«РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА И ВКЛЮЧЕНИЕМ МЕТОДОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» Учитель - логопед Гащенко З.В.
Документы для скачивания
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА И ВКЛЮЧЕНИЕМ МЕТОДОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»
Подготовила:
учитель-логопед МАДОУ
«ЦРР - д/с №2 г. Шебекино
Белгородской области»
Гащенко З.В.
В последнее время в связи с введением в дошкольное образование ФГТ, основополагающий принцип интеграции образовательных областей стал фактором, объединяющим разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему образовательного процесса. Одним, из наиболее важных в коррекционно-развивающем обучении, является раздел «Коммуникация».
Общеизвестно, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Речемыслительная деятельность – это развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Данная деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.
У детей с ЗПР отмечаются также нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
- ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
В виду того, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, вышеперечисленные нарушения делают практически невозможным произвольное запоминание.
Для развития у детей речемыслительной деятельности используется метод развивающего обучения на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объём памяти путём образования искусственных ассоциаций, развивающей внимание и мышление. Это модели для звукослогового анализа и синтеза слов, отражающие цветовую символику по Н.А.Зайцеву. Это модели слов на различную слоговую структуру и модели, отражающие морфологическую принадлежность слова. Модели предложений, включающие предлоги и знаки препинания. Для повышения коррекционной работы используется экспериментальная деятельность детей, в которой они самостоятельно добывают знания, используя при этом Монтессори материалы. Из букв подвижного алфавита играют в игры: «Слово рассыпалось», «Подбор слова на определённый слог», «Подбор слов к слоговым схемам», «Подбор слов к заданной звуковой модели», «Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма: зайка-майка-чайка…).
Для развития мышления используются игры и игровые упражнения, связанные с движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения, направленные на формирование операций анализа, синтеза, обобщения.
При обучении детей чтению для лучшего запоминания гласных (и складов с ними) используется их пропевание с показом на пальчиках рук. Десять пальцев – десять гласных. Играя в игру «Колпачок», надевали колпачок на пальчик, соответствующий определённому складу, и как следствие исключалось неосознанное механическое повторение. Данный приём используется для развития у детей слухо-произносительной дифференциации звуков (звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных звуков: Б-П, бь-пь, Г-К и т.д
При выполнении задания на нахождение места звука в слове определяются начало, середина, конец слова. Для этого используется изображение «птички синички», нарисованной на прямоугольном листе, разделённом на три части. В первом квадратике – голова (это начало слова), во втором квадратика – туловище (это середина слова), а в третьем – хвост (это конец слова). С опорой на зрительный образ детям легче усвоить понятия «начало», «середина», «конец» слова.
Быстро ориентироваться в звукобуквенном анализе слов детям помогает работа со схемами, с разрезной азбукой. Таким образом, создаётся зрительно-пространственный образ буквы. Для более прочного образного запоминания буквы дети изображают её с помощью пальцев - «Пальчиковая азбука» или конфигурации поз. Этот приём развивает у детей пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис.
Для закрепления образа букв дети самостоятельно экспериментируют с проволокой, пластилином, палочками, конструируют буквы, «превращают одну букву в другую». Приём «ниткографии» также используется с целью закрепления знания детьми букв и умения их моделировать. В играх «Прозрачный квадрат или сложи букву» и «Цветная азбука», дети учатся раскладывать буквы на карточки по цветовому и графическому соответствию. Таким образом, у детей формируется оптико-пространственная, зрительно-слуховая, слухо-моторная связь, необходимая для чтения и письма.
На закрепление произношения звуков и введение их в речь, детям предлагаются игры: «Классификация», «Паровоз», «Поющие башенки», «Смешные слова», «Любимая игрушка»; упражнения: «Загадки», «Какую песенку тебе спеть?», пение по таблице 1 в вертикальной и горизонтальной плоскостях на мотивы детских песен. Дети учатся самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», проводить звукобуквенный анализ выложенных слов.
Развитие речевой сферы дошкольников также двигается от телесного уровня (дыхание, артикуляционный аппарат, движения рук и пальцев рук) к самой речи детей (пассивный и активный словарь, связная речь). Детям предлагается к разложенным на столе надписям подбирать картинки («Помоги птице найти своё гнездо», животному – жильё и т. д.); или разложить товар по полкам, где необходимо закрывать надписями имеющиеся карточки (игра типа лото). А если представить эту карточку-слово детям как «деньги», то можно отправиться в магазин и приобрести там необходимые товары в виде карточек-картинок или игрушек. Опыт работы со складовыми картинками показывает: ребята быстрее привыкают охватывать глазами всё слово целиком (расширяется поле зрения ребёнка), мгновенно осуществлять анализ слова (длинное – короткое; определить местоположение изучаемой буквы в слове (Б, П …); где расположен ударный склад) и прочитывать без обычных для начального чтения сомнений, запинаний.
Развитие речемыслительной деятельности у детей происходит также благодаря овладению навыками разгадывания ребусов. Ребус-это загадка, в которой какие-то слова или фраза зашифрованы комбинацией букв, фигур или знаков. В ребусе скрыта определённая тайна, и ребёнок с его стремлением к познанию мира, с большим желанием старается разгадать предложенную загадку. Количество задаваемых вопросов детьми перерастает во всеобщее обсуждение, поиск ответов, доказательства. При разгадывании ребуса решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; развитие важнейших психических процессов - внимания, памяти, понятийного мышления. Предложенные детям ребусы на лексическую тему «Одежда» ориентированы на закрепление знания частей целого (воротник, пояс, подол, рукав). После разгадывания ребуса, ребёнку можно предложить составить предложение с данным словом, что способствует уточнению лексического значения слова и развитию связной речи.
Исследования Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, О.Л. Князевой и др. показали, что развитие поисковой деятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Для создания проблемной ситуации используется следующий методический прием: излагаются различные точки зрения на один и тот же вопрос, побуждающие детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Практика работы с детьми показала, что интегрированный подход в коррекционной работе, основанный на включении наиболее эффективных методов развивающего обучения, в более полном объёме обеспечивает уточнение и закрепление полученных знаний. Обслуживая познавательный процесс в ходе экспериментирования, речь становится востребованной и активной. На этом фоне легче исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся созданные стереотипы. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования, учатся осознанно включать в свою речь новые слова, знакомятся с корневым смыслом объекта познания. У детей развивается словарь. Они учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами, что способствует развитию речемыслительных умозаключений.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий