a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА И ВКЛЮЧЕНИЕМ МЕТОДОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» Учитель - логопед Гащенко З.В.

Опубликовано: 2014-05-13 21:38:09

Документы для скачивания

 

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА И ВКЛЮЧЕНИЕМ МЕТОДОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

 

                                                            Подготовила:

                                                                                учитель-логопед МАДОУ

                                                                                 «ЦРР - д/с №2 г. Шебекино

                                                                             Белгородской области»

                                                                                         Гащенко З.В.

 

        В последнее время в связи с введением в дошкольное образование ФГТ, основополагающий принцип интеграции образовательных областей стал фактором, объединяющим разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему образовательного процесса. Одним, из наиболее важных в коррекционно-развивающем обучении, является раздел «Коммуникация».

      Общеизвестно, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Речемыслительная деятельность – это развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Данная деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

У детей с ЗПР отмечаются также нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

 -  ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

 – нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

 – отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

       В виду того, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, вышеперечисленные нарушения делают практически невозможным произвольное запоминание.

      Для развития у детей  речемыслительной деятельности используется метод развивающего обучения на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объём памяти путём образования искусственных ассоциаций, развивающей внимание и мышление. Это модели для звукослогового анализа и синтеза слов, отражающие цветовую символику по Н.А.Зайцеву. Это модели слов на различную слоговую структуру и модели, отражающие морфологическую принадлежность слова. Модели предложений, включающие предлоги и знаки препинания.  Для повышения коррекционной работы  используется экспериментальная деятельность детей, в которой они  самостоятельно добывают знания, используя при этом Монтессори материалы. Из букв подвижного алфавита играют в игры: «Слово рассыпалось», «Подбор  слова на определённый слог», «Подбор слов к  слоговым схемам», «Подбор слов к заданной звуковой модели», «Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма: зайка-майка-чайка…).   

          Для развития мышления используются игры и игровые упражнения, связанные с движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения, направленные на формирование операций анализа, синтеза, обобщения.

При обучении детей чтению для лучшего запоминания гласных (и складов с ними) используется их пропевание с показом на пальчиках рук. Десять пальцев – десять гласных. Играя в игру «Колпачок», надевали колпачок  на пальчик, соответствующий определённому складу, и как следствие исключалось неосознанное механическое повторение. Данный приём используется  для развития у детей слухо-произносительной дифференциации звуков (звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуков: Б-П, бь-пь, Г-К и т.д

 При выполнении задания на нахождение места звука в слове определяются начало, середина, конец слова. Для этого используется изображение «птички синички», нарисованной на прямоугольном листе, разделённом на три части. В первом квадратике – голова (это начало слова), во втором квадратика – туловище (это середина слова), а в третьем – хвост (это конец слова). С опорой на зрительный образ детям легче усвоить понятия «начало», «середина», «конец» слова.

Быстро ориентироваться в звукобуквенном анализе слов детям помогает работа со схемами, с разрезной азбукой. Таким образом, создаётся зрительно-пространственный образ буквы. Для более прочного образного запоминания буквы дети изображают её с помощью пальцев - «Пальчиковая азбука» или конфигурации поз. Этот приём развивает у детей пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис.

 Для  закрепления образа букв дети самостоятельно экспериментируют с проволокой, пластилином, палочками, конструируют  буквы, «превращают  одну букву в другую». Приём «ниткографии» также используется с целью закрепления  знания детьми букв и умения их моделировать.   В играх «Прозрачный квадрат или сложи букву» и «Цветная азбука», дети учатся раскладывать буквы на карточки по цветовому и графическому соответствию. Таким образом, у детей формируется оптико-пространственная, зрительно-слуховая, слухо-моторная связь, необходимая  для чтения и письма.

На закрепление произношения звуков и введение их в речь, детям предлагаются игры: «Классификация», «Паровоз», «Поющие башенки», «Смешные слова», «Любимая игрушка»; упражнения: «Загадки», «Какую песенку тебе спеть?», пение по таблице 1 в вертикальной и горизонтальной плоскостях на мотивы детских песен. Дети учатся самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», проводить звукобуквенный анализ выложенных слов.

         Развитие речевой сферы дошкольников также двигается от телесного уровня (дыхание, артикуляционный аппарат, движения рук и пальцев рук) к самой речи детей (пассивный и активный словарь, связная речь). Детям предлагается к разложенным на столе надписям подбирать картинки («Помоги птице найти своё гнездо», животному – жильё и т. д.); или разложить товар по полкам, где необходимо закрывать надписями имеющиеся карточки (игра типа лото). А если представить эту карточку-слово детям как «деньги», то можно отправиться в магазин и приобрести там необходимые товары в виде карточек-картинок или игрушек. Опыт работы со складовыми картинками показывает: ребята быстрее привыкают охватывать глазами всё слово целиком (расширяется поле зрения ребёнка), мгновенно осуществлять анализ слова (длинное – короткое; определить местоположение изучаемой буквы в слове (Б, П …); где расположен ударный склад) и прочитывать без обычных для начального чтения сомнений, запинаний.

          Развитие речемыслительной деятельности у детей происходит также благодаря овладению навыками разгадывания ребусов. Ребус-это загадка, в которой какие-то слова или фраза зашифрованы комбинацией букв, фигур или знаков. В ребусе скрыта определённая тайна, и ребёнок с его стремлением к познанию мира,  с большим желанием старается разгадать предложенную загадку. Количество задаваемых вопросов детьми перерастает во всеобщее обсуждение, поиск ответов, доказательства. При разгадывании ребуса решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; развитие важнейших психических процессов - внимания, памяти, понятийного мышления. Предложенные детям ребусы на лексическую тему «Одежда»  ориентированы на закрепление знания частей целого (воротник, пояс, подол, рукав). После разгадывания ребуса, ребёнку можно предложить составить предложение с данным словом, что способствует уточнению лексического значения слова и развитию связной речи.

         Исследования  Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, О.Л. Князевой  и  др. показали, что  развитие  поисковой  деятельности  у  детей  дошкольного возраста  происходит  в  процессе  систематического  решения  задач  проблемного  характера, требующих  трансформации  старых  способов  или  изобретения  новых. Для  создания  проблемной  ситуации  используется  следующий  методический  прием: излагаются  различные  точки  зрения  на  один  и  тот  же  вопрос, побуждающие детей  делать сравнения, обобщения, выводы  из  ситуации, сопоставлять факты. 

       Практика  работы  с  детьми  показала, что  интегрированный подход в коррекционной работе, основанный на включении наиболее эффективных методов развивающего обучения, в более полном объёме обеспечивает уточнение  и  закрепление  полученных  знаний.  Обслуживая  познавательный  процесс  в  ходе  экспериментирования,  речь  становится  востребованной  и   активной.  На  этом  фоне  легче  исправляются  недостатки  речи,  в  разговорную   практику  вводятся  созданные  стереотипы.  Дошкольники учатся  формулировать  четкие  выводы  и  определения  в  ходе  экспериментирования,  учатся  осознанно  включать  в  свою  речь новые  слова,  знакомятся  с  корневым  смыслом  объекта  познания.  У  детей развивается  словарь. Они учатся  рассуждать, задавать  вопросы  и  обращаться  с  просьбами, что  способствует  развитию  речемыслительных  умозаключений.

Оставить комментарий: