"Веселый язычок" образовательная программа
Документы для скачивания
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества пгт. Нема Согласовано: Утверждаю: Педагогический совет № 1 Директор МКОУ ДОД ДДТ пгт. Нема от 31. 08. 2015 г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С. Н. Шустова При каз № 22от 31. 08. 2015г Дополнительная образовательная программ а «Звездочка» круж ок «Веселый язычок», социально- педагогической направленности Срок реализации: 2 года Возраст детей: 5- 7 лет Педагог дополнительного образования: Шведчикова Татьяна Павловна пгт. Нема 2015 г. Пояснительная записка: Актуальность: За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкол ьного возраста, что отмечается в специальной литературе. Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Б оряинова Т. Б. в своей работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» приводят такие цифры: « У 70—90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества» Самыми заметными нарушениями речи являются неправильное звукопроизношение, неправильно изменение слов по родам, числам, падежам. Но даже самые простые нарушения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. Ребенок, имеющий речевые нарушения с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок( это называется дислексией и дисграфией) . Уже в первом класс е на этом фоне у ребенка очень б ыстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам. Ребенок с нарушениями речи выглядит инфантильным, кажется меньше своих лет, часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Данная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации ” №273- ФЗ от 29. 12. 2012г. Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного обр азования детей( Приказ Министерства образования и науки от 26. 06. 12 г. ) , современными коррекционно- развивающими программами Министерства образования и науки РФ, научно- методическими рекоменда циями, инструктивными письмами. При разработки программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми ОНР: дополнительная образовательная программа по коррекции речи «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Т. ф. Филичевой, Г. В. Чирковой; «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте» Т. А. Летуновская, В. В. Сеничкина, методические пособия по коррекции общего недоразвития речи О. Н. Лиманская Цель программы: устранение речевых недостатков у детей среднего и старшего дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Задачи: - совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения; - развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно- акустическим характеристикам; - формировать практические умения и навыки п ользования исправленной речью; - развивать психические функции; - развивать общую и мелкую моторику. Под теоретическую и методологическую основу программы заложены положения, разработанные в Л. С. Выготским, Р. Е. Левиной, В. И. Лубовским и др. Принцип развивающего обучения( формирование «зо ны ближайшего развития») ; принцип единства диагностики и коррекции отклоне ний в развитии; Принцип генетический, раскрывающий общие законо мерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза; Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в за висимости от структуры и выраженности речевого на рушения; Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично стное развитие ребенка с отклонением в речи; Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом общедидакт ических и специальных принципов. 1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 2. Принцип коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи. 3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. 4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 5. Комплексность воздействия на ребенка. 6. Воздействие на все стороны реч 7. Опора на сохранные звенья. 8. Учет закономерностей онтогенеза. 9. Учет ведущей деятельности. 10. Учет индивидуальных особенностей ребенка. . Возраст детей: Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраст с 5 до 7 лет. В кружок принимаются дети имеющие дефекты речи. Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения Особенности работы по программе: Работа по данной программе ведется индивидуально с каждым ребенком. Выбор индивидуальной формы занятия обусловлен специфическими нарушения звукопроизношения у каждого ребенка. Именно индивидуальная форма занятия позволяет подобрать упражнения и методику работы по коррекции конкретного речевого нарушения. На 2 и 3 этапах допускается работа с подгруппой детей имеющих сходные проблемы. Коррекция ведется на основании речевых карт обследования каждого ребенка. На 1, 2, 3, 4 этапах ра бота ведется по расписанию. Данная п рограмма не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Дополнительно к программе составляется план работы с родит елями. ( Подробно приложение № 1) Ведущей идеей программы является подготовка детей к успешному обучению в школе. Только правильная, грамотная во всех отношения речь даст возможность ребенку успешно осваивать школьную программу, комфортно общаться с окружающими и в полной мере реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Ожидаемые результаты. К концу освоения образовательной программы, обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. У дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко- слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков. Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе. Первый блок- коррекция звуковой стороны речи 1 год обучения Этапы реализации первого блока 1 этап( диагностический) 2 часа «Диагностика сенсорных и речевых процессов у детей» 2 этап( установочный, проведение инструктажей) 1 час «Я хочу научиться красиво говорить» 3 этап( подготовительный) 3 часа «Выполняем артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, развиваем мелкую моторику- развиваем речь» 4 этап( индивидуальный) 64 часа Индивидуальная работа по индивидуальным коррекционным программам. 5 этап( заключительный) 2 часа Оценка качества и устойчивости результата коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно- образовательной перспективы ребенка. ( Решение о завершении или продолжении коррекционной работы с детьми по звуковой стороне речи) ( Подробно в Приложении №2) Второй блок – коррекция грамматического строя речи 2 год обучения Первое зан ятие установочное, мотивация, инструктажи: 1 час 1. Обучение фонематическому синтезу: 15 часов Цель: Научить с оставлять слова из заданного количества звуков: ( К, О, Т. ; М, А, К. ; Д, О, М. ; С, О, К. ) составлять слов а из звуков, данных в нарушенной последовательности: ( А, Р, Ш. Д, М, Ы. А, Р, К. ) ; о пределять из скольких звуков состоит слово, в ыделять одинаковые звуки в двух названиях слов, о пределять место звука в слове, о пределять последовательность звуков в слове, о пределя ть из скольких звуков состоит слово, 2. Обучение фонематическому анализа: 16 часов Цель: Научить о пределить место звука в слова. Работа по обогащению словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий, 3. Обучение словоизменениям: 14 часов Цель: Научить изменять существительные по падежам, прилагательные по родам, подбирать глаголы к существительному, изменять существительные женского, среднего, мужского рода по числам, согласовывать существитель ные с числительными, изменять глаголы по временам 4. Обучение словообразованиям: 9 часов Цель: Научить образованию новых глаголов от глагольных основ с помощью приставок, образованию глаголов с противоположным значением с помощью приставки, образованию существительных с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса, о бразованию прилагательных от существительных 5. Обучение с амо стоятельной речи: 17 часов Цель: Научить составлять предложения по картинкам, составлять рассказы по серии кар тинок, составлять пересказы текстов. ( Подробно в приложении № 3) Методическое обеспечение программы З аняти я Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие длительностью 25 минут, которое строится по схеме: дидактическая игра, создающая мотивацию( 3- 5 мин. ) ; затруднения в игровой ситуации( 1- 3 мин. ) ; открытие нового ЗУН( 5- 7 мин. ) ; воспроизведение нового в типовой ситуации( 5 мин. ) ; повторение и развивающее задание( 3- 4 мин. ) ; итог занятия( 2 мин. ) Методы организации занятий- словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, игровой, интеграционный, психологический и социологический Оборудование: Комната для индивидуальных занятий, стол с зеркалом для занятия педагога с ребенком, наглядный демонстрационный материал, методическая литература. Наглядно- иллюстративные и дидактические материалы: Наглядные пособия: художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, видео кассеты, компакт- диски, методические разработки: пособия, тесты, кроссворды, логические игры…, словесные игры, пальчиковые игры. Мониторинг В мониторинге учитываются следующие показатели усвоения детьми программы: чистота звукопроизношения; автоматизация звуков в речи; умение строить предложения; умение произносить монолог, чётко высказываться; умение вступать в диалог. Цель мониторинга: выявление и отслеживание уровня разв ития речи детей. Виды мониторинга: - Предварительный контроль( проводится в первые дни обучения и выяв ляет исходный уровень развития речи и дефекты произношения воспитанников; позволяет скорректировать учебно- методический план и программу; определить направления и формы индивидуальной работы) - Текущий контроль( определяет степень усвоения воспитанниками учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям; цель контроля повысить ответственность и заинтересованность воспитанников в усвоении материала; обеспечить ритмичность и организованность учебной работ ы; своевременная коррекция планов с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения) - Итоговый контроль( проводится с целью определения степени достижения результатов воспитанниками, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее самостоятельное обучение; получение сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения) Формы мониторинга: Диагностики( подр обно приложение №4) Игры( помогают закрепить и расширить предусмотренные программой ЗУН) Тестовые задания по «Логопедическому альбому» О. Б. Иншаковой Список л итература для педагога: О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Е. М. Косинова «Домашний логопед» Н. С. Жукова «Уроки логопеда» О. А. Степанова «Дошкольная логопедическая служба» Е. А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия» Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в старшей группе детского сада» В. И. Руденко «Логопедия. Практическое пособие» М. А. Полякова «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство 9. А. Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи» 10. А. Тер «Популярная логопедия» 11. И. Ю. Кондратенко «Произносим звуки правильно» 12. н. Бабкина «Занимательные игры со словом» 13. Серия «Солнечные ступеньки»- логопедические тетради 14. З. А. Арефьева «Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении» 15. Е. С. Бабина «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе» 16. Л. А. Боровцева «Документации учителя- логопеда» 17. Г. А. Каше «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи( в подготовительной к школе гр 1) Список литературы для детей: 1. Доктор Айболит. ( в прозе) К. Чуковский 2. Бибигон. К. Чуковский 3. Летающий на стрекозе П. Катаев( про Бибигона) 4. Умная собачка Соня. А. Усачёв( простенько и с юмором) 5. Домовёнок Кузька Т. Александрова 6. Пять робинзонов П. Катаев( не совсем из нашего времени, там про пионеров есть некоторые эпизоды, мы их пропускали) . 7. Девочка и Белочка П. Катаев 8. Буратино. А. Толстой 9. Не буду просить прощения. С. Прокофьева 10. Поучительные истории про мальчика Яшу. Э. Успенский( с юмором) 11. Денискины рассказы. В. Драгунский 12. Подружки идут в школу. Л. Воронкова 13. Рассказы. Н. Носов 14. Рассказы о животных. В. Бианки