a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Памятка для родителей: "А ваши дети произносят «Р»? Учитель - логопед Гащенко З.В.

Опубликовано: 2014-05-13 21:35:43

Документы для скачивания

 

Памятка для родителей

А ваши дети произносят «Р»?

         За последние годы резко возросло число детей с зубочелюстными аномалиями. Данная патология является причиной нарушения фонетической стороны речи и влечет за собой формирование дефектного произношения. Все это приносит немало огорчений и ребенку, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, и родителям. Часто встречаются неправильное положение зубов, нарушения прикуса (прогения, прогнатия, глубокий прикус, открытый прикус, перекрестный прикус и др.). В этих случаях просто необходима помощь врача -ортодонта.

       Хотелось бы заострить внимание  и поговорит о такой патологии, как укороченная уздечка языка. Как известно,укороченная уздечка языка ограничивает его движения, ребенку трудно поднять язык вверх, повернуть вправо, влево. У некоторых детей можно заметить раздвоение кончика языка. При этом ребенок дефектно произносит не только  звуки Р,Л, но и шипящие звуки. Он произносит их в «нижнем положении» или как губно-губные, смягченно.

     Нередко укороченные уздечки языка выявляются и у родителей. Такова семейная особенность. При укороченной уздечке язык поднимается недостаточно, и он не оказывает нужного давления на верхний зубной ряд, не противостоит давлению мышц губ и щек.

     Различают пять видов укорочения уздечки языка по классификации Ф.Я Хорошилкиной. Если у ребенка укорочение 1-3 видов, логопед может с помощью упражнений растянуть подъязычную связку.

    Одновременно можно отрабатывать верхний подъем языка, используя комплекс артикуляционных упражнений(«оскал», «любопытный язычок», «хоботок»-«оскал», «маляр», «чашечка», «почистим верхние зубки»(снаружи, изнутри), «грибок»-«гармошка», «лошадка», «пулемет», длительное удержание широкого языка у верхних зубов и др.). Добиться нужной вибрации кончика языка можно с помощью зонда или упражнения «Заведи моторчик» от «д-д-д», от «джж». Упражнение проводится в сочетании с быстрыми  движениями пальца ребенка под языком.

   Гораздо труднее поставить звук Р при укорочении уздечки языка 4-5 видов. В этом случае не обойтись без хирургического вмешательства. Уже на следующий день логопед может предложить комплекс артикуляционных упражнений для выработки верхнего положения языка и вибрации кончика языка, столь необходимой для постановки звука Р.

   Упражнения для мышц переднего участка языка

 - на кончик языка положить кусочек ириски, язык поднять кверху и прижать к переднему участку твердого неба(зубы сжать, губы не смыкаются);

- так же прижать кусочек ириски к небу, упираясь в купол неба (зубы и губы сжать).

   Упражнения  для мышц средней части  языка

- «лошадки-50-60 раз;

- на кончик языка положить один кусочек ириски, второй – на середину языка, язык поднять вверх, прижать к своду неба (зубы сжаты, губы смыкаются неполно); не изменяя положения языка, следует трижды проглотить слюну. Напряжение жевательных мышц можно проконтролировать, приложив к щекам пальцы.

  Подготовив моторику языка после рассечения подъязычной уздечки, или пластики, важно научить ребенка удерживать язык в форме «чашечки» сначала у верхних резцов, затем за ними, потом у альвеол верхних резцов делать присасывание и прищелкивание кончиком языка, удерживая челюсти полуоткрытыми.

  Одновременно с удерживанием языка вверху ребенок учится быстро, по много раз на один выдох, прижимать кончик языка к альвеолам за верхними зубами, при этом произносить с сильным втягиванием воздушной струи (т), (д), (джж) с ускорением – до появления вибрации языка. Упражнения можно выполнять сидя и лежа. После постановки звука (р) его необходимо автоматизировать и ввести в речь.

Оставить комментарий: