a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

24.04.2016 г. Конспект урока "Правописание тся ться в глаголах" (Из опыта работы учителя русского языка и литературы Денисовой О.А.)

Опубликовано: 2016-04-24 22:04:27

Документы для скачивания

1. Организационный момент. - Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня пришёл к нам на урок. И конечно же, здравствуйте те, кто будет хорошо, активно работать на уроке. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха. Садитесь. 2. Мотивация к уроку Повторение по теме «Глагол» Отгадайте загадку. ( Читает ученик) Я часть речи, Жду с вами встречи. Что ты будешь завтра делать? Можешь ли о том поведать? Будущего нам не знать, Можно лишь предполагать, Что я завтра рано встану И бездельничать не стану, Я и ранец соберу, Я и в школу побегу. В настоящем- я стою И с тобою говорю. А вчера весь день играл, Прыгал, бегал, не скучал. Итак, обозначаю я действие предмета. Кто же я? Жду вашего ответа. - Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе. ( Слайд 2) Создание проблемной ситуации- О глаголе вы знаете много, но нам предстоит узнать ещё больше. Я предлагаю нам всем поиграть. Игру мы хорошо знаем «третий лишний». ( Слайд 3) Переноситься, переносится, переносица Спится, спица, стремиться Тупиться, тупится, тупица- Какие слова оказались лишними? ( переносица, тупица, спица) . ( Слайд 3) . Почему вы так решили? - А что объединяет слова, которые не оказались лишними? ( глаголы) Постановка учебной задачи. - Молодцы. Что ещё интересного вы услышали во всех этих словах? ( в конце мы произносим ца) - А что мы пишем на письме? ( тся и ться) . Можем ли мы сказать, когда пишется тся, а когда ться? ( Нет) - Давайте, ребята, исходя из этой проблемы, сформулируем тему нашего сегодняшнего урока( дети формулируют тему урока) - Тема нашего урока «Правописание тся ться в глаголах». ( Слайд 4) Запишем число и тему урока в тетрадь. ( у ченики записывают в тетрадь) - Давайте решим, какие учебные задачи, мы должны поставить на уроке? ( Слайд 5) Знать ……. условия выбора правописаний – тся и ться: Уметь п равильно …… писат ь глаголы на – т ся и тьс я 3. Построение проекта выхода из затруднения. - - Итак, ребята, начнём наше маленькое исследование. ( Слайд 6) Исследование №1.  (   работа  в группе( Слайд 7) – Поставьте вопросы к выделенным словам. Запишите эти вопросы рядом с глаголами. Задание 2 группам( слайд 6а) 1. От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется 2. Не надо хвалиться, если не знаешь, как рожь родится 3. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. – Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Какой вывод можно сделать? Вывод 1:  Если в вопросе есть  ь, значит, и глагол пишем с  ь, если  ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без  ь. Исследование 2. Работа над предложением. ( У доски 2 человека) ( Слайд 8) – Составьте предложения  со словами:   гордится – гордиться. ( Ходить по классу когда составляют предложения у доски) - На какие вопросы отвечают глаголы? Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына. - Определите лицо глаголов( гордится 3- ел, ) – Почему в своём предложении ты не смогла определить у глагола лицо? ( Гл. неопределённой формы) - Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме? – Как пишутся эти глаголы? Что заметили? ( У глаг. 3- его лица не пишется ь, а у гл. неопред. формы пишется ь) Итак, какое же вы второе открытие сделали? Какой вывод м ы сделаем? Вывод: если глагол употреблен в начальной форме( отвечает на вопросы что делать? что сделать? ) , на конце пишется – т ься; Если глагол употреблен в форме 3- го лица ед и мн числа( отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? , на конце пишется – тся; - А сейчас давайте обобщим наши результаты и рассмотрим алгоритм, который поможет вам в этом 4. Составление алгоритма( Слайд 9) – Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется – т ся или- ться?   – Прочитайте правило в учебнике стр и сравни м с нашими вывод ами. 5. Физминутка( Слайд 10) - Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз: Сначала по часовой стрелке глазами “обведём” круг, квадрат и треугольник. Затем наоборот, начиная с конца, против часовой стрелки “обводим” каждую геометрическую фигуру. ( Ученики выполняют гимнастику для глаз) - Вы немного отдохнули. Продолжим нашу работу. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Игра- соревнование «Мудрые советы»( по рядам) ( Слайд 11) – В мире очень много пословиц и поговорок и м ного мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в них. Прочитаем пословицы. Вставить и объяснить правописание тьс я- тся в глаголах. Борот ь ся и искать, найти и не сдават ь ся. Кто упо рно трудится, тот всему научит ся. Сумел оступит ь ся, сумей и исправит ь ся. – Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор. - Каким должен быть жизненный лозунг, конечно же, каждый решает для себя сам. Я надеюсь, вы будете следовать с ними по жизни. Работа с учебником( у доски) ( На слайде загадка) Я всё знаю, всех учу А сама всегда молчу Чтоб со мною подружиться Нужно грамоте учиться О чём идёт речь? Именно с учебником мы сейчас и будем работать Спишите написанные на доске словосочетания, применяя правило правописания – т ся и – ться в глаголах. ( с последовательной вз амопроверкой у соседа) ( Слайд 12) Пар клубится, часто улыбаться, солнце подымается, надо умываться, снег искрится, день начинается, стал заниматься. 7. Рефлексия учебной деятельности на урок е( ученики отвечают на вопросы) ( Слайд 13) Настроение в виде смайлика 8. Домашнее задание. ( На слайде) 9 Выставление оценок- Свой урок мне хо телось бы закончить строчками из стихотворени я Н. Заболоцкого «Не позволяй душе   лениться”. Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе  воду не толочь, Душа обязана трудитьс я И день, и ночь, и день, и ночь   Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле   И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от р абот, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет! Спасибо за урок!

Оставить комментарий: