a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительские собрания и доклады

Автор: Горельникова Анжела Юрьевна Опубликовано: 2016-04-21 16:30:08

Документы для скачивания

Что меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО? ( выступление на родительском собрании) Выступление подготовила Горельникова А. Ю. Уважаемые родители!       Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.   В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный станд арт дошкольного образования, утвержден ный приказом Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013 г. №1155. ФГОС ДО призван способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Стандарт решает следующие задачи: О храна и укрепление физического и психического здоровья детей( в том числе их эмоционального благополучия) . Сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей. Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?   Во- первых, дошкольное образовательное учреждение из" камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Во- вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. В- третьих, плата с родителей( законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.   Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность. ДЕЯТЕЛЬНОСТ Ь- должна стать основой обучения ребёнка т. е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам. Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе. Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО? 1. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.   Но специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Таким образом, обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе. В стандарте появ л я ю тся требования к результ атам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Ника кой итоговой аттестации не будет. С помощью мониторинговых исследований на разных этапах будет фиксировать ся уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем нужно работать дальше. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.    При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описа ны такие интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый, общительный и др. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в детском сад у. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей,   специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.   2. Новый документ ставит во главу угла и ндивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей г лавенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в де тство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Ту игр у, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли. Ту игру, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Кроме игровой,   ведущими видами детс кой деятельности станут: коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. 3. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная( партнерская) деятельность взрослого и ребенк а. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:       -   образовательная деятельность в режимных моментах;    - организованная   образовательная деятельность; - самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей: 1) социально- коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со  взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности; 2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; 3) речевое развитие,  включает о владение речью к ак средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильно й речи; 4) художественно- эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и  понимания про изведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; 5) физическое развитие, включает приобретение опыта в  двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни. Образовательные области соответств уют возрастным и инд ивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом. Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.   4. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям( законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение  обязан о: - консультировать родителей( законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей; - информировать   родителей  ( законных        представителей) , общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность, о целях  дошкольного  образования;  - обеспечить открытость дошкольного образования; - создавать условия для участия родителей( законных представителей) в образовательной деятельности; - обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - создавать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,  обсуждать с родителями ( з аконными  представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы. Т аким о бразом,   повышается роль родителей в работе дошкольного учреждения. Родители должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошк ольном возрасте и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Оставить комментарий: