Методические разработки
Документы для скачивания
ОТЗЫВ преподавателя СП « Грязовецкая ДШИ» МБУДО «Центр развития детей и молодежи» Раскатовой Галины Сергеевны о прошедшей в Вохтожской общеобр а зовательной школе «Битве хоров» О «Битве хоров» я узнала на районной педагогической конференции «Образов а тельное событие: от проекта к эффекту», проходившей 15 апреля на базе МБОУ «Средняя школа №1 г. Грязовца». Проект «Битва хоров» представляла учитель музыки Вохтожской средней общеобразовательной школы Орлова Светлана Павлиновна. Меня очень заинт е ресовал данный проект, несмотря на то, что я знаю о том, что в Вохтоге хоровая культура всегда находилась и находится на высоком культурном уровне, и мне захотелось посетить это уникальное мероприятие. И случай представился благодаря руководителю нашего «Центра» Ришко Е. В. То, что я увидела и услышала, превзошло все ожидания. Браво! ! ! всем, кто готовил и участвовал в данном проекте! Меня поразило буквально всё: сценическая культура, пе в ческая культура, массовость, участие мужской половины человечества, независимо от возраста. И не просто участие, а их эмоциональность, огромное желание выступать и П О БЕДИТЬ. Организаторы попали, что называется, «в точку», назвав проект «БИТВА х о ров». Сцена действительно превратилась в поле сражений. Каждый коллектив старался выиграть это «сражение». Запомнились и понравились все коллективы, но особенно хор 5- х классов( руководитель Орлова С. П. ) , который очень проникновенно и удивительно ЧИСТО( для общеобразовательной школы) исполнил произведение о Родине. Жаль, что жюри это не оценило по достоинству. И, конечно, меня поразил хор 10- х классов( руков о дитель Стахеева Людмила Валентиновна) . Чистейшее двухголосие в общеобразовател ь ной школе при одном часе в неделю по предмету «Музыка»( в отличи и от 3- х часов фи з культуры…) . У меня просто нет слов, чтобы выразить чувсвтва восхищения и восторга! Не могу не сказать и про взрослые коллективы. И хор учителей, и хор родителей были на высоте, с огромной отдачей и покорили всех присутствующих в зрительном зале. Несколько слов хочется сказать и о подобранном руководителями репертуаре. Все исполняе мые песни глубокие по смыслу, отвечающие возрастным требованиям и явля ю щиеся высоко художественными музыкальными произведениями. В заключении хочу пожелать, чтобы этот проект продолжался и развивался, н е смотря на огромные трудности, возникающие при его реализации. Возможно, необходимо пересмотреть положение о подведении итогов, чтобы у членов жюри не возникало з а труднений. Может быть, следует приглашать независимое жюри. Это мероприятие ценно еще и тем, что сейчас в России идет возрождение Хорового общества, которое существовало в советские времена, и было ликвидировано в период перестройки. Вы – МОЛОДЦЫ, внесли свою лепту в возрождение хоровой культуры, к о торой всегда славилась Россия. Огромное СПАСИБО за доставленное удовольствие! ! !
Тема сегодняшней нашей встречи – знакомство с жанром сюиты. В переводе с французского слово «сюита» означает « последователность », «ряд». Как вы думаете, что же собой представляет сюита? Это многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объед и ненных общей художественной идеей, общим замыслом. Части сюиты, как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п. , в то же время они м о гут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др угими способами. Гл авный принцип формообразования С юиты – создание единого композиц ионного целого на основе контрастных частей. Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, п о том стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое уд о вольст вие- не меньшее, чем танцы. Много веков тому назад появились пр о изведения, состоящие из нескольких частей- танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения и стали называть сюитами. Корни С юиты уходят в древнюю традицию сопоставления медленн о го танц а- шествия ( чётного, 2- х дольного размера) и живого, прыжкового танца( обычно нечётного, 3 доль ного размера) , О них бы ло извест но в во с точных странах уже в глубокой древности. Однако подлинное ро ждение сюиты в зап адно европ ейской музы ке с вязыва ют с появлени ем в сер. 16 в. пары танцев - паваны ( величест венный, плавный танец на 2/ 4) и галья р ды ( подвижный танец с прыжками в размере 3/ 4) . Эта пара образует, по сл о вам Б. В. Асафьева, " е два ли не первое прочное звено в истории сюиты" . Об этих танцах мы уже говорили с вами. Напомню, что название павана пр о изошло от слова «павлин». Танцоры изображают плавные движения, гордо поворачивают головы и кланяются, такие движения напоминают павлина. У мужчины обязательно должны были быть плащ и шпага. Гальярда – вес ё лый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло и парами. По своему происхождению гальярда- народ ный та нец, о дн ако в конце XV века её стали танцевать и при дворе. В XVI — XVII веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии. Классическая танцевальная сюита утвердилась в творчестве австри й ского композитора И. Я. Фробергера. Ее основу составили четыре разнох а рактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Постепенно композ и торы стали включать в сюиту и другие танцы, причем выбор их свободно варьировался. Это могли быть: менуэт, пассакалья, полонез, чакона, ригодон и др. Иногда в сюиту вводились и нетанцевальные пьесы — арии, прелюдии, увертюры, токкаты. Таким образом, общее число номеров в сюите не регл а ментировалось. Сначала сюиты исполнялись только одним инструментом( чаще всего на лютне или на клавесине) , позднее композиторы стали писать сюиты для оркестров. Подлинная вершина развития жанра была достигнута в творчестве И. С. Баха. О н придает каждой из основных танцевальных пьес отчетливо выраженную музыкальную индивидуальность. Так, в аллеманде он передает полное силы, спокойное движение; в куранте – умеренную поспешность, в которой объединяются достоинство и изящество; сарабанда у него является изображением величавого торжественного шествия; в жиге, наиболее св о бодной форме, главенствует полное фантазии движение. Бах создал из сюи т ной форм ы высочайшее искусство, не нарушая при этом старый принцип объединения танцев. Предлагаю послушать Аллеманду и Куранту из Французской сюиты до минор. ( Всего Бах написал 6 Английских и 6 Французских сюит. Англи й ские написаны по заказу некоего англичанина, а во Французских Бах подр а жает французским клавесинистам, а также использует французские танцы- менуэт, гавот, буре) . И еще одно произведения Баха мы услышим – финал сюиты для оркестра №2 си минор, пьеса, известная под названием «Шутка». Кстати, Бах написал 5 оркестровых сюит, которые назвал Увертюрами. Звучит «Шутка» из сюиты №2 Баха Со второй половины XVIII века сюита вытесняется другими жанрами, и, с приходом классицизма – уходит на второй план. В XIX веке наступает во з рождение сюиты; она вновь оказывается востребованной. Романтическая сюита представлена в основном творчеством Р. Шумана. «Карнавал»- это романтическая фортепианная сюита, типично шумано в ская. Композитор разворачивает перед слушателем вереницу ярких картин и персонажей, образующих вместе законченное произведение. В этом черед о вании свои контрасты: грустный «Пьеро» и веселый «Арлекин»- персонажи итальянского театра; поэтичный Эвсебий и энергичный Фло ре стан- литер а турные персонажи самого Шумана. Здесь же и музыкальные портреты др у зей: «Шопен», «Паганини», « Ки арина »( Клара Вик, будущая жена Шумана) . Портреты перемежаются вальсами, как и положено на карнавале. Звучат « Киарина » и «Шопен» Композиторы XIX—XX вв. , сохраняя главные приметы жанра — цикли ч ность построения, контрастность частей и т. д. , дают им иное образное то л кование. Танцевальность теперь не является обязательным признаком. В сюите используется самый разный музыкальный материал, нередко ее с о держание определяется программой. Появляются сюиты, составленные из музыки к театральным постановк ам, к\ фильмам. Великий норвежский композитор Э. Григ получил заказ от норвежского драматурга Генри к а Ибсена написать музыку к его драме «Пер Гюнт ». В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: стра н ствия человека в поисках счастья. Герой пьесы П ер Гюнт- крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил чел о век, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отпр а вился искать счастья. . . Пер- фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих вообр а жаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сол ь вейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей- нибудь душе». Даже имя ее- Сольвейг- в переводе с норвежского озн а чает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра- лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгон я ют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке. . . В странствиях по миру П ер Гюнт несколько раз достигает своей мечты- сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный П ер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена п о пусту. . . Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке- последнем своём пристанище. Писатель придавал музыке в пьесе огромное значение и хорошо пр о думал, где и что она должна иллюстрировать. Задача оказалась для композ и тора очень сложной: всегда трудно воплощать чужой замысел. Не удив и тельно, что в результате партитура, представленная композитором, сущес т венно отличалась от того, что было задумано драматургом. Впоследствии из наиболее ярких и интересных пьес композитор составил две сюиты для о р кестра: в первую вошли Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля. Предлагаю послушать «Утро» и в «Пещере горного короля». Во вторую сюиту вошли Плач Ингрид, Арабский танец, Возвращение П ер Гюнта, Песня Сольвейг. К жанру сюиты обращались и русские композиторы. Н. А. Римский- Корсаков написал симфоническую сюиту « Шехеразада » по мотивам восто ч ных сказок «1000 и одна ночь», Модест Петрович Мусоргский сочинил фо р тепианный цикл( или сюиту) «Картинки с выставки ». Рассказ об истории создания сюиты. Слушание отдельных её номеров.
Среди композиторов XIX века А. П. Бородин выделяется своим униве р сализмом. Светлая, цельная и широкая натура, он был одарен необыкнове н но. Великий композитор, представитель «Могучей кучки», европейски и з вестный ученый- химик, талантливый врач- практик, общественный деятель. Бородин играл на флейте, виолончели, скрипке, рояле, дирижировал, знал несколько иностранных языков. Остроумный рассказчик, талантливый ле к тор, он блистательно владел литературным словом( о чем говорят его письма, рецензии в газете «Петербургские ведомости», тексты романсов и либретто «Князя Игоря») . Исключительная одаренность и энциклопедическая образ о ванность сближает Бородина с великими титанами эпохи Возрождения, а также с просветителями XVIII века( такими, например, как М. В. Ломоносов) . Давайте же поближе познакомимся с этим уникальным человеком. Александр Порф и рьевич Бородин родился в Санкт- Петербурге 31 о к тября( 12 ноября) от внебрачной связи 62- летнего грузинского князя из HYPERLINK" https: / / ru. wikipedia. org/ wiki/ % D0% 98% D0% BC% D0% B5% D1% 80% D0% B5% D1% 82% D0% B8% D1% 8F" \ o" Имеретия" Имеретии Луки Степановича Гедианова( Гедева нишвили) , и 25- летней русской мещанки Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 8 лет мальчик явля л ся крепостным св о его отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил ч е тырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрыва лись и незаконнорожде н ного мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны. Из- за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин обучался дома по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Музыкальность мальчика проявилась очень рано. Они с матерью жили н е подалеку от Семеновского плаца, где иногда играла военная музыка, и Саша непременно направлялся ее слушать. Он перезнакомился с музыкантами, рассматривал их инструменты, следил, как на каждом из них играют. А дома садился за фортепиано и по слуху наигрывал, что слышал. Видя такую его любовь и способность к музыке, мать устроила для него уроки игры на флейте. Солдатик из военного оркестра Семеновского полка приходил его учить по полтиннику за урок. Когда Саше Бородину было 9 лет, он в первый раз влюбился. Предметом его страсти оказалась взрослая особа. Звали ее Елена. В честь нее он сочинил свое первое музыкальное произведение – польку « Helen ». Предлагаю её п о слушать. Параллельно с интересом к музицированию, юного Сашу Бородина охв а тила еще одна пламенная страсть, ставшая впоследствии делом всей его жи з ни – химия. Друг его детства и юности Михаил Щиглев вспоминал: «Не только его собственная комната, но и чуть ли не вся квартира была наполн е на бан ками и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. И Сашу даже н е много за это преследовали: во- первых, весь дом провонял его химическими препаратами, во- вторых, боялись пожара». Опасения близких Александра были не напрасны, он был очень рассеянным. Из- за чего, будучи уже взро с лым человеком, нередко попадал в забавные ситуации. Однажды вечером к Бородину в гости пожаловали друзья. Играли его прои з ведения, ужинали, беседовали. Вечер прошел так замечательно, что никто и не заметил, как пролетело время. Неожиданно композитор посмотрел на часы и, ахнув, заспешил. Он поднялся из- за стола, вышел в прихожую, тор о пливо надел пальто и принялся дружески со всеми прощаться. Друзья были в полном недоумении. — Куда это вы, Александр Порфирьевич? — Будьте здоровы, милые мои, а мне уже и домой пора, засиделся я с вами: а ведь у меня завтра лекция … И долго еще Бородин не мог понять, отчего все вокруг так хохочут. Рассказывают и о другом случае, произошедшем как- то с Бородиным. Однажды, уходя из дому и опасаясь, что во время его отсутствия к нему может прийти кто- либо из друзей, он приколол к входной двери записку: «Буду через час». Вернувшись через некоторое время и увидев записку, он огорчился: — Какая досада! Впрочем, ничего не поделаешь — придется подождать … И, вздохнув, устроился на скамейке в ожидании… самого себя. Занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при о т сутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынуд и ло мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тве р ской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вол ь нослушателем в Медико- хирургическую академию, которую окончил в д е кабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заним аться химией под руководством Ник. Н ик. Зинина. В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором В торого вое н но- сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским. В 185 8 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химич е ские исследова ния и защитив диссертацию. В 1858 году Военно- медицинский учёный Совет направил Бородина в Сол и галич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность. В 1859—1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области м е дицины и химии за границей — в Германии( Гейдельбергский университет) , Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт- профессора( ассистент, помощник) Медико- хирургической академии. С 1863 года — профессор кафедры химии Лесной академии. С 1864 года — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химич е ской лаборатории, а с 1877 года — академик Медико- хирургической акад е мии. А. П. Бородин — ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Н и колая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом- учредителем Ру с ского химического общества, затем в течении е 10 лет был его директором. Автор более 40 работ по химии. Все эти факты убедительно доказывают, что Бородин был выдающимся уч е ным и сделал немало открытий в области химии. Музыкальное творчество Ещё во время учёбы в Медико- хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно- инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, счита в шего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой пр и чине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором М и лием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого об ъ единения определилась музыкально- эстетическая направленность взглядов Бо родина как приверженца русской национальной школы в музыке и посл е дователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был постоянным посетителем Б е ля евского кружка, которым руководил Н. А. Римский- Корсаков. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия ру с ского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавател ь скую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объ ё му, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. А. П. Бородин считается одним из основателей классических жанров си м фонии и квартета в России. Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет о д новременно с первыми симфоническими произведениями Римского- Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико- эпическому н а правлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпическ о го симфонизма признаётся написанная в 1876 году В торая( «Богатырская») симфония композитора. Давайте послушаем фрагмент 1 ч. «Богатырской» симфонии К числу лучших камерных инструментальных произведений принадл е жат П ервый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. Квартет – один из жанров камерной музыки. Камерно- инструментальное творчество Бородина нев елико по объёму. Однако ему композитор придавал немалое значение. «Я глубоко убеждён, - писал он в период работы над пе р вым квартетом, - что камерная музыка представляет одно из самых могучих сре дств дл я развития музыкального вкуса и понимания». Для самого Бородина камерные инструментальные пьесы и ансамбли в г о ды юности явились хорошей школой, в которой вырабатывались его муз ы кальный стиль и композиторская техника. Вернувшись к этой области музыки в зрелом периоде, он создал произв е дения, которые стоят в одном ряду с лучшими образцами его творчества. Жемчужиной русской камерной классики XIX в. я вляется Квартет № 2- вдохнове нное лирическое высказывание. Квартет посвящён жене композит о ра – чуткому и отзывчивому другу, помощнику, прекрасной пианистке- Ек а терине Сергеевне Бородиной. В квартет е 4 части. III часть – «Ноктюрн»( что означает «ночная м у зыка») . В «Ноктюрне» основная мелодия всей части объединяет в себе интонации русского романса и «русского Востока». Хотя на первый взгляд очень трудно определить, где интонации романса, а где «восто ч ные». Она настолько цельна, что кажется, что так и должно быть. Тема звучит то у виолончели, то у скрипки; то в светлом мажоре, то в грус т ном миноре; то в сочетании со спокойными аккордами, то с трепетной дрожью тремоло. Словно соединяются два разных мира – верх и низ, восток и запад. А может быть, это мир мужской и мир женский в своем единстве. В третьей части, «ноктюрне», все слова и фразы просто исч е зают, растворяются, и остается только шелест летних листьев и запах ночных фиалок. Может, это сама Ночь прячет влюбленных под своим покрывалом, и звезды светятся вместо их глаз. Это одно из вдохнове н ных воплощений темы взаимной любви, нежности, верности. Звучит 3ч. Из Квартета №2 Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий х у дожник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является эл е гия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — о с вободительные идеи 1860- х годов( например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса») , также являясь автором сатирических и юмористических песен( « Спесь » и др. ) . Звучит романс «Для берегов отчизны дальней» Но наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композит о ры Николай Римский- Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт- Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся м о нументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хор о вых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства. Опера «Князь Игорь» Сюжет, в основе которого лежит памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», написанный в 12в. , подсказал Бородину В. В. Ст а сов. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в к о тором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным! Сюжет увлек композитора, и вскоре был составлен подробный план б у дущей оперы. Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в походе к композ и торскому творению. Перечень научных источников – научных и литерату р но- художественных, которые он проработал, прежде чем приступил к созд а нию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова о полку Игореве» и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал и подлинные русские летописи, научные исследов а ния о половцах( степных кочевниках) , русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое. Была даже заведена папка, в кот о рой хранились выписки самого Бородина, озаглавленные: » Противоречия в источниках о походе Игоря». Он даже заказал из Венгрии нужные сведения о половцах и сборники их песен. Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создал либретто. «Слово» рассказывает о походе князя Игоря Святославича Новгород- Северского в 1185 году против степных половцев. Половцы совершали н е ожиданные набеги на мирные русские города и села, сжигали дома, поля, уводили в плен людей. Победить их русские князья не могли, т. к. были ра з рознены, их раздирали междоусобные войны. Поэтому и князь Игорь поте р пел поражение. Неизвестным автором «Слова о полку Игореве» была выдвинута па т риотическая идея единства страны. Ею пронизана вся поэма. С горячей л ю бовью автор говорит в ней о родной земле и её защитниках, с болью – о б е дах, с радостью – о благополучном возвращении Игоря из плена. Эта патриотическая идея и народный дух поэмы были близки Бородину. К тому же в ней могла раскрыться особенность таланта композитора- стре м ление к широким эпическим картинам и богатырским образам, интерес к Востоку. Хотя «Слово» пронизано мыслью о народе и заботой о его интересах, там не было фрагментов, рисующих народные массы. А Бородин наполнил ими свою оперу. Он написал хоры девушек, ратников, крестьян и в этой м у зыке воплотил чувства, думы, характер народа. Всю оперу обрамляют Пролог и Эпилог. Словно прекрасные древнеру с ские фрески, они рисуют во всей ее красоте и величии. Подобные фрески еще сохранились на стенах некоторых храмов – в них те же суровая красота и н е повторимость. Это выявляет особый стиль оперы – эпический. Причем эта эпичность здесь понимается не только как определенное содержание, но и как особая манера художественного содержания образов. Это выражено я р ким национальным языком, поражающим простотой и своеобразием. В опере 4 действия: I и IV рисуют русский лагерь, II и III переносят нас в лагерь половцев. Пролог рисует торжественные проводы Игоря и его дружины. Главный герой пролога – народ. Здесь показаны его богатырский образ, любовь к р о дине, спокойная уверенность в своей силе, непоколебимая стойкость и спл о ченность. Народ славит мужество и решимость своего князя, который вопр е ки дурному предзнаменованию – затмению солнца – идет на половцев, чтобы защитить от них Русь. Автор «Слова» объясняет мотивы Игоря так: «Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменова ние». ( Автор понимал значение затмения! ) В источниках упоминаются другие слова князя: « Не известно, нам ли к худу или врагам нашим». В опере эти слова звучат так: «Нам Божье знаменье от Бога, к добру иль нет – узнаем мы. Судьбы своей никто не обойдет, чего бояться нам? Идем за правое мы дело, за веру, Родину, за Русь! Ужели нам без боя воротиться и путь открыть врагу? Звучит хор «Слава», который выражает могучую силу народа. Он полон р е шимости и мощи. Своим характером хор близок гимну- маршу «Славься» из оперы «Иван Сусанин» Глинки. Кстати, свою оперу Бородин посвятил Глинке. Звучит хор «Слава» из Пролога. Замечательно изображено в прологе солнечное затмение: светлая музыка неожиданно «темнеет, как будто заволакивается какой- то дымкой. И таким естественным кажется страх народа и Ярославны. Она просит Игоря не х о дить в поход, но Игорь остался непреклонен. Звучит Сцена солнечного затмения Совсем другой становится музыка в новой сцене – гудошники( гудок – струнный смычковый русский народный инструмент) Скула и Ерошка не желают отправляться в далекий и рискованный поход. Они предпочитают примкнуть к «войску» Владимира Галицкого, на попечении которого оста в ляет Игорь свое княжество и жену – Ярославну. Так уже в Прологе композ и тор намечает не только основной конфликт оперы – между русскими и п о ловцами, но и конфликт внутри русского стана. Звучит Сцена Скулы и Ерошки. Первый акт состоит из 2- х картин, противостоящих друг другу. В центре к а ждой из них – контрастные образы Владимира Галицкого и его сестры Яр о славны. Владимир, которого отец прогнал и лишил наследства, мечтает з а хватить власть в Путивле, где Игорь приютил его как родственника. Этими планами он делится с челядью, которая вместе с ним предается пьяному ра з гулу. Песня Галицкого очень полно раскрывает его характер: п рямолинейная, лишенная гибкости мелодия, такой же ритм и стремительный темп создают образ гуляки- бражника, «князя- босяка», как назвал его Стасов. Звучит песня В. Галицкого Каким контрастом звучит музыка 2- й картины! Ярославна тоскует о муже. Тихой горечи полно ее ариозо «Ах, где ты, где ты, прежняя пора». Завершается 1 акт приходом бояр. «Мужайся, княгиня», - обращаются они к ней, прежде чем сообщить страшную весть о разгроме Игорева войска. Звучит хор бояр «Мужайся, княгиня» Удивительна эта музыка. Полная трагедийной силы и непреклонности, она воздействует на слушателей как магическое заклинание. Так могут говорить только люди, осознавшие великое бедствие и полные решимости пороть его. Завершается действие зловещей картиной пожара, учиненного половцами. Тревожный, призывный набат пронизывает собой всю эту сцену, рисующую картину народного бедствия. Во втором акте действие переносится в половецкий стан. Об этом говорит уже оркестровое вступление( антракт) , которое вводит слушателя в сове р шенно другой мир образов. Восток представлен в музыке этой оперы разн о о бразным с контрастными образами. И даже внутри одного образа мы видим контраст. Например, хан Кончак соединяет в себе грубую властность с р а душным гостеприимством( «Ты ведь гость у меня дорогой») , хитрость и л у кавство – с чистосердечием и наивной доверчивостью. Особое место занимают во 2 акте две арии – Игоря и Кончака. Ария Иг о ря противостоит всему половецкому «окружению». Музыка рисует страдания пленённого князя, горечь мужественного сердца, его тоску по свободе. Н е возможно не верить в чистоту помыслов славного русского князя, непреме н ную победу его дела. А как нежен он в обращении к своей «голубке- ладе»- Ярославне! Звучит ария Игоря « Ни сна, ни отдыха измученной душе» Появляется крещеный половец Овлур. Он предлагает Игорю побег из плена. ( Не для себя, а для Руси бежать ты должен. Ведь ты спасаешь свой край родной, Веру, народ свой, подумай, князь! ) Но русский князь благороден, он дал слово чести Кончаку и не хочет нар у шить его своим побегом( Бежать нам. . . Да разве можно? Ведь я у хана на поруках. Оставь меня! ) . С приходом Кончака музыка приобретает совсем другой характер. Большая ария хана состоит из нескольких разделов и рисует его законченный портрет. Звучит ария хана Кончака Кончак хочет отвлечь Игоря от мрачных дум. Он готов выполнить любое его желание: Хочешь? Возьми коня любого, Возьми любой шатер, Возьми булат заветный, Хочешь ты пленницу С моря дальнего, Ну, хочешь, Отпущу тебя на родину домой? Дай только слово мне, что на меня Меча ты не поднимешь И мне дороги не заступишь. Но Игорь отказывается: Нет, негоже Князю лгать. Скажу тебе я прямо, без утайки: Такого слова я не дам! Лишь только дай ты мне свободу, Полки я снова соберу И на тебя ударю вновь, Тебе дорогу заступлю! Кончак восхищен бесстрашием Игоря, и он приглашант полюбоваться пол о вецкими танцами. Финал 2 действия – грандиозная вокально- танцевальная сюита. В ней звучит лирический хор, один из самых ицвестных номеров оп е ры «Улетай на крыльях ветра» и танец пленённых девушек, дикая пляска мужчин, стремительный танец мальчиков и в завершении – ликующая пляска с хором, славящая хана. Звучат «Половецкие пляски» с хором Третий акт рисует совсем другой Восток – хищный, разбойный. Он начин а ется половецким маршем – картиной шествия варварской орды. Под эту м у зыку на сцене появляется хан Гзак и другие половцы- победители для дележа награбленной добычи. Они упиваются победой, поют о сожженных и ра з грабленных русских городах, о зарубленных и пленённых русских людях. Русские пленники подавлены. Князь Игорь решается на побег. Но их разговор подслушивает Кончаковна, которая влюблена в сына кн я зя – Владимира Игоревича. Она с зывает половцев. Владимир в замешател ь стве, не знает, как поступить. Остаться – стать половцем и забыть родину, бежать вместе с отцом – забыть любимую. И все же любовь берет верх, Вл а димир остается в «плену» у влюбленной половчанки, а Игорь с Овлуром с о вершают побег, чтобы не дать погибнуть Руси. И здесь хан Кончак проявил благородство. Он не послал погоню за Иг о рем и изменником Овлуром. Он сказал: Вот молодец! Недаром я так его любил; На месте Игоря Я бы так же поступил! Эх! Не врагами нам быть бы с ним, А союзниками верными. Вот что! Сторожевых казнить, А княжича не трогать! Таков мой приказ! IV акт рисует страдания русской земли, разоренной врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем. Здесь образ княгини становится символическим. В нем выражены чувства и пер е живания всей многострадальной Руси, разоренной дикими ордами. К солнцу, ветру, Днепру обращается Ярославна. Она ищет у них силы п е ренести горе, просит защитить Русь от недругов. Звучит «Плач Ярославны» Голос Ярославны переходит в Хор поселян «Ой, не буйный ветер зав ы вал», написанный в духе протяжной народной песни, в которой ярко выр а жено народное горе. Крестьяне удаляются, а Ярославна видит двух всадников, приближающихся к Путивлю. Среди одного из них она узнает Игоря. Следующая сцена связана с образами гудошников. Они бродят по городу и поют разудалую песню, высмеивающую Игоря. И вдруг видят живого князя! Можете себе представить их растерянность и смятение. Что делать, что делать? Как быть? Ох, ох, пропали наши головушки. . . Казнят нас, беспременно казнят нас! Но хитрецы находят выход: сначала хотели бежать. Но куда? После княжого хлеба Кору глодать? После княжой браги Воду хлебать? Нет, брат, эта быль уж была, Да и быльем поросла! Тут надо, брат, придумать. . . что- нибудь. . . поумнее. . . И придумали. Скула увидел колокольню. Ерошка удивлен. Звонить, что ли? Зачем звонить? Скула Живы будем, целы будем. Сыты будем, с хлебом будем, А с умом — будем и с вином. Звони! Зови народ! И начинают звонить в колокола, созывая народ. Игорь прощает их. Опера заканчивается эпилогом. Народ славит возвратившегося князя – и в этой радости звучит предчувствие будущей победы над врагами Руси.