Консультация для педагогов «Обучение детей с ОНР чтению с использованием методики Н.А.Зайцева» Учитель - логопед Гащенко З.В.
Документы для скачивания
«Обучение детей с ОНР чтению с использованием методики Н.А.Зайцева»
Подготовила: Гащенко З.В.
Учитель-логопед I кв.категории
Проблема обучения детей дошкольного возраста с ОНР чтению имеет общественную значимость и сопряжена с рядом психолого-педагогических сложностей. Процент детей, недостаточно овладевших первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растёт (М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Р.И. Лалаева и др.). У части детей, которые овладевают к школе механизмом чтения, к концу первого класса выявляется его недостаточная полнота и нестойкость. В результате этого примерно у 10% учащихся начальной школы обнаруживаются нарушения письменной речи.
Многие учёные, дефектологи, учителя-логопеды занимались проблемой обучения чтению детей с речевыми нарушениями (М.Монтессори, Г. Доман, Г.В. Чиркина, Н.В. Ахмылова, Н.В. Пятибратова). Отечественные педагоги В.Г.Горецкий, Н.А.Зайцев, А.Н. Корнев, А.Н. Лагутина указывают на успех раннего обучения чтению и возможность более продуктивного использования потенциальных возможностей коррекционной педагогики даже у детей имеющих речевые нарушения.
Нарушение всех компонентов речевой системы детей с ОНР, а также своеобразие их психического развития в целом, влияют на сформированность функционального базиса чтения, оценка состояния которого, определяет реальный уровень готовности к усвоению навыка чтения. А.Н.Лагутина доказала, что комплексное обследование функционального базиса чтения у детей с ОНР, их правильная оценка, необходима для определения компенсаторного фона, создания условий для коррекции и развития всех компонентов функционального базиса чтения, что впоследствии позволит детям с ОНР успешно овладеть навыком чтения по методике Н.А.Зайцева.
К причинам трудностей выработки навыков чтения относятся: недостаточная подготовленность детей к звукобуквенному анализу и синтезу, а также усвоению абстрактно-символических понятий, требующих соответствующего уровня логического мышления, который у данной категории детей формируется значительно позже. Поэтому психологические особенности методики соотносятся с возрастными показателями зрелости соответствующих наиболее востребованных психических и языковых способностей. При использовании глобального метода обучения чтению Н.А.Зайцева как раз требования к анализу минимальны и основная опора делается на зрительный анализатор.
Работа проводится по несколько модифицированной методике обучения чтению Н.А.Зайцева. В работе используются изготовленные дидактические игры, слоговые таблицы, карточки-слова и карточки - складовые картинки по лексическим темам. Разработаны методические приёмы, содержание и структура занятий, специальные «опоры», обозначена логопедическая цель каждой игры.
Модифицированная и вновь внедрённая методика обучения чтению по Н.А.Зайцеву, в полной мере отражает принцип личностно-ориентированного обучения, природосообразности и реализации здоровьесберегающих основ, так как способствует профилактике нарушений зрения и осанки. Это достигается благодаря тому, что процесс обучения осуществляется в активной игровой форме.
Опыт работы показал целесообразность создания двухкомпонентной модели обследования состояния речевых и неречевых предпосылок к овладению первоначальными навыками чтения. Параллельно с обучением чтению проводится работа со схемой звукового анализа слова. Схемы отражают цветовую гамму кубиков и таблиц, предложенную Н.А.Зайцевым. Твёрдость и мягкость звуков показана размером больших и маленьких квадратиков соответственно. Разработаны и применены на практике двухуровневые игры для обучения детей чтению глобальным методом (склад, слово). Где на одной стороне карточек предлагаются задания для детей средней группы, а обратная сторона применяется в старшем возрасте, детьми, владеющими звукобуквенным анализом слова и умеющими читать.
Применение комплексного подхода к обучению чтению, направленного на развитие вербальных и невербальных процессов помогает добиваться поставленной цели, и является профилактикой дислексии. Также отмечаются следующие положительные результаты: дети получили навыки осознанного чтения (слогов, слов, предложений), написания печатных букв (слов, предложений); улучшились результаты развития всех параметров функционального базиса чтения (в большей степени: зрительного гнозиса, зрительно-предметной и речеслуховой памяти); улучшилась речь. Всё это обеспечивает качественную подготовку детей с речевыми нарушениями к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий