Конспект занятия "Лесное путешествие". Учитель - логопед Гащенко З.В.
Документы для скачивания
МАДОУ «ЦРР - детский сад №2 г. Шебекино
Конспект НОД по обучению чтению с использованием здоровьесберегающей методики Н.А.Зайцева и педагогических принципов М.Монтессори.
Автор: Гащенко З.В., учитель-логопед, I кв. категории
Тема: «Лесное путешествие»
детей старшей группы
Тема: «Лесное путешествие»
Цель занятия: обучение интуитивному чтению на основе активного пополнения словарного запаса.
Задачи:
- обучение интуитивному (начальному осмысленному) чтению на основе пополнения активного и пассивного словаря детей по темам: «Дикие животные», «Олимпиада в Сочи»;
- развитие грамматического строя речи путём введения в речь детей понятий: «спортсменка, соревнования, спортивный инвентарь, фигуристы, лыжники, саночники, биатлонистка, коньки, клюшка, шайба и др.);
- развитие навыков словоизменения и словообразования (лыжи, лыжники, лыжня; сани, саночки, саночники);
- развитие навыка складового синтеза (составления слов из кубиков, по складам на таблицах); составления слов из букв заданного слова, по первым звукам названия картинок, по слогам;
- развитие навыка печатного написания букв.
2.Коррекционно-развивающие:
- формирование целостного образа картинки – слова;
- развитие зрительно-моторной и общей координации;
- формирование навыка самостоятельно узнавать (прочитывать) слово и подбирать его к соответствующей картинке с последующей проверкой.
3.Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки инициативности и самостоятельности; дружеские взаимоотношения в командной игре; воспитывать навыки культуры поведения.
Материал: Кубики и таблицы Зайцева; шумовая палочка Монтессори, игрушки-фигурки диких животных; компьютерная игра «Учимся читать»; посылка, письма, папка-пособие «Словарный материал для чтения», указки. Дидактические игры по методике Зайцева: «Письмо слов-отгадок по таблицам Зайцева», «Письмо слов из кубиков по образцу (по карточке), «Карточка-слово», «Кубики разбежались». Д/и по принципам Монтессори «Подписи к предметам», «Подбери предмет к подписи». Д/и «Зашумлённая таблица».
Предварительная работа: просмотр презентаций, иллюстраций и пластмассовых фигурок диких животных, загадывание загадок. Дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Кто, что ест?», «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки». Рассматривание Олимпийской символики, иллюстраций и фото спортсменов и видов спорта.
Время реализации занятия: 30 минут.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание». «Социализация», «Здоровье».
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
üпроявляют интерес к чтению, письму, работе с кубиками, складовыми картинками;
üпроявляют интерес к изучению олимпийских видов спорта, к событиям в г.Сочи;
üпроявляют интерес к изучению диких животных, их образу жизни;
üучаствуют в беседе, отвечают на вопросы, слушают стихотворения и загадки;
üпроявляют интерес к участию в командной игре «Письмо слов по образцу (по карточкам)» из кубиков Зайцева;
üиспытывают положительные эмоции от самостоятельной познавательной деятельности, от правильно выполненных упражнений в предложенных дидактических играх.
План занятия:
I. Организационный момент. Беседа в кругу. Упражнение с шумовой палочкой Монтессори.
II.Основная часть.
- .
- Дидактическая игра «Письмо слов-отгадок указкой по таблицам Зайцева».
- Дидактическая игра «Письмо слов из кубиков Зайцева по образцу (по карточке)».
- Игра «Зашумлённая таблица».
- Дидактическая игра по Зайцеву «Карточка-слово».
- Папка-пособие «Словарный материал для чтения».
- .
- по Зайцеву «Кубики разбежались».
- Упражнение по М Монтессори «Подписи к предметам».
III. Заключительная часть.
Итог.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Беседа в кругу. Упражнение с шумовой палочкой Монтессори.
– Ребята, смотрите, волшебная палочка!
Закрывайте все глаза,
Сейчас будут чудеса!
- Что слышите? (шум воды, моря, ветра, леса)
Лес, конечно, если только он шумит своей листвой.
Ну, а мы с вами попали в очень тихий лес зимой.
