Методическая копилка по теме: "Птицы"
Документы для скачивания
Методическая копилка для второй младшей группе по теме «Птицы» Беседа о птицах в разное время года Тема: Какие разные птицы( сравнительный рассказ) Цель: способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа, освоению умений рассказывать последовательно, связно. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. Ход беседы: 1. Что знаем о птицах. Вопросы: - Ч ем отличаются птицы от других животных? - Назовите известных вам птиц. - Чем питаются? 2. Словесное описание муляжи птицы. 3. Работа по карточкам с изображение птиц. ( Дети сравнивают и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц. 4. Отгадывание загадок о птицах. а) З имой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь эт о( снегири) б) Без рук, без топоренка, построена избенка. ( Гнездо) в) В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд приятель! » И ставит подпись…( дятел) Беседа с использованием моделей( вороны, сороки, синицы, снегири) . Тема: Птицы. Цель: с пособствовать у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах( особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения) ; развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. Ход беседы: 1. Отгадывание загадок: Как лисица среди зверей, Это птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, А зовут ее. . ( Ворона) Кто летает, кто стрекоче т- Рассказать нам новость хочет? ( Сорока) . Грудка ярче, чем заря. У кого? ( у снегиря) . 2. Беседа «Что знаем о птицах» Вопросы: - К ак называется птица? - Опиши внешний вид. - Чем питаются? 3. Игра « Птички и кот». ( Дети птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать. ) 4. Игра- звукоподражание «Кто как кричит? » Кар- ка р( ворона) . Ча- ч а( сорока) Рюм- рюм( снегирь) Синь- синь( синица) . Беседа о птицах( весной) . Тема: Скворец и утка. Цель: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период( прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека) , умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность. Ход беседы: 1. Беседа « Кто такие первые весенние вестники». Мы в скворечнике живем, Песни звонкие поем( Скворец) . 2. Составление устного описания скворца. ( Дети по карти нке описывают скворца. Крупная, красивая птица с блестящими черным оперение, у скворца прямой длинный клюв, который помогает добывать из земли червяков) . 3. Игра- имитация «Скворцы кормят своих скворчат». 4. Рассматривание и описание по картинке утят. Вопросы: Кто это? Что они делают? Вы, знаете где утки живут? Что делают в воде? 5 Имитация звукоподражания «Утки плавают и зовут своих утят» 6. Назови птиц, которые прилетели. ( Дети сидят по кругу, воспитатель бросает мяч кому – либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувшихся весной из теплых краев. ( Ребенок не давший ответа выбывает из игры) . Беседа о птицах( осенью) Тема: Птицы осенью Цель: способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам. Ход беседы: 1. Чтение стих «Осень». Листья осенью облетают, Высыхает трава на болотах, Собираются птицы в стаи, И уже готовы к полету. 2. Беседа. Какие птицы улетают зимовать в теплые края? Почему перелетные птицы улетают в теплые края? 3. Отгадывание загадок. 4. Закончи предложение: Воробей маленький, а журавль…. . Утка серая, а лебедь…… 5. Составление рассказа описания с опорой на пла н( по картинке) Как называется птица? Чем питается? Где проводит зиму? В какой помощи нуждаются? Беседа о птицах( зимующих) . Тема: Зимующие птицы. Цель: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать, и заботится о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при эт ом схему- модель. Ход беседы: Какие птицы остались с нами зим овать? Как называются эти птицы? ( зимующие) Игра в голоса. Задание. Угадать какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки: 3. Беседа. Где зимой птицы находят корм? К ак может помочь человек зимующим птицам? 4. Изготовление кормушек из пластиковых бутылок. Беседа о птицах( весной) Тема: Птицы весной. Цель: способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведени я- греются на солнце, на деревьях, ч ирикают. Выводят птенцов. Ф ормировать умению составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботится о птицах. Ход беседы: Чтение стихотворения «Скворцы» Прилетели скворцы, Молодой весны гонцы Червяков они клюют, И поют, поют, поют…. ! 2. Беседа: - Что понравилось в стихотворении? А где были скворцы зимой? Почему они поют? Какие еще птицы прилетели к нам весной? 3. Составления описательного рассказа с опорой на модель схему: 4. Игра имитация «Строим гнезда» 5. Изготовление скворечников. Обобщающая беседа о птицах. Тема: Как узнать птиц? Цель: развивать обобщающие представления детей о птицах как живых существах, имеющих типичное строение: 2 ноги, 2 крыла, клюв. Ход беседы: 1 Игровой сюрпризный момент. В группу приходит Незнайка и приносит картинку с изображением птиц. Незнайка: Гулял я по парку и сфотографировал вот этих красивых жуков. Но как они называются, не знаю. Воспитатель: Почему жуков? Н езнайка: У них ведь есть ноги, крылья. Я видел, многие из них летают. 2. Беседа. - Правильно ли Незнайка говорит? Вы согласны с его утверждением, что на картинках сфотографированы пауки? П очему не правильно? Кто изображен на фото? К ак вы догадались? Что это птица? Чем они отличаются? – Что умеют делать птицы? . 3. Составления рассказа о птицах по схеме «Птицы». Физкультминутки. Бабочка. Спал цветок и вдруг проснулся, ( Туловище вправо, влево. ) Больше спать не захотел. ( Туловище вперед, назад. ) Шевельнулся, потянулся, ( Руки вверх, потянуться. ) Взвился вверх и полетел. ( Руки вверх, вправо, влево. ) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. ( Покружиться. ) Будем прыгать, как лягушка. Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка – попрыгушка. За прыжком – другой прыжок, Выше прыгаем, дружок! ( Прыжки. ) Ежик. Ежик топал по тропинке, И грибочек нес на спинке. Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. ( Ходьба на месте. ) А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. В огороде чьем – то ловко, Раздобыл косой морковку. ( Прыжки на месте. ) Утром встал гусак на лапки. Утром встал гусак на лапки, ( Потянулись, р уки вверх – вдох – выдох. ) Приготовился к зарядке. ( Рывки рук перед грудью. ) Повернулся влево, вправо, ( Повороты влево – влево. ) Приседанье сделал справно, ( Приседания. ) Клювиком почистил пух, ( Наклоны головы влево – вправо. ) Поскорее в воду – плюх! ( Присели. ) Цапля ходит по воде. Цапля ходит по воде, И мечтает о еде. Ноги выше поднимай Ты, как цапля, не зевай! ( Рывком поднять ногу, согнутую в колен, как можно выше, потом другую. ) Чтоб поймать еду в водице. Надо цапле наклониться. Ну – ка тоже наклонились, До носочка дотянись. ( Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню. ) Стрекоза Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Что это? ) Утром стрекоза проснулась, ( Потерли кулачками глаза. ) Потянулась, улыбнулась. ( Руки через стороны вверх, потянулись. ) Раз росой она умылась, ( Потерли ладонями щеки. ) Два – изящно покружилась, ( Покружились на месте. ) Три – нагнулась и присела, ( Присели. ) На четыре – дружно полетела. ( Помахали руками вверх – вниз. ) У реки остановилась, ( Легкий бег на месте. ) Над водою закружилась. ( Присели. ) Серая лошадка. Цок, цок, цок! Я лошадка серый бок! ( Поочередное топанье одной ногой, затем другой. ) Я копытцем постучу ( Ходьба на месте. ) Если хочешь – прокачу! ( Легкий бег на месте. ) Посмотри, как я красива, хорош и и хвост игрива. ( Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо. ) Цок, цок, цок, цок, я лошадка – серый бок! ( Кружимся на месте. ) Вот под елочкой зеленой. Вот под елочкой зеленой ( Встали. ) Скачут весело вороны: Кар, кар, кар! ( Громко Хлопки в ладоши. ) Целый день они кричали, ( Повороты туловища влево – вправо. ) Спать ребятам не давали ( Наклоны туловища влево – вправо. ) Кар, кар, кар! ( Громко. ) ( Хлопки над головой в ладоши. ) Только к ночи умолкают ( Машут руками как крыльями) И все вместе засыпают( Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают. ) Кар, кар. Кар! ( Тихо. ) ( хлопки над головой в ладоши. ) Аист( Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения: ) - Аист, аист длинноногий, - П окажи домой дорогу. - Аист отвечает: - Топай правою ногой, - Топай левою ногой - Снова правою ногой - Снова левою ногой - После правою ногой - После левою ногой - Вот тогда придешь домой. Кулик( дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову, повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, потряхивая руками. Влез кулик молодой, На кол оду бултых в воду. Выпрыгнул. Вымок. В ылез. Высох. Влез на колоду и снова в воду. Совсем кулик головой поник. Вспомнил кулик молодой, Что у него крылья за спиной, И полетел. Крылья. Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Развести руки в стороны вверх- вдох. Вернуться в исходное положение выдох. Повторить 5- 6 раз в медленном темпе. Сова. ( Педагог выбирает водящего- сову, которая садится на стул) В лесу темно. В сеспят давно. Все птицы спят. Одна сова не спит, летит, кричит. Совушка- сова. Большая голова, на суку сидит. Во все стороны глядит. Да вдруг как полетит! ! ! ! ( Дети ходят по кругу, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам. ) Цапля Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться. ( ч тение 2 раза; первый раз д ети стоят на одной ноге, 2 раза на другой) . Птички. Птички в гнездышках сидят, И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят( Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями. ) Птички полетали. Крыльями махали, на деревья сели. В месте отдыхали. Дидактические игры о птицах. Д/ И: «Кукушкино имя» Цель: Учить детей изображать знакомые голоса птиц. Ход игры: Вспомнить вместе с детьми, какие звуки издают насекомые и какие голоса птиц. Обратить внимание на то, что говорят о насекомых и птицах, люди используют разные понятия. Так, описывая поведение насекомых, люди говор ят, что насекомые издают звуки, а птицы поют. Спросить у детей, различают ли они голоса птиц, что может выразить голос птицы, какое чувство, эмоцию. Если детям трудно ответить на эти вопросы, постарайтесь сами прокомментировать хотя бы один звучащий голос птицы или вместе с детьми сымитируйте голоса тех птиц, которые списаны в дополнительном материале. Пусть дети изобразят знакомые голоса птиц. Разыграть с детьми стихи: Кукушка Тихие сумерки, Солнце садится, Слышно, как плачет. Какая- то пти ца Дети: - Ку- ку, Это кукушка к ричит на суку, Словно прогнать Она хочет тоску Дети: - Ку- ку, Если б кукушка жила не одна, Так бы весь век Н е кричала она. Дети: - Ку- ку, Пела б кукушка Веселые песни, Если б птенцы ее. Были с ней вместе Дети: - Ку- ку П роследить, чтобы дети слова «ку- ку» в каждом куплете дети произносили с соответствующим настроением. Подвижные игры. П/ И: Вороны Цель: у чить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться не мешая друг другу Ход игры: Как под елочкой зеленой Скачут весело вороны. К ар- Кар! ( дети бегают по комнате, размахивая ручками, как крыльями) . Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Кар- Кар! ( дети ходят по комнате) Только к ночи умолкают, Спят вороны отдыхают. Кар- Кар. ( д ети садятся на корточки, ручки под щеку- засыпают) . П/ И: Птички, раз! Птички, два! Цель: упражнять детей в выполнении движений, учить счету. Ход игры: Вос п- «Сколько у птичек лапок? А глазок, крылышек? » Птички, раз! ( выдвигают одну ногу) Скок- скок- скок! ( скачут на обеих ногах) Птички раз! Птички два! ( поднимаем другую руку) Хлоп! Хлоп! Хлоп! ( хлопают в ладоши) . Птички открывают глаза и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат. Восп: «Все улетели» П/ И: Воробушки и кот( бег) Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей. Описание: Дети становятся на скамеечки. Это воробушки на крыше. В другой стороне сидит кот, он спит. Воробушки вылетают на дорогу- говорит воспитатель, дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот и произносит мяу- мяу и бежит ловить воробушек. Пойманный воробушек кот отводит к себе в дом. П/ И: Птички и дождик Цель: учить действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков. Ход игры: ( педагог уточняет, какая эмблема птиц у каждого. «Птички летают»( дети бегут по площадки) , клюют зернышк и( дети присаживаются, клюют) . Опять улетают. Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. ( Ввв- произносит дети) . Закапал частый дождик, застучал по крыше. Тук! Тук! Тук! повторяют дети. Прячьтесь птички! А то все перышки станут мокрыми. Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листи к( дети присаживаются) . Дождик прошел и опять птички полетели, весе лую песенку запели, радуются. ( Д ети имитируют голоса знакомых птиц) П/ И: Собачка и воробьи. Цель: закр. з нания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса. Ход игры: Ребенок- собачка с мягкой игрушкой, садиться в уголок) . Скачет, скачет воробей: Скок- поскок! ( дети скачут кто как может) Кличет маленьких детей: Чив- Чив! ( дети повторяют) Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик- Чирик! Вдруг собачка прибежала, на воробьев громко залаял а( ребенок- собачка выбегает и громко лает) ав- ав. П/ И: Веселый воробей Цель: учить выполнять движения по тексту игры. Ход игры: Воробей с березы на дорогу прыг! Больше нет мороза чик- чирик! ( дети прыгают и чирикают) Вот журчит в канавке, быстрый ручеек( дети произносят: «Ж- ж- ж- ж! ) И не зябнут лапки Скок- скок! ( дети прыгают) Высохли овражки Прыг- Прыг! ( дети прыгают) Вылезут букашки Чик- чирик! ( дети чирикают) Восп. Продолжает: «Клюй, не робей! Кто это( воробей) П/ И: Гуси Цель: учить детей диалоговой речи. Ход игры: Восп с игрушкой волка: «Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в реке, собрались домой не могут пройти! Под горой сидит волк, хочет гусей схватить». Восп: Гуси, гуси! ( га- га) Есть хотите! ( да- да) Хлеба с маслом( нет) А чего- же вам? ( конфет) Летите домой. Восп: вместе с детьми произносит: Серый волк под горой. Н е пускает нас домой. 1, 2, 3- домой беги! Дети бегут, взрослый берет в руки волка рычит: «Молодцы гуси! Все долетели, не поймал никого волк? »