Консультации для воспитателей
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 г. Нерчинска Консультация «Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО. Развивающая предметно – пространственная среда по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Подготовила: Бурлакова О. В. 2016г. Проблема социально- личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. А ктуальность социально- коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально- коммуникативного развития. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие: - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. - формирование социально- коммуникативных речевых умений( развитие способности вступать в общение и поддерживать его) . Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий- использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий; - реализация общеобразовательной программы; - обогащение предметно- пространственной среды. Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка: • насыщенности среды( соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ; • трансформируемости( возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ; • полифункциональности( возможность разнообразного использования) ; • вариативности( разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ; • доступности( свободный доступ к игровым пособиям) ; • безопасности( соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования) . Организовывая предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально- коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей Так, напр имер, в этом направлении развития детей д ошкольного возраста могут быть следующие Центры активности: - Центр безопасности. - Центр сюжетно- ролевых игр. - Центр социально- коммуникативного развития( трудовое воспитание мальчиков и девочек) . ( Так, например, по ПДД в старшей группе, в соотве тствии с требованиями, могут быть: Хозяин – Светофорик, м акет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по б езопасности дорожного движения, н абор дорожных знаков, дидактические игры, с хемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания( безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях: - профилактика дорожно- транспортных происшествий и изуч ение правил дорожного движения; - формирование умения беречь своё здоровье; - профилактика пожарной безопасности. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном во зрасте, в Центре социально- коммуникативного развития должны быть созданы условия для трудового воспитания детей( мальчиков и девочек) : • Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка. • Организации труда с небольшими группами детей. • Организации трудовых поручений и работы с дежурными. • Организации ручного труда. Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры. - семья( «Дом, семья») ; - образование( «Детский сад») ; - здоровье( «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ; - торговля( «Магазин») ; - производство( «Швейное ателье») ; - строительство( «Строительство», «Строим дом») ; - развлечения, общественные места( «В кафе») ; - путешественники( «Кругосветное путешествие») ; - транспорт( «На дорогах города») ; - военная тематика( «Пограничники», «Мы – военные разведчики») ; - спорт( «Мы – спортсмены») Выделяю т ся основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - учёт этнокультурной ситуации развития детей; ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»: Содержание направлено: - на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»: 1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога: - Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; - Поддержка индивидуальности и инициативы детей; - Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; - Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника; - Организация сотрудничества с родителями воспитанников. 2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально- коммуникативному развитию» по ФГОС: Младший дошкольный возраст- Вариативная организация игр- экспериментов и игр- путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания; - Организация сюжетных игр; - Организация моментов радости, связанных с культурно- гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ; - Простейшие поисковые и проблемные ситуации; - Игры с моделированием; - Литература и игра( чтение) ; Средний дошкольный возраст- Организация сюжетно- ролевых игр; - Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр- экспериментирований и игр- путешествий, игр- этюдов. - Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. - Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры Старший дошкольный возраст- Ситуационные задачи, их широкая вариативность. - Использование метода проектов. - Использование метода коллекционирования. - Использование театрализованной деятельности. - Использование литературно- игровых форм( сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков( форма коротких стихов) - Самостоятельная деятельность детей. 3. Инновационные формы работы с родителями: - Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные; - Вечера вопросов и ответов; - Родительские гостиные; - Тренинги по запросам родителей; - Клубы по интересам; - Родительские конференции; - Совместное творчество родителей, детей и педагогов; - Творческие выставки и фотовыставки; - Тематические вечера и викторины; - Совместные досуги; - Видеоинтервью и мультимедийные презентации; - Выпуск семейных газет и книжек- малышек; - Совместное создание мини- музеев. 4. Формирование социально- коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно- педагогических условий: - Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви; - Обучение умению слушать и слышать другого; - Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении; - Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; - Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; - Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; - Формирование чувства симпатии между участниками общения; - Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; - Обучение умению детей владеть собой; - Развитие умения анализировать ситуацию; - Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков. ФГОС направлен ы на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.