Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в средней группе с использованием ТРИЗ-технологии «Ореховое чудо»
Цель: развивать творческое мышление и воображение, активизировать в речи использование прилагательных, формировать навыки связной речи;
развивать умение сужать поле поиска объекта на линии, обучать умению ориентироваться в линейном пространстве;
упражнять в описании и преобразовании объекта по цвету, активизировать в речи слова, обозначающие названия цветов, сравнительные обороты;
формировать у детей умение давать большее количество идей в рамках заданной темы, учить решать несложные проблемы;
продолжать формировать умение коллективно обсуждать данную ситуацию, приучать выслушивать идеи ровесников;
закрепить умение правильно называть орехи в дидактической игре «Волшебная корзинка», учить узнавать орехи на вкус;
воспитывать доброжелательное отношение друг другу, развивать эмоциональную сферу детей.
Материал: орехи (грецкие орехи, миндаль, кешью, арахисовые орехи, кокос), скорлупки грецких орехов, картон, обтянутый пластилином.
Предварительная работа:
Чтение стихотворения А. Вегнера «Цвета радуги», сказки Б. Гримм «Три орешка для Золушки», отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Заучивание наизусть болгарской песенки «Лесной народ». Чтение и обсуждение венгерской народной сказки «Два соседа и грецкий орех». Информация «Похвала орехам».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнёмся и попробуем передать своё тепло друг другу. А сейчас поиграем пальчиками.
Игра «Да-нетка» подскажет тему нашего занятия. (Орех.)
Дети отгадывают загаданный объект по признакам линейного расположения.
(Середина, право-лево, между, крайние.)
Морфологическая дорожка.
Воспитатель: А теперь, дети, усаживайтесь поудобнее и послушайте, какая удивительная история произошла с орешком.
Жил-был на свете орешек. Ему очень нравился куст, на котором он рос и полянка, где он жил. Но вот, однажды, захотелось ему попутешествовать, на мир посмотреть и себя показать. И он отправился в путь дорогу. Долго ли, коротко шёл орешек и вышел на голубую полянку.Что же голубое мог он увидеть на ней? (Небо, шарф, цветок…)
Взял орешек чуть-чуть голубого цвета и отправился дальше.
И вдруг его ослепил блеск и сияние жёлтого. Что мог встретить орешек на жёлтой дорожке? (Лимон, банан, одуванчик, солнце…)
Прихватил и жёлтого цвета кусочек и побежал дальше. Впереди его ждала встреча с красным цветом. Всё было такое яркое, красивое. И сам он стал красным. На что стал похож орешек теперь? (Мак, перец, вишня, яблоко, помидор…) Захотелось и красного цвета взять немного. Остановился орешек и думает, куда бы ему дальше пойти? А дальше – зелёная дорожка. Что мог повстречать орешек зелёного цвета на своём пути? (Огурцы, трава, листья, крокодил…)
— Ой, какой сочной и свежей оказалась зелёная дорожка! Дай-ка положу себе в скорлупку и зелёного капельку, подумал орешек и отправился в путь.
Гостеприимной оказалась и белая дорожка. Словно в белое царство, в сказку попал орешек. Что белое он увидел там на ней? (Мука, соль, сахар, снег…) Решил орешек взять и белого цвета на память. Вот и закончились приключения орешка.
Посмотрите внимательно, каким стал орешек, путешествуя по волшебной дорожке?
Дети: Разноцветным.
Воспитатель: Как что?
Дети: Радуга, букет, салат, краски…
Воспитатель: Путешествие орешку так понравилось, что настроение у него стало… какое?
Дети: Хорошее, он весёлый, радостный, довольный, счастливый.
Воспитатель: А у вас хорошее настроение?
Дети: Очень хорошее!
Воспитатель: Давайте, немножко поиграем.
Физкультминутка.
Представлю, что я маленький. К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим, до ветки дотянусь. Орешки я сорву.
В кармашки положу. Присяду, посчитаю и с другом поделюсь.
Скорлупки мы расколем, а ядрышки съедим,
А если кто захочет, орешком угостим.
Ребята, орешек долго путешествовал, многое увидел, услышал, а о себе и друзьях ничего не рассказал. Посмотрите, как много их у меня на подносе!
Грецкие орехи доктора рекомендуют кушать после тяжёлых болезней, он и восстанавливает силы и придают бодрость, снимают усталость, улучшают память.
Кокосовые орехи созревают долго, целый год. Внутри недозрелого ореха находится прозрачная кисло-сладкая жидкость. Эта жидкость богата витаминами, хорошо утоляет жажду. А когда орех созревает, жидкость становится белой, густой. Её называют кокосовым молоком.
Орехи кешью вкусны и питательны.
В миндальных орехах много масла. Ароматные фисташки и арахис вкусны и сырые, и поджаренные.
В старину в Сибири из кедровых орешков выжимали золотистое масло и жарили на нём пищу. Хозяйки толкли орешки в ступе и разбавляли водой, получалось «ореховое молочко». И люди пили этот напиток вместо молока. Из кедровых орешков делают лечебную настойку, которая помогает лечить суставы.
Проблемная ситуация.
Дети, а вы хотите попробовать орешки?
Как же достать ядрышко из скорлупки, как расколоть орех? (Ответы детей.)
А я расколола орехи орехоколкой и приготовила для вас угощения.
«Волшебная корзинка»
Здесь, в корзинке, есть орехи. Все сейчас получат свой.
Рассмотри орех, попробуй, и скажи-ка, он какой?
Сегодня мы много говорили и рассказывали об орехах, пробовали их, а теперь можем сказать: орехи, они какие? (Вкусные, полезные, разные, мелкие, крупные, сочные, жаренные, круглые, овальные.)
А вы знаете, как используют орехи? Куда их добавляют? (В салаты, торты, пирожные, мороженое, конфеты, в халву, варят варенье, делают ореховое масло, в сырки, лечебные настойки.)
Практическая часть.
И из скорлупок можно сделать много интересного. Сегодня из скорлупок грецких орехов мы сделаем украшение для нашей группы.
Дети создают украшения на картоне, с нанесённым пластилином (контуры изображений по выбору детей: самолёт, автомобиль, улитка, дельфин и т.д.)