"Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Документы для скачивания
Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации
муниципального района «Усть-Куломский»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» с. Помоздино
Сенсомоторное развитие детей младшего
дошкольного возраста
Методическая разработка
(из опыта работы)
Разработал: воспитатель, I кв. категории, Игнатова Ольга Изосимовна
Тема: «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Возраст: младший дошкольный.
Цель: развивать у детей представления о сенсорных эталонах.
Задачи:
- способствовать накоплению у детей сенсорного опыта (ощущений на основе операций с предметами);
- формировать представления о различных свойствах предметов;
- активизировать познавательную активность детей;
Тип занятия: игровая деятельность.
Методы и приемы: создание игровой мотивации, словесный, показ, художественное слово, игровой, поощрение.
Этапы игровых занятий:
- соотнесение предметов по образцу (по заданному признаку) – цвет, форма, величина и т.д.;
- выбор по образцу;
- группировка предметов;
- чередование предметов;
- выбор по слову.
Основные требования к игровым занятиям:
- пособия, дидактические игрушки предлагаются детям после показа действий взрослым, иначе ребенок использует не по назначению;
- игры - занятия могут повторяться, пока большинство детей не овладеет соответствующими умениями;
- большая часть времени игры используется для самостоятельных действий ребенка с предметами;
- после игры-занятия дидактические игрушки предоставляются для самостоятельных игр;
- одни и те же предметы нужно давать в различных вариантах ( разных размеров, окраски, материала);
- игры проводятся ежедневно.
Основные принципы планирования и проведения игровых занятий, игр:
-систематичность;
- последовательность;
- наглядность;
- дифференцированность.
Дидактическая игра
|
Дидактическая задача, дидактический материал |
Размещение грибков 4 цветовых тонов |
Учить группировать однородные объекты по цвету. Материал: 4-цветный столик с грибочками (красный, желтый, зеленый, синий) |
Занимательные домики с вырезанными отверстиями различных фигур |
Учить детей сравнивать предметы по форме, учитывая форму при выполнении действия - проталкивания. Материал: коробки-домики с отверстиями различных форм.
|
« Сделаем куклам бусы» (колечки, колечки-фрукты, колечки-цветы) |
Учить детей группировать колечки по цвету, по форме, по названию; нанизывать колечки на шнурочек. Развивать мелкую моторику. Материал: деревянные колечки 4 цветовых тонов, деревянные фрукты и цветы разного цвета. |
«Веселые матрешки» |
Учить выполнять действия с предметами, размещающимися по величине, ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «поменьше», «самая маленькая». Материал: трехместная, четырехместная матрешка. |
Разберем и соберем» |
Увлечь детей содержанием и совместным решением общей задачи: разобрать и собрать пирамидку методом сравнения колечек. Материал: пирамидки с различным числом колечек, большая напольная пирамида. |
«Найдем солнышку лучики» |
Формировать у детей устойчивый образ предмета, независимо от его положения в пространстве. Материал: одноцветные пирамидки на каждого ребенка, желтый круг - для обозначения центра, к которому сходятся лучи- колечки. |
Игры из серии «Поиграй-ка»: «Котята» «Спрячь мышку» «Птички в гнездышках» «Подбери петушку перышки» «Украсим елочку» «Подбери такой же предмет» «Раз - листочек, два- листочек» «Разложи по цвету»
|
Учить детей сравнивать предметы (игрушки, картинки) по цвету, форме, величине, сопоставлять их, накладывать. Развивать речь, мыслительные процессы. Материал: серия игр «Поиграй- ка» |
«Геометрические пазлы» «Картинки-пазлы» |
Учить детей соотносить пазлы с картинками. Закрепить цветовое восприятие, форму и величину. Развивать мелкую моторику. Материал: деревянные геометрические пазлы, сюжетные картинки-пазлы. |
«Волшебный шнурок» |
Развивать у детей соотносящие действия и координацию обеих рук; зрительное восприятие и внимание. |
«Выкладывание из мозаики» |
Фиксировать внимание детей на то, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Развивать мелкую моторику. Материал: крупная и мелкая мозаика. |
«Разбор фасоли, ракушек, абрикосовых косточек» |
Учить детей раскладывать предметы разного цвета и размера по емкостям. Материал: 3 ведерка; фасоли, ракушки, абрикосовые косточки в одной емкости. |
«Забавные прищепки» |
Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету. Развивать мелкие движения рук, зрительное восприятие. |
«Веселые крышки» |
Учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра и цветов, зрительно определять их заданное местоположение и цвет. Воспитывать интерес к обучению. Материал: деревянные основы со встроенными в них горлышками для крышек; наборы крышек различного цвета и диаметра. |
«Игры с водой и песком» |
Учить детей через тактильные ощущения познавать свойства природных материалов. Совершенствовать координацию движений рук, развивать мышление, речь. Материал: центр воды и песка. |
Конспекты развивающих игр по сенсорному воспитанию.
- «Волшебные шарики»
Задачи:
- познакомить детей с действиями обследования ваты: дуть, сминать, бросать;
- учить детей выделять свойства ваты: белая, пушистая, мягкая, легкая;
- развивать тактильные ощущения;
- вызвать радость от игры с комочками ваты, развивать любознательность.
Материал: вата.
Персонаж: игрушка-снеговик.
Ход:
Раздается стук в дверь. Входит воспитатель, в руках у нее игрушка- снеговик, в руках у которого взбитая вата.
Воспитатель: снеговик пришел!
Снеговик: здравствуйте! Скучно на улице одному, а у вас здесь весело- зашел с вами поиграть.
Воспитатель: снеговик, что это у тебя такое?
Снеговик: это у меня вата- белая, как снег.
Воспитатель: как с ней будем играть?
Снеговик (дает кусок ваты воспитателю). Сейчас расскажу.
Воспитатель (берет вату; радостно). Какая она мягкая! (мнет в руках, восхищается).
Снеговик: а вы заметили, какая она легкая?
Воспитатель «взвешивает» на руке вату, затем сдувает кусочек с ладони, он летит.
Воспитатель: какая вата легкая! Что из нее будем делать?
Снеговик: из ваты можно сделать шарик Покатайте между ладонями- вот так (показывает).
Воспитатель: (делает шарик). Ребята, хотите поиграть с ватой?
Воспитатель и снеговик раздают детям кусочки ваты. Под музыку дети обследуют ее, делают шарики, играют ими.
Воспитатель: как много шариков получилось! (кладет шарик себе на голову и пытается удержать при ходьбе, восклицает радостно). Он не падает! (кладет на нос шарик, пытается удержать, говорит огорченно). Падает.
Снеговик: а еще можно комочки в ведро бросать.
Дети подходят, бросают.
Воспитатель: снеговик, а ты ведро с ватою с собой заберешь?
Снеговик: если хотите, я оставлю.
Снеговик уходит. Дети самостоятельно играют с ватой.
- «Рамки и вкладыши»
Задачи:
- вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур;
- учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять их;
- продолжать знакомство с русскими народными сказками.
Материал: силуэты зверей из сказки «Теремок», рамки и вкладыши.
Ход:
Воспитатель: стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок. Как называется эта сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, «Теремок». Кто первый пришел жить в теремок?
Дети: мышка-норушка.
Воспитатель: правильно (вставляет силуэт мышка). Она какая?
Дети: серенькая, маленькая.
Воспитатель: а кто к мышке просился жить?
Дети: лягушка- квакушка.
Воспитатель: она какая?
Дети: зеленая, прыгучая.
Идет обыгрывание всех персонажей сказки.
Воспитатель: а где они все жили?
Дети: в теремке.
Воспитатель достает рамку Монтессори, выкладывает на столе теремок, кладет под рамки силуэты животных так, чтобы их было видно в отверстиях рамок.
Воспитатель: все животные живут в теремке, им там очень хорошо. Но вот наступила ночь, и всем пора спать. Нужно на ночь плотно-плотно закрыть окошки в теремке. Давайте поможем зверюшкам- плотно закроем отверстия вкладышами.
Дети подбирают нужные вкладыши, называя их цвет и фигуру. Затем игру можно усложнить.
- «Составь узор»
Задачи:
- учить складывать узоры по цвету, используя узор - задание;
- развивать у детей способность к анализу и синтезу;
- учить складывать узоры по цвету, используя узор - задание;
- развивать мелкую моторику.
Материал: кубики 4 цветов, узоры-задания, игрушка заяц, разноцветные маленькие машинки.
Ход:
Воспитатель: (показывает зайца). Зайчику на день рождения подарили красную коробочку, в которой лежат вот такие красивые кубики (рассматривают кубики). А как играть с ними, Зайка не знает. Он просит, чтобы мы с вами ему показали (раздает по 4 кубика каждому ребенку). Сейчас, Зайка, мы что-нибудь придумаем. Ну вот, например, из этих кубиков можно построить поезд. Вот я аккуратно, приставляя кубик к кубику, построю синий поезд. Красивый у меня получился поезд? А как вы думаете, что еще можно построить из этих кубиков?
Дети: можно построить дорожку, машину, ступеньки.
Воспитатель: молодцы! Вот, Зайка, видишь, какие хорошие кубики тебе подарили. Сейчас ребятки тебе покажут, как нужно построить дорожки. Ты, Денис, построишь какую дорожку? (красную). А ты, Аня,- синюю, а ты, Лена- желтую, а ты, Никита- белую.
Дети строят дорожки, обыгрывают с помощью машинок. Когда дети начнут терять интерес к игре, нужно все сложить в коробку, отдать Зайке, поблагодарить его и пригласить еще в гости к деткам.
- «Уходи, волк, ты не наша мама»
Задачи:
- учить группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет;
- воспитывать отзывчивость.
Материал: геометрические фигуры 4 цветов, фигурки зайцев 4 цветов, фигура волка.
Ход:
Воспитатель: ребята, мы сейчас с вами окажемся в лесу. Посмотрите, это «полянки» в лесу, они красного, синего, желтого и зеленого цветов. На «полянках» играют и бегают зайцы. Положите зайчиков на «полянки», но так, чтобы цвета зайцев не совпадали с цветом «полян». Подвигайте ваших зайчиков, попрыгайте, ведь зайчики очень любят прыгать. И вдруг пришел волк (берет фигуру волка и двигает им). Зайчики испугались и спрятались. Быстро переместите зайцев на «полянки» такого же цвета ( синих зайцев - на синюю фигуру, красных- на красную и т.д.). Нет зайцев, не видит их волк. Убежал волк и зайчики снова выбежали из укрытий и играют на полянках.
Игра повторяется по желанию детей.
Список литературы:
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред.Л.А.Венгер.- М.: Просвещение,1988
- Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Сост. Н.В.Нищева.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011
- Янушко Е.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: Мозаика-Синтез,2011.