Игровая среда и игровое общение в семье
Документы для скачивания
«Игровая среда и игровое общение в семье» Консультация для родителей Организуя детскую комнату для дошкольников, необходимо предусмотреть( или сохранить) «игровой уголок», который желательно оборудовать при участии детей. Что необходимо в этом уголке: * 2- 3 полки для игр, игрушек и книжек- сказок, карандашей, фломастеров, пластилина, клея, ножниц, мелков; * стол и стул для работы с материалом, для девочек — столик и стульчики для рассаживания кукол, зверушек; * несколько небольших коробок( можно из- под обуви, но с участием ребенка красиво оформленных) , которые для него всегда многофункциональны, замещая любой предмет мебели, колясочку, даже машину; * куклы — мама, папа, ребенок( дедушка, бабушка) , другие маленькие куколки; * зверушки( сказочные персонажи — добрые и злые) ; * набор «врача», «парикмахера» и т. п. , для мальчиков — пистолеты, набор стройматериалов и инструментов, конструкторы, машинки, коробочки для коллекций, увеличительное стекло, набор «полицейского» и т. п. , для всех — набор игрушек для кукольного театра, маски, настольные игры, веревки, мячи, шары; * мячи различного размера, спортивный инвентарь. Особое место отводится компьютерной технике, магнитофону, телевизору при соблюдении необходимых гигиенических условий и временных ограничений. В связи с тем, что общение с компьютером для современного ребенка стало чрезвычайно привлекательным, взрослым необходимо сделать все, чтобы оно не заменило общение с родителями и другими членами семьи. Неслучайно тяга детей к этой умной игрушке стала даже темой для анекдотов. Так, на вопрос судьи во время бракоразводного процесса: «С кем бы ты хотел остаться жить — с мамой или с папой? », ребенок отвечает: «Это зависит от того, у кого останется компьютер! ». Для решения этой проблемы, в частности, целесообразны участие взрослых и других членов семьи в компьютерных играх, обсуждение способов «прохождения» игр, совместный выбор вариантов решения компьютерных заданий, традиции договорных отношений по временным ограничениям в занятиях компьютерными играми. По завершению компьютерных игр эффективно обсуждение общего замысла игры, переживаний и чувств, испытанных во время игры партнерами по игре, сравнение данной игры с другими, ранее использованными. Подобное общение взрослых и детей по поводу компьютерных игр, как показывает опыт, сближает их, раскрывая каждого участника с новой стороны. Участие ребенка в организации игрового уголка психологически важно, так как приучает его к порядку, созданию и поддержанию уюта и эстетичной атмосферы на собственной игровой территории. В детской комнате желательно создать для ребенка возможность легко отделять игровую территорию, например, красивыми занавесками, которые могут служить границей между игровой и неигровой частями комнаты, а также игрушечной кухней, спальней и гостиной, позволяя детям разворачивать разнообразные сюжетно- ролевые игры, максимально проявляя себя и осваивая новые социальные ролевые позиции. Особенно важно создать условия для игрового взаимодействия между несколькими детьми в семье, а также при необходимости — между детьми и взрослыми членами семьи, участвующими в сюжетно- ролевом общении на принципе равенства. Какие игры могут возникать в процессе игрового взаимодействия с ребенком? К ним относятся следующие игры: • тихие, спокойные, организуемые ребенком с игрушками, куклами, в процессе рисования, лепки и т. п. ; • сюжетно- ролевые( по мотивам сказок или жизненных коллизий) по отработке норм общения; • подвижные, шумные, шуточные; • игры( упражнения) , направленные на снятие мышечных напряжений. Какую же позицию занимать родителям во время игровых занятий? Секрет в том, что позиция должна гибко меняться в зависимости от игровой ситуации и задачи, которую взрослый выстраивает, учитывая настроение, желания и проблемы ребенка. Так, в педагогически направленной игре взрослый — организатор и арбитр, ведущий и интерпретатор игровых действий детей. В спонтанной( самостоятельной) игре детей взрослый — равноправный партнер по игре, подчиняющийся ее правилам, тем самым снимающий дистанцию между собой и ребенком, завоевывающий его доверие и’ раскрепощающий его. Помимо этого в игре он — «идеальный» родитель, обеспечивающий ребенку полнокровное переживание и часто так недостающее ему чувство родительского тепла. Но в любом игровом взаимодействии с ребенком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнером, соучастником, организатором, комментатором. А чтобы правильно выстроить свои отношения с ребенком во время игры, взрослому следует выполнять миссию человека, понимающего ценность игры для полноценного развития детей. Как же строить свои отношения с играющими детьми?