a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Убережем, поможем, покажем, научим" (Выступление на методическом объединении. 2016г.)

Опубликовано: 2016-04-19 22:21:17

     В нашей стране, как и во всем мире, год от года увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаше это связано с невыполнением правил дорожного движения.

   Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы ознакомления донести до детей смысл опасности несоблюдения этих правил. Знакомить с этими правилами надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. В дошкольных учреждениях программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью основной общеобразовательной программы дошкольного   образования.

Формами, методами и средствами ознакомления дошкольников с прави­лами безопасности на улице с учетом их жизненного опыта могут стать:

  1. Беседапозволит избежать передачи уже известных дош­кольникам знаний или таких, которые они пока не могут исполь­зовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Беседа поможет выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необхо­димо провести специальное обучение и выбрать адекватную мето­дику. Тематика бесед может быть разнообразной:
  • «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
  • «Почему нельзя играть на тротуаре? »
  • «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги?»
  • «Что обозначают сигналы светофора? Где обычно установ­лены светофоры?»
  • «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначе­ны дорожные знаки?»
  • «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»
  • «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
  • «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Такая форма работы с детьми проводится как индивидуаль­но, так и с группой детей. Каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, опреде­ляя тем самым свою роль в различных ситуациях. Беседа носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.

  1. Занятия.Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т.д. Так на занятиях по развитию элементарных математических пред­ставлений, важно создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара следует идти, как перехо­дить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т.д.), обучения детей умению пользоваться планами, схема­ми, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т.д.). Все это активизирует интерес детей к задачам (логическим, задачам-шуткам и т.д.), в условии которых отражаются реальные-игровые и бытовые — ситуации, создает условия для их решения (используя разнообразный дидактический материал).

На занятиях по развитию речи можно использовать различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:

■ рассматривание картин и иллюстраций,

■ составление описательных рассказов по картине,

■ составление рассказов из личного опыта,

■ разучивание стихотворений,

■ чтение художественной литературы,

■ разыгрывание ситуаций правильного и неправильного по­ведения на улице, в общественном транспорте и т.д.

Кроме того, необходимо познакомить детей в доступной форме с основными видами и характе­ристиками движения (направление, траектория, путь, скорость), причинами и способами их измерения. Для этого целесообразно совместно с детьми организовать элементарное экспериментировании: проанализировать движение игрушек на колесах и без колес, движение предметов по разным поверхностям (шер­шавая, рыхлая, вязкая, мокрая и т.д.), по воде, по воздуху. На этой основе ввести правила безопасного поведения на дорогах, познакомить детей с правилами дорожного движения.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструиро­ванию целесообразно проводить индивидуальные и коллектив­ные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах горо­да», «Пассажирский транспорт», и т.д. В уголке изобразительной деятельности дош­кольникам предоставить детям возможность отразить свои впечат­ления, взятые из жизни, зафиксировать их в альбомах или на отдельных листах. В помощь дошкольнику пополнить уго­лок развивающим материалом: образцы различного вида транс­порта, дорожных знаков, иллюстрации с различными ситуация­ми на дорогах. Книжки-раскраски «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор», «Здравствуй, друг, дорожный знак» и др. Работа с книжками-раскрасками, позволит ребенку закрепить знания о профессии сотрудника ГИБДД. Развитие лю­бознательности и исследовательского интереса основано на со­здании спектра возможностей для моделирования с различными материалами, с этой целью в развивающий цент по изобразительной деятельности необходимо поместить: материал для аппликации (картон, бумага цветная, нож­ницы, клей и т.д.), бросовый материал (пустые коробки, ка­тушки и т.д.), различные трафареты, шаблоны, печатки и др..

  1. Экскурсии.В ДОУ необходимо проводить с детьми экскурсии за предела­ми детской площадки. Целью экскурсии может быть как озна­комление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, парком, водоемом и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и т.д. Во время проведения экскурсии рассказать де­тям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, зак­репить представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объяснить, что означает тот или иной дорожный знак, проанализировать и обсудить поведение людей на улице. Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разре­шения родителей. Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отметить «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.). Можно предложить родителями вместе с ребенком составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.
  2. Использование возможностей развивающей среды

При создании развивающей среды в группе по ознакомлению детей с правилами безопасности следует учитывать, что у старших дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. Большое ме­сто в жизни старших дошкольников занимает игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события, отождествляет себя с ними или дистанцируется от них. Игровые предметы мо­гут в разной степени задавать тематику сюжета. Важно уже в дошкольном возрасте помочь взрослым самим вспом­нить правила безопасного поведения на улице, а также осуще­ствлять работу с детьми планомерно и организованно, с уче­том возрастных особенностей и возможностей дошкольников, в интересной форме. Поэтому становится необходимым организовать развивающее пространство для проведения соответствующей деятельности с детьми. В группе должны быть оборудованы центры по ознакомлению детей с ПДД, включающие: настольные игры, дорожные знаки, действующий макет ча­сти города.

  1. Ролевые игры. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с про­граммными требованиями для конкретного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления правил дорожного движения у детей дошкольного возраста ролевая игра вызовет большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты регулировщика, макет светофора, дорожные знаки, расположенные на стойках, нагрудные знаки с изображением различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус и т.д.). Использование таких знаков поможет ребенку взять на себя роль водителя какого-нибудь транспортного средства. Для девочек — коляски, куклы, сумочки и т.д.
  2. Конструктивная деятельность. Необходимо предлагать детям строительный материал, при по­мощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания и т.д., из крупных модулей построить различ­ный транспорт (автобус, теплоход и т.д.). Это позволит им созда­вать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о пра­вилах дорожного движения. Для большей эффективности работы с детьми по данной теме, следует использовать разнообразный аудио- и видеома­териал (кассеты с мультфильмами, аудиозаписи — сказки, сти­хи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста).

Оставить комментарий: