a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад для воспитателей "Формирование здорового образа жизни" воспитатель Баранова Н.С.

Опубликовано: 2014-05-13 14:30:50

Документы для скачивания

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

          В соответствии с ФГТ дошкольные образовательные учреждения должны реализовывать образовательную область «Здоровье» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание данной образовательной области направлено, в том числе и на формирование представлений о здоровом образе жизни.

         Задача раннего формирования   навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях, ведь воспитатели сталкиваются с проблемой: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д.

          Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет  человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных  систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе  сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

          Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

         Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

         Известно, что здоровье – это  один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

         Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи мы решаем путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

         Практика показала, что здоровый образ жизни должен включать:

  1. настрой на здоровый образ жизни;
  2. достаточную двигательную активность (занятия физкультурой, прогулки);
  3. умение регулировать свое психическое состояние;
  4. правильное питание;
  5. четкий режим жизни;
  6. выполнение гигиенических требований: закаливание, создание условий для полноценного сна.

         Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся всё более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребёнка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьёзным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.

         Физкультурно-оздоровительная деятельность в нашем ДОУ включает в себя создание системы двигательной активности: 

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия;
  • музыкально - ритмические занятия;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна;
  •   физкультминутки и паузы;
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам;
  • спортивные досуги, развлечения, праздники.

          Необходимо поддержание  и укрепление  здоровья детей. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

         Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, сохраняется  и укрепляется  его здоровье

  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
  • формирование понятия "не вреди себе сам"

         Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

          Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

-учет индивидуальных особенностей.

         Работая по данному направлению, нам не следует  останавливаться  на достигнутом. Поэтому, для решения вопросов  сохранения  здоровья  детей  детского сада  и формирования у них навыков и привычек здорового образа жизни определили ряд задач:

  • формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов, мыть руки после каждого загрязнения, не злиться и не волноваться, быть доброжелательным, больше бывать на свежем воздухе, соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес.
Коментарии
аяна написано 2015-12-21 15:08:24
спасибо за материал
Ответить
Мария написано 2019-05-28 06:36:13
Спасибо!!!
Ответить

Оставить комментарий: