a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Правильное отношение к природе"

Автор: Лапина Лия Анатольевна Опубликовано: 2016-04-24 10:50:53

Документы для скачивания

Консультация для родителей  «Правильное отношение к природе начинается в семье». Беседуй с детьми о природе. •  Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. • Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха. • Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.          Природа оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, воспоминания свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.          Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства. • Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. • Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным. • Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы. • Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.          Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.          Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе: • В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых. • На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают. • Нельзя разжигать костры, ломать ветки. • Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда. • Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.          Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать- и- мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.          Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что- то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.          Какими будут наши дети, зависит от нас.          Нужно, чтобы каждый из нас по- настоящему полюбить природу. Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду- это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши богатство нам должны помочь наши дети. Консультация для родителей «Экологические игры, наблюдения в процессе познания окружающего мира» Удивительный мир природы. . . Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. . . Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. В процессе ознакомления детей с природой можно использовать разнообразные методы, например такие как наблюдения и экологические игры. Наблюдение- это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся во время экскурсий, на прогулке. Однако необходимо использовать при организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств. Практикой и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно, при систематической работе с детьми, принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе. Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения. Общение с природой, общение с животными ребенку просто необходимо. Ему важно знать: , что он нужен не только маме с папой, но вот еще кролику, попугайчику. Он получает тепло от них, и он дает им тепло Общение ребенка с объектами природы придают яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой. Ведь у некоторых из них абсолютно отсутствует контакт с внешним миром А тут очень интересные ощущения: пушистый кролик, твердый панцирь черепахи, гладкое перо попугайчика. Через осязание мы получаем очень много информации. При общении с животными у детей снижается уровень тревожности и агрессивности, формируется умение эмоциональной регуляции и естественной коммуникации Если в начале наблюдений ребенок с опаской наблюдает за животными, на его лице мы видим страх, ребенок может причинить боль животному, то в процессе общения он становится более внимательным, открытым. Он учится замечать красоту и неповторимость каждого живого существа. В процессе наблюдений у ребенка развивается познавательный интерес к природным объектам, формируются навыки поведения и деятельности в живом уголке, даются представления о многообразии мира растений и животных. А также формируются представления о животных и растениях как о живых организмах. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов. Содержанием наблюдений за животными являются их внешние особенности, поведение, компоненты среды обитания. Ребенок учится выделять сходства и различия объектов живой природы. При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В любое время года можно организовать прогулки таким образом, чтобы ребенок научился замечать то, что его окружает, заинтересовался миром вокруг себя. Но лето подходит для этой цели лучше всего. Ведь вокруг столько всего яркого, необычного, интересного. . . Гуляя во дворе или в лесу, обращайте внимание на все, что происходит вокруг, называйте встречающиеся предметы, растения, насекомых. Пусть дети рассматривают всевозможные цветы, сравнивает листики разных деревьев Незаменимым помощником в ваших прогулках станут конечно, экологические игры, в которых дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. О чем поют птицы? Если ваш маршрут проходит через парк, или двор- прислушайтесь к голосам птиц. Спросите у ребенка, как он думает, о чем поет птица. Выскажите свое мнение. Может птицы приветствуют вас, или рассказывают о том, что у них случилось утром, жалуются на кого то, или наоборот рассказывают, о местных птичьих новостях. Можно самим придумать птичьи новости, пофантазировать на тему птичьего и животного мира.   Деревья Попросите малыша найти как можно больше родственников, например, березы, или дуба, или тополя: “бабушку”, “дедушку”( это старые деревья) , “сестер”, “деток”( молодая поросль) . в этой игре ребенок учится сначала объединять растения по сходству, а потом среди похожих находить отличия( старые, маленькие, толстые, высокие…) Очень важно включать в игры все органы чувств ребенка.  Пусть ребенок выберет дерево, которое ему наиболее симпатично, подойдет, потрогает его, познакомится. После знакомства, завяжите ребенку глаза и подведите его опять к этому же дереву, либо к соседнему. Сможет ли ребенок узнать своего нового друга по запаху или на ощупь?  Чем новое дерево отличается от того, которое он первоначально выбрал. На что, на ощупь, похоже выбранное дерево? Хорошо бы понаблюдать за этим или другим деревом в течении года: что меняется в нем, на сколько он вырастает, как размножается… Определяйте настроение дерева в разную погоду. О чем думает дерево? Как мы можем с ним пообщаться?   Если вы гуляете с несколькими мамами и ребятишками, предложите малышам посоревноваться, кто отыщет самую большую шишку, листочек и т. п. Особенно интересно играть в подобные игры на лесной полянке или на лугу. Рассмотрите какой- нибудь цветок, например, клевер, ромашку, одуванчик, а затем пусть дети отойдут от вас в сторонку и попробуют найти такой же цветок самостоятельно. Не менее интересно взять с собой на прогулку атлас- определитель растений или картинки с изображением цветов и попробовать отыскать на лугу те цветы, которые дети рассматривали на картинках. Вот радости- то будет, когда нарисованный клевер вдруг" превратится" в настоящий цветок, яркий и ароматный. . Обратите внимание детей на то. что у ромашки белые только лепестки, а глазок желтый. И васильки бывают не только синими, но и голубые, розоватые и даже совсем белые. Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие — шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Громче всего кузнечики стрекочут в июле, августе. Но не всегда. Погода сухая концерт в полном разгаре. Затихли, погода скоро испортится: ждите дождя. Но всегда ли оправдывается эта народная примета? Помогите малышу заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья. Если дети уже знают некоторых насекомых, поиграйте в такую игру. Радостно и весело скажите: " Кто быстрее найдет на этой полянке бабочку( муравья, пчелку, муху, божью коровку) , тот выиграл ». С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают окна и двери муравейника? Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут муравьи? Что несут? Захватите с собой кусочек сахара. Смочив, положите возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Малышу радость, муравьям — вкусный корм. Осенью Самое время собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр, дошкольники с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям, охотно рассказывают, где они видели дерево или кустарник с такими листьями, семенами Зимой, регулярно проводите с детьми наблюдения за погодой, приучайте их замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег. . . Чем старше ребенок. тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию. Можно познакомить с термометром и принципом его работы( изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру) . Снег очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Стоит дыхнуть на крупную звездочку, и, превратившись в капельку, она на морозе через одну- две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка. Коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли малыш, почему это происходит? Обратите внимание детей: в зависимости от погоды как меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый. сыпучий, а после оттепели плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки. Много радости в удивительных открытий дарят малышу зимние наблюдения за жизнью птиц. Одни склевывают рябину( спасибо, люди, что ягод не тронули! ) . другие склевывают березовые почки( зимой и это лакомство! ) . Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной. Весной. Природные события сменяют друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы. Из- за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка наст. На крышах сосульки. Обратите внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя- и на другой тоже. даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон. одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снегу даже на небольшом участке идет неравномерно. Отчего так происходит? Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня А вот и проталины- лунки появились у стволов Деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее, что ли, под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую нору клена. Освещает- то поровну, а нагревает по- разному. И убедиться в этом очень легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные сильнее, светлые — меньше. Потому- то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее тает. Хотелось бы сказать несколько слов о творчестве. Творю! Малышовые рисунки все больше ассоциируются у нас с бумагой, красками и домашней обстановкой. Есть масса способов заняться творчеством на природе. Итак, самое простое и радостное – захватить с собой во двор цветные асфальтные мелки, каски или фломастеры. Редкий малыш не стремится вырваться за границы обычного листа бумаги и опробовать свой талант на столе или стенах. А на улице как раз есть, где развернуться. Рисовать можно на плоских камнях. А может с вашей помощью малыш превратит камешек в божью коровку, цветочек, солнышко или спящую кошку? Пусть маленький художник подумает, на что похож тот или иной камень. Вместе вы сможете претворить фантазию в жизнь. А если потом покрыть камни лаком, получатся настоящие шедевры, которые можно сохранить на память о лете Рисовать можно и водой. Сделайте небольшое отверстие в крышке пластиковой бутылки, наберите в нее воды и дайте ребенку. Пусть сначала льет ее на асфальт. Ведь только на улице в жаркий день можно брызгаться в свое удовольствие, не опасаясь получить" нагоняй" от мамы за лужи на полу. А потом нарисуйте на асфальте круг или любой другой контур и предложите малышу" закрасить" его водой. Для рисования водой можно использовать малярную кисть Если день жаркий, и малыш упражняется на освещенном солнцем кусочке асфальта, водяные рисунки будут быстро высыхать и исчезать. Это весьма полезное наблюдение заставит кроху задуматься о причинах таких метаморфоз Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Таким образом, наблюдение является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы. Консультация для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье» Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробуем вам доказать, что вы не правы. Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого. Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи.   Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. В семье ребёнку надо создавать такие условия, которые бы способствовали эмоциональной  настроенности  на обязательное выполнение утренней гимнастики.  Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться и в дни праздников, и в то время, когда ребёнок выезжает с родителями на отдых в одно и то же время, продолжительностью 5- 10 минут.   Утренняя гимнастика должна проводиться систематически.  Тогда ребёнок, приходя  в детский сад после выходных или отпуска, не будет испытывать боль в мышцах( плечевого пояса и рук, брюшного пресса, спины и ног) . Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11- 13 лет.   Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Наблюдая за ребёнком, родители могут отметить, что при небольшом  утомлении во время физических упражнений настроение ребёнка останется спокойным, ровным, он бодр, жизнерадостен, у него хороший аппетит, сон.   Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха — это способствует лучшему снабжению организма кислородом.   Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.   Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно- двигательного аппарата дошкольников. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.   В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Можно спросить у воспитателей комплекс утренней гимнастики, который выполняют дети в детском саду. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д. Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом. Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.   Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук. Эти упражнения: • способствуют выпрямлению позвоночника; • укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру; • формируют правильную осанку. Чтобы дыхание было свободным, следует ребёнка приучать выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.   Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы( неподвижны) . Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений( особенно наклонов) колени не сгибались.   Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.            Самая главная задача родителей- добиться того, чтобы физические упражнения не превращались для ребёнка в рутинную работу, а проходили в виде интересной, увлекательной игры. Утренняя гимнастика для детей 4- 7 лет может включать следующие упражнения: 1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник. 2. Приседаем, вытягивая руки вперёд. Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов. 3. Наклоны туловища в разные стороны( назад, вперёд, вверх и вниз) . Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины. Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность позвоночника. 4. Наклоны туловища в стороны( вправо- влево) . Укрепляются боковые мышцы туловища. 5. Прыжки и бег на месте или по комнате( площадке) . Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в организме. 6. Различные маховые движения руками и ногами. Увеличивается эластичность и подвижность суставов. 7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны. Успокаивает сердцебиение и дыхание. Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются упражнения для всех групп мышц( плечевого и рук, брюшного, спинного и ног) . В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба. Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб восстановить все системы организма. Уважаемые родители! Мы хотим, чтоб дети росли крепкими и здоровыми. Соблюдайте режим дня в детском саду и дома во благо наших с вами детей. Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение»    «Книга для детей – это, в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»    К. И. Чуковский Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории( возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д. ) . В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,   и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Полутора- двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1- 2 минуты, детям постарше читают не более 15- 20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Пассивно ребёнок может слушать намного дольше( он то отключается, то слушает вновь) . Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие( вечер, затемненная комната, настольная лампа) . Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. v   Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите. v   Чтение для детей делает из них читателей в будущем. v   Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых. v   Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. v   Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать. v   До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов. v   Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка. v   Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком. v   Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь. v   Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.  Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса: Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку. Воспитывайте бережное отношение к книге. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях. Консультации для родителей «Культурно- гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка» С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом — пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие — процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно- гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.   Культурно- гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: " Застегните" , " Завяжите" , " Оденьте" .   Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.   Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.   Выполнение культурно- гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.   Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.   Ребёнок постепенно переходит к контроль за своим внешним видом.   Освоение культурно- гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит хороший, не нравится, значит, плохой. В четыре- пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия" хорошо" , " плохо" . Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение. Взаимосвязано с формированием культурно- гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: " Я хороший, потому что всё делаю правильно! " Дети 3- 4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб- заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.   Пути формирования КГН. Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте — становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом- орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной( туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.   По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры. В играх ребёнок отражает( особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять- семь лет ребенок может заменить действие словом, например, " уже поели" , то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: " Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? " . Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН. КГН связана не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.   Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание. Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома»/ для родителей, воспитывающих детей дома/         Родители радуются тому, что дети живые и подвижные, но их беспокоит, смогут ли ребята продолжительное время спокойно сидеть на уроке. К этому детей надо готовить.         Основные условия полноценного физического развития ребенка – это рациональная, калорийная пища, соблюдение режима дня, полноценный сон, достаточная продолжительность пребывания на свежем воздухе, здоровая и гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, хорошие материальные условия жизни.         Современные семьи способны и обязаны вместе с дошкольным учреждением создавать условия, благоприятные для здорового развития каждого ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы созданные детским садом предпосылки полноценного развития молодого поколения реализовывались наиболее эффективно. Надо заботиться о ребенке постоянно и организовывать жизнь в семье так, чтобы он имел возможность проявлять двигательную активность, т. е. физическая культура должна стать важным компонентом воспитательной и социальной функции семьи. В детских садах больше внимания обращается на формирование основных гигиенических навыков и достаточную продолжительность пребывания дошкольников на воздухе. Это одно из средств, с помощью которого можно снизить заболеваемость.         На что же должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребят? Как уже говорилось выше, это, прежде всего, организация жизни, которая предусматривает продуманное чередование различных видов деятельности. Рациональным чередованием сна, питания, прогулок, занятий, игр обеспечивается не только равномерное развитие всех систем и органов, формируется выносливость ребенка, но и вырабатывается система навыков организованности, аккуратности, проявления воли и др. , которые очень важны для относительно самостоятельной школьной жизни.         Составляя режим дня ребенка в семье, взрослые могут опираться на научно обоснованную организацию жизни дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в детском саду, не должен отсутствовать в его жизни дома. Некоторым видам деятельности в домашних условиях можно уделить больше времени( например, игре, прогулке) . Занятия взрослого с одним- двумя детьми должны быть живыми, разнообразными, интересными, радостными.         Особое внимание взрослые должны уделять ежедневному пребыванию ребенка на воздухе, заботиться о благоприятном природном окружении, о наличии спортивных и детских площадок. Эти факторы способствуют укреплению здоровья, стимулируют рост, закаляют организм и обеспечивают необходимое восстановление сил.         Во время пребывания на свежем воздухе ребенку предоставляется возможность проявлять спонтанную двигательную активность, которая в этом возрасте естественна и доминирует. Она может длиться минимум до шести часов. Движения ребенку не повредят – он сам неосознанно регулирует мышечную нагрузку. Перегрузка происходит лишь тогда, когда мы заставляем малыша долго выдерживать статичное положение, или тогда, когда не уравновешиваем неподвижные виды деятельности двигательной активностью. Недостаток движения может привести к нежелательному ожирению. Дать ребенку возможность свободно двигаться – это не значит позволять ему делать все, что он захочет, и не заботиться о его безопасности. Наоборот, это требует значительно более продуманной обстановки и большего внимания, чем организованная деятельность.         Кроме предоставления возможности двигаться спонтанно во время пребывания на воздухе, следует специально совершенствовать навык хождения, упражнять в беге, прыжках, учить бросать и ловить мяч, играть в различные подвижные игры, организовывать небольшие спортивные состязания, такие, как: «Кто лучше пройдет по скамейке», «Кто дольше не уронит мяч», «Кто дольше прыгает через скакалку» и т. п. Так развивается общая двигательная культура ребенка.         Для разнообразных физкультурных занятий и игр используется различного рода физкультурное оборудование: скамейки, бревна, лесенки, качели, канаты, кегли, мячи, скакалки и многие другие предметы. На прогулках на асфальтированной дорожке или спортивной площадке часто используются летом самокаты, трехколесные велосипеды, а зимой санки, лыжи, коньки. Тренировать и закаливать ребят надо в любые сезоны: ходить с ними на лыжах, кататься на катке, купаться, загорать, организовывать небольшие туристические походы.         В детском саду в течение дня ребята регулярно занимаются физическими упражнениями: на утренней гимнастике и во время физкультурных пауз используются общеразвивающие упражнения, во время которых вовлекаются в работу различные группы мышц.         ЭТО ВАЖНО!  А знаете ли вы, что количество шагов в сутки для трехлетних детей должно составлять 9- 9, 5 тысяч, для четырехлетних – 10- 10, 5 тысяч, для пятилетних – 11- 12 тысяч шагов и для шестилетних – 13- 13, 5 тысяч. Подсчитать шаги можно с помощью шагомера. Если при проверке обнаружится, что ребенок двигается меньше, чем ему положено, надо срочно принимать меры. Если ребенок заболел…         Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки, чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения, так как это может привести к перегрузкам. Необходимо  акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдении правил игры.         Внимание детей младшего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика – до 5 минут, но постепенно время игры можно увеличить до 10- 15 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением.         Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, т. е, для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.         При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, - в  этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.         Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие признаки: выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, - без толку суетлив( кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры) , чересчур отвлекается или вялый; движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения; кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами; ребенок сильно потеет, особенно лицо; учащены пульс и дыхание, т. е. пульс увеличивается более чем на 25- 50% , частота дыхания возрастает больше чем на 4- 6 раз в минуту. Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.         Для снижения нагрузки применяйте следующие действия: уменьшение общего времени занятий; уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии; упрощение сюжета игры; изменение исходного положения во время игр, т. е. сидя, лежа; уменьшение числа участников игры; более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений; снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций; уменьшение темпа и амплитуды движений в игре; более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего; использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.         Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если даже вам и не удается соблюдать режим занятий, то просто играйте почаще с детьми. Это – самая лучшая форма выражения любви и заботы!

Оставить комментарий: