепить знания о профессии сотрудника ГИБДД. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования с различными материалами, с этой целью в развивающий цент по изобразительной деятельности необходимо поместить: материал для аппликации (картон, бумага цветная, ножницы, клей и т.д.), бросовый материал (пустые коробки, катушки и т.д.), различные трафареты, шаблоны, печатки и др..
- Экскурсии.В ДОУ необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, парком, водоемом и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и т.д. Во время проведения экскурсии рассказать детям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, закрепить представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объяснить, что означает тот или иной дорожный знак, проанализировать и обсудить поведение людей на улице. Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разрешения родителей. Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отметить «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.). Можно предложить родителями вместе с ребенком составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.
- Использование возможностей развивающей среды
При создании развивающей среды в группе по ознакомлению детей с правилами безопасности следует учитывать, что у старших дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. Большое место в жизни старших дошкольников занимает игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события, отождествляет себя с ними или дистанцируется от них. Игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета. Важно уже в дошкольном возрасте помочь взрослым самим вспомнить правила безопасного поведения на улице, а также осуществлять работу с детьми планомерно и организованно, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников, в интересной форме. Поэтому становится необходимым организовать развивающее пространство для проведения соответствующей деятельности с детьми. В группе должны быть оборудованы центры по ознакомлению детей с ПДД, включающие: настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города.
- Ролевые игры. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для конкретного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления правил дорожного движения у детей дошкольного возраста ролевая игра вызовет большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты регулировщика, макет светофора, дорожные знаки, расположенные на стойках, нагрудные знаки с изображением различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус и т.д.). Использование таких знаков поможет ребенку взять на себя роль водителя какого-нибудь транспортного средства. Для девочек — коляски, куклы, сумочки и т.д.
- Конструктивная деятельность. Необходимо предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания и т.д., из крупных модулей построить различный транспорт (автобус, теплоход и т.д.). Это позволит им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах дорожного движения. Для большей эффективности работы с детьми по данной теме, следует использовать разнообразный аудио- и видеоматериал (кассеты с мультфильмами, аудиозаписи — сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста).