a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Автоматизация звука «Ш» в предложениях». (Конспект индивидуального занятия)

Опубликовано: 2016-04-24 15:25:28

Цели занятия: Закрепление правильного произношения звука ш в предлож­ениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; расширение словаря за счет прилагательных, обозначающих величину; закрепле­ние в речи правильного согласования прилагательного с су­ществительным в роде, распространенного предложения с определением.

 Содержание занятия:

  1. Организационный момент.

 

  1. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.
  • «Лопатка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

  • «Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

  • «Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

  • «Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот по шире открываю.

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

   При произношении звука «Ш» - губы немного округлены, язык, как «чашечка» поднимается наверх за верхние зубы, воздух проходит посередине языка, голосок «спит».

 

  1. Добавить в предложение слово, противоположное по значению. Предлагаются следующие предложения:

Логопед: Мышка маленькая, а медведь ... (большой).

 Ромашка маленькая, а дерево ... (большое).

 Шкаф большой, а. шар ... (маленький).

 Жеребенок маленький, а лошадь ... (большая).

 Корова большая, а кошка ... (маленькая).

 Ведро большое, а ведерко ... (маленькое).

Логопед: Вспомните в каких словах слышим звук «Ш» (большой, большое, большая)

Логопед: Какие слова вы добавляли? (Маленький, большой.)

Логопед: На какой вопрос отвечают слова маленький, большой! (На вопрос какой?)

Логопед: Эти слова обо­значают, какой предмет по величине, размеру. Повторите.

  

  1. Определение величины предметов.

На доске пары картинок с изображением предметов, различных по величине: кружка — ведро, шар — машина, игрушка — мешок, шарф — пальто, хлопушка — шкаф, брошка — рубашка, карандаш — дерево.

Логопед: Назовите пары предметов на картинках. Какой из этих предметов большой, а какой маленький? (Кружка маленькая, а ведро большое и т.д.)

 

  1. Выделение окончаний прилагательных.

Логопед: Выберите предметы, которые мы назвали большими. (Ведро, ма­шина, мешок, пальто, шкаф, рубашка, дерево.)

Логопед: Определите, в каких словах есть звук ш. Какое место этого звука в слове?

Логопед: Замените названия картинок словами он, она или оно.

Логопед: Я буду назы­вать картинку, а вы называйте слово он, она или оно.

Логопед: Какие слова можно заменить словом он! Назовите их. (Мешок, шкаф.)                   Картинки ставятся отдельно.

Логопед: Какой мешок по размеру? (Большой.) А шкаф? (Большой.)

Логопед: В слове большой какой последний звук? (й).

Логопед: А какой звук слышится перед й? (о).

        Около картинок записывается окончание -ой.

Логопед: Выберите предметы, которые можно назвать словом она. (Машина,рубашка.)

Логопед: Какая машина? (Большая.)

Логопед: Какая рубашка? (Большая.)

Логопед: Что слышится после ш? Назовите звуки слова после ш (-ая).

         Буквы -ая записываются около картинок.

Логопед: Выберите картинки, которые можно назвать словом оно. (Ведро, дерево.)

Логопед: Ведро какое? (Большое.)

Логопед: Дерево какое? (Большое.)

Логопед: Что слы­шится в конце слова после ш? (-ое).

            Буквы -ое записываются около картинок.

Логопед: Назовите предметы, которые мы назвали маленькими. (Маленькая кружка и т.д.)

 

  1. Добавить в предложение слова большой или маленький.

Логопед:   В углу шуршит мышка. Добавьте, какая мышка (маленькая).

Дедушка построил шалаш. (Какой?)

Школьники украшали елку.

Мы учимся в школе.

У кошки родились котята.

Бабушка испекла ватрушку.

 

 

  1. Анализ предложения. Составле­ние графической схемы предложения. Выделение слов со звуком ш.

       Бабушка                 испекла                     большую               ватрушку.           

|________________        ========            ~~~~~~~~        ________________ .

Логопед: Сколько слов в предложении? (Четыре)

Логопед: Назови первое слово?

Логопед: Какой схемой обозначим первое слово? И т.д.

Логопед: С какой по величине буквы начнём писать предложение?

Логопед: Что поставим в конце предложения?

Логопед: Назови слова со звуком «Ш».

 

  1. Подведение итогов занятия.

Оставить комментарий: