Памятка для родителей: "А ваши дети произносят «Р»? Учитель - логопед Гащенко З.В.
Документы для скачивания
Памятка для родителей
А ваши дети произносят «Р»?
За последние годы резко возросло число детей с зубочелюстными аномалиями. Данная патология является причиной нарушения фонетической стороны речи и влечет за собой формирование дефектного произношения. Все это приносит немало огорчений и ребенку, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, и родителям. Часто встречаются неправильное положение зубов, нарушения прикуса (прогения, прогнатия, глубокий прикус, открытый прикус, перекрестный прикус и др.). В этих случаях просто необходима помощь врача -ортодонта.
Хотелось бы заострить внимание и поговорит о такой патологии, как укороченная уздечка языка. Как известно,укороченная уздечка языка ограничивает его движения, ребенку трудно поднять язык вверх, повернуть вправо, влево. У некоторых детей можно заметить раздвоение кончика языка. При этом ребенок дефектно произносит не только звуки Р,Л, но и шипящие звуки. Он произносит их в «нижнем положении» или как губно-губные, смягченно.
Нередко укороченные уздечки языка выявляются и у родителей. Такова семейная особенность. При укороченной уздечке язык поднимается недостаточно, и он не оказывает нужного давления на верхний зубной ряд, не противостоит давлению мышц губ и щек.
Различают пять видов укорочения уздечки языка по классификации Ф.Я Хорошилкиной. Если у ребенка укорочение 1-3 видов, логопед может с помощью упражнений растянуть подъязычную связку.
Одновременно можно отрабатывать верхний подъем языка, используя комплекс артикуляционных упражнений(«оскал», «любопытный язычок», «хоботок»-«оскал», «маляр», «чашечка», «почистим верхние зубки»(снаружи, изнутри), «грибок»-«гармошка», «лошадка», «пулемет», длительное удержание широкого языка у верхних зубов и др.). Добиться нужной вибрации кончика языка можно с помощью зонда или упражнения «Заведи моторчик» от «д-д-д», от «джж». Упражнение проводится в сочетании с быстрыми движениями пальца ребенка под языком.
Гораздо труднее поставить звук Р при укорочении уздечки языка 4-5 видов. В этом случае не обойтись без хирургического вмешательства. Уже на следующий день логопед может предложить комплекс артикуляционных упражнений для выработки верхнего положения языка и вибрации кончика языка, столь необходимой для постановки звука Р.
Упражнения для мышц переднего участка языка
- на кончик языка положить кусочек ириски, язык поднять кверху и прижать к переднему участку твердого неба(зубы сжать, губы не смыкаются);
- так же прижать кусочек ириски к небу, упираясь в купол неба (зубы и губы сжать).
Упражнения для мышц средней части языка
- «лошадки-50-60 раз;
- на кончик языка положить один кусочек ириски, второй – на середину языка, язык поднять вверх, прижать к своду неба (зубы сжаты, губы смыкаются неполно); не изменяя положения языка, следует трижды проглотить слюну. Напряжение жевательных мышц можно проконтролировать, приложив к щекам пальцы.
Подготовив моторику языка после рассечения подъязычной уздечки, или пластики, важно научить ребенка удерживать язык в форме «чашечки» сначала у верхних резцов, затем за ними, потом у альвеол верхних резцов делать присасывание и прищелкивание кончиком языка, удерживая челюсти полуоткрытыми.
Одновременно с удерживанием языка вверху ребенок учится быстро, по много раз на один выдох, прижимать кончик языка к альвеолам за верхними зубами, при этом произносить с сильным втягиванием воздушной струи (т), (д), (джж) с ускорением – до появления вибрации языка. Упражнения можно выполнять сидя и лежа. После постановки звука (р) его необходимо автоматизировать и ввести в речь.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий