a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Открытый урок по сольфеджио "Обращения трезвучий"

Автор: Раскатова Галина Сергеевна Опубликовано: 2016-04-24 19:26:04

МБУДО «Центр развития детей и молодёжи» Структурное подразделение « Грязовецкая ДШИ» Открытый урок по сольфеджио в 3 классе Тема: «Обращение трезвучий» Автор: преподаватель теоретических дисциплин Раскатова Галина Сергеевна Аннотация Данный урок относится к типу «Урок открытия нового знания». Такой тип урока используется при объяснении нового теоретического материала на уроках сольфеджио. Построен он с учетом требований ФГТ( ФГОС) , в соо т ветствии современным требованиям к уроку. В этом конкретном уроке использованы следующие педагогические те х нологии: проблемного обучения; личностно- ориентированные технологии; технология сотрудничества; компьютерные технологии( в ходе урока используется презент а ция) ; а также групповые формы работы( работа в парах) . Данный урок является первым в изучении темы «Обращения трезвучий». Ход урока Организационный момент. Приветствие детей и гостей. Тема сегодняшнего урока – «Обращение трезвучий»( Слайд 2) Скажите, пожалуйста, какие термины, понятия из темы урока вам уже известны? ( Обращения, трезвучие) . Давайте вспомним, что такое трезвучие? ( Аккорд, состоящий из 3- х звуков, расположенных по терциям) . Как называются звуки в трезвучии? ( основной, терцовый и квинт о вый тон) Какие бывают трезвучия? ( мажорные, минорные, увеличенные и уменьшенные) А что такое обращение? ( Перенос нижнего звука на октаву вверх) . Мы с вами изучали обращение интервалов. А сегодня мы попробуем прим е нить это понятие к трезвучию. Давайте сформулируем цель урока( Познак о миться или узнать про обращения трезвучий) . ( Слайд 4) Что же вы хотите узнать про обращения трезвучий? Давайте о п ределим круг задач на сегодняшний урок. ( Дети предлагают, затем педагог обобщает. ( Слайд 5) : Сколько обращений имеет трезвучие? Чем они отличаются друг от друга? Как называются обращения трезвучий? Как обозначаются? Научиться строить обращения трезвучий. На все эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. Для этого давайте обратимся к какому- либо конкретному трезвучию. Постройте, пожалуйста, на карточках с помощью фишек трезвучие в до м а жоре. Что у вас получилось? Назовите. ( Слайд 6) Что вы можете сказать про это трезвучие? Какое оно? ( тоническое, мажорное) . Давайте еще раз вспомним, что такое обращение? Попробуйте перенести нижний звук трезвучия на октаву вверх. Что получилось? ( Слайд 6) . Обратите внимание: ноты изменились или остались прежними? А что изменилось? ( расположение нот) . Какой звук трезвучия оказался внизу, в о с новании аккорда? ( Терцовый тон) . Одно обращение мы с вами получ или. Давайте посмотрим, нет ли еще обращений у трезвучия? Для этого вновь перенесем нижний звук на о к таву вверх. Что у вас получилось? ( Слайд 6) . Какой теперь звук лежит в о с новании аккорда? Это второе обращение. Давайте третий раз повторим ту же операцию – перенесем нижний звук на октаву вверх. Что у вас получилось? ( Слайд 6) А теперь ответьте на вопрос: Сколько же обращений имеет трезвучие? Вывод I: трезвучие имеет 2 обращения. Теперь нам необходимо дать названия новым аккордам. ( Слайд 7) Как называется первый аккорд? ( трезвучие) ( Слайд 7) Как обозначается трезвучие, какими цифрами? ( 5 и 3) . ( Слайд 7) . Кто может объяснить, почему именно 5 и 3? ( По интервалам между звуками. ) Можем ли мы назвать первое обращение трезвучием, как вы считаете? – Нет. Почему? ( Состоит из терции и кварты, а в трезвучии 2 терции. ) Скажите, а какой интервал в этом аккорде между крайними звуками? ( се к ста) . Поэтому первое обращение так и называется – секстаккорд. ( Слайд 7) . Как вы думаете, какой цифрой обозначается секстаккорд? ( 6) . ( Слайд 7) . Д а вайте повторим все вместе название первого обращения и запомним его. Давайте сформулируем определение секстаккорда. Секстаккорд – это аккорд, в основании которого лежит терцовый тон трезвучия, состоит из терции и кварты. Переходим ко второму обращению. Можно ли его назвать трезвучием? – Нет. Определите интервал между крайними звуками. ( 6) . Можно ли его назвать секстаккордом? Почему? Аккорд этот называется не просто секстаккорд, а квартсекстаккорд. Само название подсказывает, что начинается он с инте р вала кварта. ( Слайд 7) . Какими ци фрами мы его обозначим? ( 6 и 4) . ( Слайд 7) . Давайте сформулируем определение квартсекстаккорда. Квартс екстаккорд – это аккорд, в основании которо го лежит квинт о вый тон трезвучия, состоит из кварты и терции. Но оказывается, дети, аккорды обозначаются не только цифрами. Дава й те вспомним, как обозначается тоническое трезвучие? ( Т 5 3) ( Слайд 8) . Тогда первое обращение тонического трезвучия назовем тонический секстаккорд и обозначим Т 6. ( Слайд 8) . А второе назовем тонический квартсекстаккорд и обозначим Т 6 4( Слайд 8) . Каким является это трезвучие по звучанию: мажорным или мино р ным? Как мы можем его обозначить? ( Б 5 3) ( Слайд 8) , тогда как обозначим секстаккорд? ( Б 6) ( Слайд 8) , а квартсекстаккорд? ( Б 6 4) ( Слайд 8) . Вывод II. Обобщим все, что мы узнали об обращениях трезвучий. I обращение называется секстаккорд, в основании лежит терцовый тон, об о значается цифрой 6, состоит из терции и кварты. II обращение называется квартсекстаккорд, в основании лежит квинтовый тон, обозначается 6 4, состоит из кварты и терции. А теперь вопрос на сообр а зительность. Трезвучие – это аккорд, состоящий из 2- х терций. А в обоих о б ращениях есть интервал кварта. Откуда она появилась? ( Слайд 9) Давайте подведем итог. Сколько обращений имеет трезвучие? Как они наз ы ваются? Как обозначаются? Из каких интервалов состоят? А теперь предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка. Игра называется «Хлопни, как я»( дети повторяют за педагогом ритмические рисунки) Втор ая игра «Хлопни вместе со мной»( игра на внимание: дети должны хлопнуть одновременно с педагогом) . Давайте попробуем применить новые знания на практике. ( Слайд 10) . З а дание вы види те на слайде: построить Т 5 3 в тональности Ре мажор и сделать его обращения. Работаем опять в парах на карточках. Прежде чем строить аккорды, не забудьте про ключевые знаки. Их можно написать прямо на ка р точке. ( На карточке нарисован нотный стан. Вместо нот используются пуг о вицы) . Проверка. ( Слайд 11) . Назовите получив шееся у вас трезвучие. Н азовите первое обращение. Назовите второе об ращение. Второе практическое задание немного посложней. ( Слайд 12) . Из предложенных аккордов вам необходимо выбрать трезвучия и их обращения. Будьте вним а тельны. ( Ответы детей) . И последнее задание. Прошу выйти к доске 3- х человек. Вы – живые нотки. ( Дети выбарают любой вырезанный из бумаги круг с цифрой, которая обозначает соответствующий тон трезвучия) . Возьмите в руки любую но т ку. И встаньте так, чтобы у вас п о лучилось трезвучие. А теперь перестройтесь в секстаккорд. Какой тон в основании аккорда? И постройтесь в квартсекстаккорд. МОЛОДЦЫ! Немного отдохнем от обращений трезвучий и вспо мним, какую гамму мы изучаем. ( Ф а# минор) . Это гамма самостоятельная или является пара л лельной? ( Параллельной для гаммы ля мажор) . Сколько знаков в фа# мин о ре? ( 3) . Поем гамму. Помним, что эта минорная гамма и какие ступени в ней п о ются низко. Сколько видов имеет минорная гамма? Мы какой спели( натуральный) . Что происходит в гармоническом миноре? ( повышается 7 ступень) . Какая это будет нотка? ( ми) . Поем гармоническую гамму. Вспомните, чем отличается мелодическая гамма? Давайте её споем. Посмо т р ите на слайд( Слайд 13) . Какой тетрахорд представлен? ( верхний) Определите вид минора по верхнему тетрахорду. ( Практ. задание №4) Предлагаю игру «Музыкальное эхо». Я играю тот или другой тетрахорд в разных видах минора. Ваша задача повторить нотками, называя все знаки. Назо вите устойчивые звуки в гамме фа# минор. Поем их по порядку и вразбивку. Затем играем в «живые нотки». Игра на развитие слуха «Угадай- ка». Определить на слух I, III, V ступени вразбивку в разных октавах. И последнее задание – постройте в тетрадях тоническое трезвучие в фа# миноре и сделайте его обращение. Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вернемся к целям и задачам урока и проанализируем, все ли мы узнали, что планировали. Итоги урока. Оценить, на сколько интересно было на уроке Оценить свою работу на уроке Оценка педагогом деятельность каждого ученика. Вручение медалей Оценка учащимися деятельность педагога. Д/ з: правило приклеить в тетрадь и выучить.

Коментарии
Любовь владимировна написано 2019-11-18 21:33:07
как открыть открытый урок для просмотра?
Ответить

Оставить комментарий: