a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья о пользе сауны в детском саду

Автор: столярова татьяна юрьевна Опубликовано: 2016-04-20 18:26:24

Документы для скачивания

И спользование инновационных здоровьеформирующих технологий в работе с дошкольниками через оздоровительный комплекс   «бассейн- сауна» В XXI веке общество предъявляет новые требования к   дошкольному образованию, что побуждает педагогов искать инновационные, творческие пути для решения образовательных и воспитательных задач, главной из которых остается воспитание гармонично развитой личности. Но, однако, чрезмерная, интеллектуальная направленность в содержании некоторых   образовательных программ, засилье компьютерных игр и новых телепрограмм, малоподвижный образ жизни многих семей пагубно сказывается на психологическом и физическом состоянии детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра РАМН, количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза( с 11, 8 до 21, 3- 26, 9% ) , а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза( до5- 6% ) . Изложенное диктует актуальность разработки системы   оздоровительных мероприятий   в условиях детских дошкольных учреждений, так как именно в этих учреждениях( естественно, в тесном взаимодействии с родителями) возможно, создать и осуществлять на практике комплекс мер, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. В нашем дошкольном учреждении разработана и применяется система физкультурно- оздоровительных мероприятий. Которая состоит из трех блоков: физкультурно- оздоровительная работа, лечебно- профилактическая работа и закаливание. В блоке «Физкультурно- оздоровительная работа» организуется двигательный режим – оздоровительный бег, утренняя гимнастика, плавание в бассейне, динамичный час, физкультура в зале и на улице, спортивные праздники и развлечения, физкультурные досуги, недели и дни здоровья. В блоке «Лечебно- профилактическая работа» проводится комплекс психолого- педагогических и коррекционных мероприятий – точечный массаж, ЛФК, просыпательная гимнастика с элементами корригирующей, ритмическая гимнастика, аквагимнастика, психогимнастика, психологический тренинг, релаксация в сенсорной комнате. И третий блок «Закаливание» включает в себя закаливание воздухом, утренняя гимнастика на воздухе, контрастные воздушные ванны, сон с доступом свежего воздуха, водное закаливание, солевое закаливание, босохождение, полоскание рта прохладной водой, сауна в сочетании с плаванием, аромотерапия и фиточай. Введение в жизнь дошкольников элементов здорового образа жизни, позволит, во- первых, повысить уровень здоровья, а во- вторых, создать у детей привычку, а затем и потребность использования этих элементов в повседневной жизни. В работе с дошкольниками в основном используются традиционные методы закаливания. К ним относятся: воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла, солевая дорожка и др. Однако, как показывает опыт многочисленных научно- практических разработок, в том числе и наш собственный, традиционные методы закаливания имеют достаточно ограниченную применимость. Они, эффективны, в первую очередь, в качестве начальных процедур( Ю. Ф. Змановский, Ю. Е. Лукоянов) . Наиболее эффективными влияниями обладают   нетрадиционные методы закаливания,   к которым относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме. Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание( Г. Н. Сперанский, Е. Д. Заблудовская, Ю. Ф. Змановский и др. ) . Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло, то есть те два фактора, контраст между которыми( внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Создавая модель воздействия – «тепло- холод», - можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций. Использование термотерапии( адаптированной для детского организма) особенно тесно сочетается с закаливанием, личной гигиеной и положительными эмоциями. Также, неоспоримое общеоздоровительное воздействие адекватных термопроцедур создает необходимые предпосылки для оптимизации процессов роста и   развития ребенка. Как известно, оздоровительная процедура «сауна – бассейн» воздействует на организм человека многогранно. Тепло, вода, пар, резкое изменение температуры, массаж, даже самый простой, - все эти факторы, объединившись, создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает соответствующими реакциями. В условиях дошкольного учреждения «сауна – бассейн» может рассматриваться как составная часть рекреационно- реабилитационного комплекса, созданного для осуществления профилактического закаливания детского организма, активного отдыха в целях восстановления жизненных сил, адаптации, нейтрализации негативных последствий прогресса, снятия физического и психоэмоционального переутомления. Чередование кратковременной гипертермии и охлаждения( воздушного или водяного) является мощным закаливающим средством, средством тренировки сосудистого тонуса( профилактика вегетососудистых дистоний) . Таким образом, термотерапия( сауна) может применяться с целью получения эффекта оздоровления детей( закаливание, тренировка сосудов, приобщение к здоровому образу жизни) . Наличие данных условий, которые имеются в нашем детском саду, актуальность и результативность использования термотерапии в оздоровлении детей послужили основанием для написания программы «Здоровей- ка». Основной целью программы является сохранить и укрепить здоровье ребенка посредством использования оздоровительного комплекса  ( приобщение детей к ведению здорового образа жизни) . Программа рассчитана на четыре возраста: II – младшая группа( 3- 4 лет) , средняя группа( 4- 5 лет) , старшая группа( 5- 6 лет) , подготовительная группа( 6- 7 лет) . Для достижения цели настоящей программы реализуются следующие задачи: Оздоровительное направление 1.   Формировать правильное отношение детей к оздоровительным мероприятиям( с учетом возраста) ; 2.   Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины( массаж, дыхательная гимнастика) ; 3.   Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. Образовательное направление 1.   Формировать навык правильного дыхания, содействовать укреплению мышц дыхательной мускулатуры; 2.   Формировать умение выполнять простейшие приемы массажа; 3.   Содействовать формированию представлений о правильной осанке; 4.   Побуждать контролировать свою осанку во время выполнения упражнений, направленных на формирование правильной осанки; Воспитательное направление 1.   Способствовать проявлению решительности, уверенности в своих силах, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; 2.   Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях; 3.   Создавать условия для проявления положительных эмоций. Алгоритм оздоровительного занятия( проводится один раз в неделю) : ☺- Раздевание( раздевалка t- 23- 25ºС) ; ☺- Теплый гигиенический душ с использованием губки и мыла( душевая t – 36- 40 ºС, 3- 4 минуты) ; ☺- Растирание полотенцем, надевание трусов и фланелевой шапочки( душевая t – 25- 27 ºС, 2- 3 минуты) ; ☺- 1- й заход в сауну( средняя полка t – 55- 65 ºС, 3- 4 минуты) ; ☺- Охлаждение на воздухе( t – 30- 32 ºС, 2- 3 минуты) , затем в бассейне( аквагимнастика t – 28- 30 ºС, 6- 8 минут) ; ☺- 2- й заход в сауну( верхняя полка t – 65- 70 ºС, 7- 8 минут, аромотерапия и самомассаж) ; ☺- Охлаждение на воздухе, затем в бассейне( переход от сауны к чаше бассейна t – 30- 32 ºС, 2- 3 минуты, плавание t – 28- 30ºС, 6- 8 минут) ; ☺- Теплый гигиенический душ( душевая t 36- 40 ºС, 2- 3 минуты) ; ☺- Осушение, надевание халатов( раздевалка t – 23- 25 ºС, 3- 5′) ; ☺- Отдых, прием   HYPERLINK" http: / / pandia. ru/ text/ category/ vitamin/ " \ o" Витамин" витаминного   чая( комната отдыха t – 23- 25ºС) . Во время отдыха между заходами в сауну делаем несколько медленных дыхательных упражнений. С каждой возрастной группой детей разучиваются комплексы: аквагимнастики, направленные на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные упражнения, самомассаж. Комплексы меняются каждые два месяца. Во второй части оздоровительной процедуры после посещения сауны детям предлагаются игры в воде по выбору детей, а так же дидактические игры: речевые, на развитие мышления и т. п. С 2010 года в связи с выходом ФГТ наше дошкольное учреждение, как и многие другие, занималось такой проблемой, как интеграция образовательных областей ООП через разнообразные формы совместной деятельности детей и педагогов. В рамках решения данной проблемы мной и коллегами был подобран целый спектр   HYPERLINK" http: / / pandia. ru/ text/ category/ razvivayushie_ igri/ " \ o" Развивающие игры" развивающих игр   по разным областям образовательной программы, которые можно использовать в процессе совместной деятельности на оздоровительных занятиях и занятиях по плаванию. Эффективность работы с детьми по программе «Здоровей- ка» в нашем учреждении отслеживается через комплексный мониторинг: 1.   Уровня заболеваемости, где анализируются такие показатели как индекс здоровья и заболеваемость на тысячу. 2.   Мониторинга развития интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно- гигеническими навыками» совместно с инструктором по плаванию, инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями. Заболеваемость по детскому саду В 2009 году был рост заболеваемости на 6% в связи с увеличением численности групп. Последующие годы отслеживается снижение заболеваемости, в 2010 году на 9% , а в 2011 году на 2% . Сводная диаграмма анализа заболеваемости детей группы №7 Диагностика показала, что увеличивается количество детей не болевших ни разу, наметилось снижение количества часто болеющих детей. Вывод: Показатели индекса здоровья выросли с 20% до 37% , что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Разработанная комплексная технология обучения плаванию и закаливания детей дошкольного возраста обеспечивает выраженный положительный эффект и позволяет сопряжено решать задачи обучения, развития и оздоровления. Варго Елена Михайловна рабочий, домашний –, сотовый,  * * * * * @ * * * ru,  * * * * * @ * * * ru г. Пермь, ул. Адмирала Нахимова32- 61 Делитесь:

Оставить комментарий: