Консультации для родителей
Документы для скачивания
Как подготовить ребенка к приходу в детский сад. Адаптация ребенка в детском саду Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад. Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап- адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, оче нь важно заранее- месяца за 3- 4- заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: " Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе- кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя- воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т. д. " . Другой вариант: " В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло- осенью я начну тебя туда водить" . Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло- осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ- тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее" обещано" , - он чувствует себя увереннее. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: " Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: " Я хочу пить" , и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю" . Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: " Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать" . Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее! Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять- а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания- так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность" подстроиться" под особенности адаптации малыша. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание- никогда не пугайте ребенка детским садом! В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр. Игра- один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно- волевых качеств, творческих способностей. Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированной психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности. Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников. ИГРА динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Иначе обучение игре становится механическим. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности. Условно все игры можно разделить на: сюжетно- ролевые( творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно- ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры- забавы, развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры( игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно- печатные, музыкальн о- дидактические игры) и подвижные( сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта. СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА Сюжетно- ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий: это ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно- отобразительная игра, сюжетно- ролевая игра, игра- драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребёнок: сначала его действия с предметом –и грушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах. Появление в игре обобщённых действий, использование предметов- заместителей, объединение действий в единый сюжет, называние ребёнком себя именем героя – всё это свидетельствует о переходе к сюжетно- ролевой игре. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. И сследователи считают сюжетно- ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг. Развитие игрового творчества связано с постепенным обогащением содержания игры. Здесь важна роль самодеятельной игры детей, так как в ней происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребёнок берёт из жизни. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной имеет сюжетно- ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями( на героическую, трудовую, историческую тематику) . Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры( сюжетно- ролевая и театрализованная) развивается параллельно. Исследователи отмечают близость сюжетно- ролевой игры и театрализованной на основе общности их структурных компонентов( наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания) . Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра «и «игра- драматизация. Р аботу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально- чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально- положительное отношение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребёнку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Т еатрализованная игра может быть использована в любых видах деятельности детей, на любых НОД. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений. Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы( костюмеры, режиссёры, художники и т. д. ) . ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания. Они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила. С одержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой. Такие игры могут содержать сразу несколько обучающих задач. Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задуматься над их выполнением. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи. Дидактическая игра рассматривается в научн о- методической литературе с разных сторон: она используется как средство( нравственного, эстетического воспитания) ; как форма организации деятельности( игровая форма проведения учебных занятий) ; как метод и приём руководства детской игрой( метод введения новых знаний) ; как вид деятельности( словесная, настольно- печатная, предметная) . Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В процессе специально организованной деятельности ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Основной формой обучения являются занятия, на которых применяются дидактические игры. Большую роль также играют самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Такие игры могут возникать как по инициативе воспитателя, так и по желанию детей. Тогда воспитателю здесь принадлежит роль наблюдателя и советчика, а также участника игры. Выделяют следующие виды дидактических игр: игры- поручения, игры с прятаньем, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно- ролевые дидактические игры, игры – соревнования, игры в фанты. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости широко распространены среди детей и подростков. Т акие игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружа ю- щей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Подвижные игры разнообразны. Это, прежде всего, собственно подвижные игры и спортивные игры. Среди первых, или, как их ещё называют, игр с правилами, выделяют сюжетные и бессюжетные, игры – забавы и аттракционы. Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни – о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных. Особенность таких игр- возможность воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. ( «Гуси – лебеди», «У медведя во бору») В БЕССЮЖЕТНЫХ ИГРАХ действия детей не связаны с разыгрыванием сюжета, допускающего различные сочетания и чередования движений. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия, которых определены правилами. БЕССЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ делятся на несколько видов: типа « Ловишек »- они близки к сюжетным, отсутствуют лишь образы для подражания, с элементами соревнования- индивидуального или групповог о( «Перенеси предмет», «Чьё звено скорее соберётся») ; эстафеты, а также игры с разно- образными предметами – «Школа мяча», «Кегли», « Кольцеброс ». Двигательные задания в играх – забавах и аттракционах выполняются зачастую в условиях соревнования. Они содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам и зрителям. Самостоятельную группу составляют спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей и т. д. В таких играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Освоение правил – длительный процесс, происходящий под руководством педагога, требующего обязательного их выполнения. Осознание правил ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются помогать друг другу, радоваться успехам товарищей. Подготовил старший воспитатель Горельникова А. Ю.
Современный ребёнок – какой он? Современные дошколята – это что- то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся – вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни. Какие же они – современные дети? Современные дети: Умные, настойчивые, требовательные Более коммуникабельные; Более информированные; Более эрудированные; Более осведомлены об окружающем мире, т. к. живут в эпоху информационного бума; Более практичны и самостоятельны, просто потому что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними; Более тревожны и агрессивны; Очень подвижные и гиперактивные; Зависят от техники и не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютеров; Не имеют героев и кумиров; Не умеют играть – в современных игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать; Не слышат указаний и приказов; Часто нарушают общепринятые правила и запреты. Не терпят насилия. Любые шантажи, уговоры, «традиционные меры воздействия»( «Сейчас придет Баба- яга и съест тебя! ») никак на него не действуют. Просто у современных детей – современное детство! Родителям сейчас сложно. Все мы хотим иметь хороший заработок, создать ребёнку прекрасные условия. Мы очень заняты, часто задерживаемся на работе, и ребёнку не хватает родительского внимания. Старайтесь проводить больше времени вместе. Современные дети не трудные и не лёгкие. Они – обычные дети, которым, как и сто лет назад, по- прежнему нужны тепло маминых объятий и надёжность папиных рук. Мы можем каждый день, приходя с работы, дарить ребёнку игрушки, но через годы он будет с нежностью вспоминать не череду кукол и машинок, а вечер, когда вся семья наряжала ёлку, каталась на лыжах или ездила на рыбалку. Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир- это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями и задача взрослых находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность. Подготовил старший воспитатель Горельникова А. Ю. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «СКАЗКА» С. КЕВСАЛА ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Консультация для воспитателей на тему: «Развитие волевого поведения у дошкольников» Подготовил старший воспитатель Горельникова А. Ю. 2015г.
Предметно- пространственная развивающая среда, ее принципы и требования к построению Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования( далее – ФГОС дошкольного образования) . Требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде( п. 3. 3. ) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО» Письмо Минобрнауки России от 28. 02. 14 № 08- 240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования «Развивающая предметно- пространственная среда – это специфические для каждой программы Организации( группы) образовательное оборудование, мебель и др. , в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации( группы) . Образовательная среда включает… РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детскую игру, предметное содержание образовательных областей и другие условия… » Принципы по ФГОС ДО • полифункциональность • трансформируемость • вариативность • насыщенность • достаточность • Безопасность Основные принципы построения развивающей среды • Принцип дистанции позиции при взаимодействии- принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого( Использование разновысокой мебели( горки, подиумы, уголки) . • Принцип активности- это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды( Использование больших модульных наборов; стен, ширм) • Принцип стабильности- динамичности. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно- разборной мебели; игрушечной мебели; емкостей для хранения игрушек; мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, здесь же возможно создание тематических зон( Использование игровых столов сложной конфигурации; Мебель- трансформер; Игрушки- заменители) . • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Эстетическая организация среды, следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. • Гендерный принцип. Начиная с 4- х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию; Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно- ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. В организации предметно- пространственной среды группового помещения предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового помещения Н. А. Коротковой Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей. Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое пространство на три части: 1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности, 2) активную зону, 3) рабочую зону, для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Рабочий блок( 50% ) Здесь размещаются центры науки, игротека( математики, искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия позновательно- исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры маркируются с помощью табличек с условными обозначением. Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между блоками( перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т. п. ) . Разделение смысловыми маркерами включает также ковры и ли подиумы. Каждый блок включает соответствующий материал. Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место( не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п. ) . Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях( пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п. ) с яркими метками- значками, облегчающих выбор. - детские столы и стулья- Доска- Стеллажи- - игровые настенные панели- Магнитные плакаты НОД и виды самостоятельной детской деятельности( продуктивная, познавательно- исследовательская) . Блок активной деятельности( 30% ) Блок для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства- активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. ( условно – «активная» зона) . Здесь находятся центры сюжетно- ролевой игры, строительно- конструктивных игр, физкультурный инвентарь. - ковер- Крупный конструктор- Крупные игровые маркеры- Игровые модульные трансформеры- Игровые настенные панели- физкультурное оборудование Виды самостоятельной деятельности: сюжетно- ролевая игра, двигательная. конструирование Блок спокойной деятельности( 20% ) Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности». - ковер- столик, диван- Многофункциональные ячеечные стеллажи- уголок природы- Ширма( театральный, музыкальный уголки) - мобильный игровой стол Виды самостоятельной деятельности: чтение, музыкальная, театрализованная, режиссерская игра, коммуникативная, познатательно- исследовательская В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. Использование компонентов предметно- пространственной среды Группа ДОУ может иметь свое название и соответствующий ему стиль оформления, которая может лечь в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки — данные его родителей, контактные телефоны. С целью индивидуализации педагогического процесса могут использоваться следующие компоненты детской субкультуры: стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа; в приемных групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком( 6- 7 лет) . В группе оформляется Уголок именинника, «Паровозика желаний» и т. д. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение». В группах старшего возраста в творческой форме( на листочках, цветочках и т. п. ) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика ‘Я молодец, я научился». Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности. Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини- музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов( книжках- малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п. ) . Коллекционирование — доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок- конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике( карвинг, бумажная пластика и т. д. ) . Подготовил старший воспитатель Горельникова А. Ю.
Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников» С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одна из целей стандарта – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Из стен детского сада должен выпускаться полноценно развитый ребенок с крепким физическим и психическим здоровьем, с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. Поэтому в воспитании и развитии детей нельзя не учитывать их индивидуальные особенности. И одним из главных принципов педагогики является индивидуальный подход. Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. И в первую очередь должен быть нацелен на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Первый этап индивидуального подхода – это изучение особенностей ребенка. • Анатомо- физиологических • Психических • Возрастных • Индивидуальных Педагогу необходимо знать физическое состояние и развитие детей. Особого внимания требуют дети с врожденными заболеваниями, с хроническими заболеваниями, с ослабленным здоровьем. В каждой группе есть дети с повышенной нервозностью. Такие дети плохо спят, часто плачут, чрезмерно обидчивы. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной осанкой. Рассаживать детей за столами следует с учетом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами. У некоторых детей отмечается нарушение сна. Они долго не засыпают, просят разрешения встать, спят неспокойно. Обычно это дети нервные, легко возбудимые, им надо также оказывать особое внимание. Чтобы ребенок уснул спокойно, бывает достаточно посидеть возле него, даже подержать за руку, приласкать. Спокойствие воспитателя, его доброжелательность, ласка благотворно действуют на детей с повышенной возбудимостью. Причиной повышенной чувствительности, нервозности детей может быть неправильное воспитание в семье, проявление родительских чувств. Некоторые родители заласкивают ребенка, без конца его целуют, восхищаются, постоянно стараются доставлять ему удовольствия, избавляют от преодоления самых ничтожных трудностей. В результате нервная система малыша теряет эластичность, не укрепляется, а, наоборот, становится расслабленной и вялой. Если ребенок воспитывается в условиях чрезмерной строгости, это приводит к постоянному напряжению и даже к истощению его нервной системы. Постоянные переходы от ласки к строгости также отрицательно действуют на нервную систему дошкольника. Нервные дети очень беспокойны, чрезвычайно чувствительны и неусидчивы, с окружающими часто вступают в конфликты. В обращении с такими детьми надо быть ровными и спокойными. Благоприятно влияют на укрепление нервной системы процедуры закаливания, спокойный и достаточный сон, жизнерадостная, спокойная обстановка, посильная деятельность. Особого внимания требуют дети с физическими недостатками. Они остро чувствуют свою неполноценность, часто неуверенны в себе, держатся замкнуто. У них проявляется недоверие к окружающим, а в некоторых случаях – озлобленность. Теплое участие, а не просто жалость, уважение к маленькому человеку, к его индивидуальности помогут развить все хорошее, что заложено в нем от природы, но без помощи взрослого не проявлялось. Индивидуальные особенности ребенка связаны с типом его нервной деятельности. Выделяют четыре типа высшей нервной деятельности: • Холерики • Сангвиники • Флегматики • Меланхолики Особенности высшей нервной деятельности у дошкольника проявляются более ярко, чем у взрослого. Свойства нервной системы каждого человека не укладываются в какой- то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип( например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком и т. д. ) Дети с неуравновешенным состоянием нервной системы, требуют более внимательного отношения. Конечно, в каждом случае требуются особые методы и приемы, но есть и некоторые общие правила. Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой смены впечатлений и обстановки. Обращение с такими детьми должно быть всегда только спокойным и ровным. Безразличных, вялых детей нужно приобщить к коллективу, давать им поручения, привлекать к подвижным играм, побуждать к активной деятельности. Есть довольно много детей застенчивых и нерешительных. Эти черты характера могут быть вызваны не только особенностями нервной системы, но и слабостью физического состояния ребенка. Причиной застенчивости может быть и неправильное воспитание ребенка в семье – подавление его самостоятельности, инициативы. Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характере ребенка. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном воспитании. Отсутствие единых требований может привести к диаметрально противоположному поведению ребенка дома и в детском саду. Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания. Застенчивых, замкнутых, робких, нерешительных детей не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Во время занятия нужно использовать игровые приемы, которые также способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей. Часто причиной активности одних и пассивности других детей на занятиях бывает неправильная работа воспитателя. Если он старается спрашивать только развитых, активных, способных детей, чтобы получить от них хорошие ответы, то, по сути дела, он и работает только с этими детьми. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Это не значит, что они глупы и ленивы. Они внимательны, аккуратны, послушны, уступчивы, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы. Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка пониженный слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Воспитатель всегда должен держать таких детей в поле зрения и во время прийти на помощь. Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы, а также молчаливые и пассивные дети. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все- таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга. Имеет значение и правильная расстановка столов, она должна быть такой, чтобы все дети были в поле зрения воспитателя. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность. При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Никто не сможет дать рецептов на все случаи жизни, так как сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют некоторые моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: • знание и понимание детей; • любовь к ним; • основательный теоретический багаж; • способность педагога размышлять и уметь анализировать Чуткость и внимание взрослого к ребенку – это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь малышу, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми воспитатель и сам всегда должен стремиться стать лучше, совершеннее. Каждый ребенок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания»- так говорил и так поступал в своей педагогической деятельности Януш Корчак, педагог, врач, писатель. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет. Подготовил старший воспитатель Горельникова А. Ю.
Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги- дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий. Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий( ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. Сегодня многие детские сады нашего города оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, где дети постепенно входят в мир современных инноваций. Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно- методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. Первоначально закладывалось использовать компьютер для ознакомления с его функциональным предназначением, далее появилась необходимость в применении ИКТ на занятиях и при работе с родителями. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны как педагогов и психологов, так и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками. Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка. Поэтому в детских садах необходим компьютер с современным жидкокристаллическим монитором с высоким разрешением и частотой обновления экрана и мощной видеокартой. Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5- 6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям( низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д. ) . Интенсивно развивается костно- мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье. В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех- шести лет не должна превышать 10- 15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка. Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место( стул и стол) , оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора( от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка. Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно- воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования на занятиях связан, прежде всего, с целью этих занятий. Более эффективно будет использовано на занятии с малышами знакомство с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем сухой традиционный подход. На своих занятиях использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером. Например, когда даю новые знания, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Владея мышкой, развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение. Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. В своей практике использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения- доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД: виды транспортных средств, их классификация, группы дорожных знаков; причины ДТП; участники дорожного движения; сведения о дороге и ее главных составных частях; светофор, история его развития; назначение дорожных знаков и указателей, их группы, виды транспорта, дидактические игры, ребусы. Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий, возможно в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким – либо причинам не посещают дошкольные учреждения. Значительно изменилось понимание роли компьютерных технологий в процессе преподавания. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение ИКТ- быть подручным материалом, который можно изредка, нынешнее же понимание роли ИКТ, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека повысить его производительность. С чем я, безусловно, согласна. Подготовил старший воспитатель Горельникова А. Ю.
Развитие волевого поведения у дошкольников В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне. В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве( около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого. У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом- их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл. Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт. После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа. В три- четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов. Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре- пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. В пять- шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности. К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. К шести- семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей. В шесть- семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия. В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести- семи годам Г} складывается произвольность в сфере общения со взрослым. I К семи годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. У детей трех- семи лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более “взрослым” видам деятельности( чтению и счету) и стремление их выполнять. В возрасте трех- семи лет интенсивно развиваются познавательные мотивы. У детей четырех- семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых. В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей. Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются( в возрасте четырех- семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности. В пять- семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя. Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты. Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера. В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом. Особенности развития воли в дошкольном возрасте: - у детей формируется целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении; - развивается способность к волевому усилию; - складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми. Подготовил старший воспитатель Горельникова А. Ю.
Эмоциональный компонент готовности ребенка к школе В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы, ведется активная работа по интеллектуальному развитию ребенка при подготовке к школе. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка при подготовке к школе не всегда уделяется достаточное внимание. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе. Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого не достаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном обществе, не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни. Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она( учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними- важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог должен работать на перспективу, так как эмоциональная сфера личности ребенка обладает: интенсивностью проявления эмоций; непосредственность в проявлении эмоций; быстрой переключаемостью, сменой настроений; поверхностью эмоций. Педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций: устойчивости чувств; глубины чувств; осознания причин появления тех или иных эмоций; проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных; эмоционального предвосхищения( осознанного ожидания успеха или неудачи) . В развитии эмоциональной готовности может помочь: использование примеров из сказок, рассказов; упражнения подражательно- исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию; постановка сказок детского театра; сочинение историй; рассматривание картин, рисунков, фотографий; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; этюды; использование элементов психогимнастики. Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве. Подготовил старший воспитатель Горельникова А. Ю.