– Что-то никого здесь нет,
Пойдём по тропинке, только след в след.
II. Основная часть.
- Пение попевок по таблицам Зайцева в вертикальном направлении.
- ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л, лю-лё-ля-ле-ли-ль… (5-6 цепочек)
(Открываю фигурки диких животных).
- Ребята, кого вы видите? (дикие животные)
- Давайте каждого животного поставим на своё место.
Дети читают заранее прикреплённые карточки-слова с названиями диких животных, ставят соответствующие фигурки.
-По-моему, кого-то нет? (белки и кабана)
Отгадайте, загадки и узнаете, кого нет.
- указкой по таблицам Зайцева».
Загадка 1) - То рыжая, то серая, а названьем белая (белка).
-Давайте напишем «белка», может она появится. «Появляется» карточка-слово «белка».
Загадка 2)- По лесу рыщет, жёлуди ищет (кабан). Письмо слова «кабан», «появляется» карточка-слово «кабан».
-Не появляются. Давайте выложим эти слова (белка, кабан) из кубиков.
Дети делятся на две команды, выкладывают из кубиков своё слово по карточки (белка, кабан), затем проверяют (читают) слова друг у друга. «Появляются животные».
-Ребята, а почему звери собрались?
Что тут за волнение?
Да они читают все это объявление: «Внимание! Здесь, в лесу, Олимпиада! В команду по волейболу спортсменку срочно надо!» Давайте вместе прочитаем, какая спортсменка нужна – «волейболистка». Поможем животным её выбрать.
5.Игра «Зашумлённая таблица».
Из слова «волейболистка» нужно составить новые слова по буквам, соответствующим белым клеткам, пропуская зашумлённые. Найти составленное слово на карточке и расположить его рядом со строкой. Слова: лес, ветка, лист, волк, лиса. – Кто же будет соревноваться в команде? (лиса)
- Нелегко спортсменом стать,
Надо очень много знать!
Ребята, приглашают звери вас
В свой лесной просторный класс!
Никому не будет тесно,
Здесь у каждого есть место!
Раздаю карточки-слова названия диких животных, дети ищут соответствующие, написанные различными шрифтами, прикладывают, читают, рассаживаются по местам.
- На чьё место ты сел? (на место зайца…)
- Ребята, посмотрите, как звери навострили ушки!
- Папка-пособие «Словарный материал для чтения».
- Найдите и прочитайте слова, обозначающие съедобное, живое.
- Есть задания трудней.
Выполняйте-ка скорей!
а) Составь и прочитай слова по первым звукам картинок.
б) Найди нужный слог.
в) Прочитай слова по слогам.
- Тренируются все звери
Здесь с утра до ночи.
Мишка с Зайкою, Барс
Ждут уже их в Сочи.
- Вот известия пришли («письма» с картинками спортсменов)
Нам с Олимпиады,
Что же происходит там,
Прочитать нам надо!
(Подбор предложений к картинкам, чтение предложений:
Лыжники бегут по лыжне.
Фигуристы исполняют танец.
Хоккеисты играют в хоккей и др.)
- Какое первое слово в предложении, 2-е, 3-е?
10.Дидактическая игра по Зайцеву «Кубики разбежались».
- Здесь для вас ещё посылка!
В ней спортивный инвентарь,
Очень нужен он спортсменам
Для победы за медаль!
(Письмо слов из складов, соответствующих граням кубиков. Прочтение написанных слов: лыжи, шайба, клюшка, сани, коньки, ружьё.)
- Что тебе прислали Мишка с Зайкой? (сани - я буду учиться спускаться с горы и т.п.) Теперь я уверена, что вы вырастите настоящими спортсменами!
- Ребята, посмотрите, как деревья качаются.
Это, кажется, в лесу ветер начинается. ( Шумовая палочка)
- Разбежались по домам,
Спрятались зверушки.
Лишь оставили для нас
Все свои игрушки!
Каждый ребёнок читает свою карточку-слово название дикого животного, забирают соответствующую фигурку.
- Слово читайте, игрушку выбирайте!
III. Заключительная часть.
Итог: - Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями.
- Вот и кончилась игра!
В детский сад идти пора!
Занятие закончено.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий