Перспективный план по эксперемтированию
тема |
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Растения |
Растения Цель.Учить выделять растения из окружающей среды. В первую очередь их внимание обращается на листья цветы. Дети должны запомнить внешний вид и вкусовые качества многих плодов, не связывая пока плоды с конкретными растениями
|
«Что выделяет растение?» Цель. Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
|
Листья и стебли растений пропускают воду. Цель. Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.
|
Может ли растение дышать?
Цель.Выявить потребность растений в воздухе, дыхании, учить определять как происходит процесс дыхания у растений |
Вода |
«Водичка, водичка» Цель.Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества
|
Какой бывает вода. Цель.Уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы;
|
«Капельки»Цель.Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.
|
Где живут капли воды в детском саду». Цель.Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.
|
Ветер |
Ветер ветер ветерок Цель:Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
|
Летающие семена. Цель:Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. |
«Почему дует ветер» Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнить представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх, он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.
|
«Ветер» Цель: познакомить с природным явлением , как ветер, с причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов в том числе и человека.
|
Глина |
«Удивительная глина» Цель: познакомить детей со свойствами глины сравнив их со свойствами песка |
«Горшочик для каши» Цель: познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной. Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду. |
«Что делает человек из глины» Цель: Познакомить с различными изделиями из глины. Рассказать , как изготавливают кирпичи и о их значении в строительстве. Уточнить , что глина бывает разная по цвету и качеству.
|
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка: сухой песок не формуется, влажный формуется но изделия не прочные; сухая глина не формуется, влажная формуется и изделия получаются прочными |
Песок |
Познакомить со свойствами песка Цель.Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить и др.; развивать любознательность, наблюдательность; познакомить детей с интересными фактами о песке. |
«Следы» Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.
|
Песочная страна Цель.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
Рассеянный песок. Цель.Установить свойства рассеянного песка. (рассеянный песок заметно плотнее). |
Воздух |
«Воздух»Цель. Дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным. |
«Невидимый воздух» Цель. Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
|
“Этот удивительный воздух”. Цель.Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
|
“Вдох - выдох” Цель.Расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. |
Камни |
Сказка о камешке Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. Развивать интерес к камням, формировать умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.)
|
«Каменная дорога»Цель.Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок |
Каждому камешку – свой домик. Цель.Совершенствовать умения детей классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности /гладкие, шероховатые |
«Простые и ценные камни в природе» Цель.Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни. Называть их свойства, особенности(крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый и т.д.).
|
Человек |
Наши помощники. Цель.Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. |
|
«Я и мое зрение, вкус, слух». Цель.Развивать сенсорные возможности ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира; отталкиваясь от себя: рассматривать, ощупывать, различать издаваемые предметами звуки.
|
Наше сердце, система кровообращения Цель.Дать представление детей о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее назначение); развивать способности делать умозаключение на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови); формирование основ здоровьесберегающего мышления.
|
Звук |
«Звук» Цель.Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки, дать понятие об охране органов речи. |
«Откуда берется звук»
Цель. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. |
«Возникновение звуковых волн». Цель.Умение делать выводы, что звуковые колебания достигают уха в виде звуковых волн и мы воспринимаем их как звук. Умение делать вывод
|
«Что такое звук?» Цель: посредством проводимых опытов, уточнить представления детей о звуках |
Солнце |
Солнечный зайчик Цель.Познакомить с естественным источником света – солнцем.
|
Солнце дарит нам тепло и свет” Цель.Дать представление о том, что солнце является источником тепла и света, показать степень поглощения тепла разными предметами.
|
Солнечная лаборатория. Цель. Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. |
«Как выглядит Солнце» Цель. Дать детям представление о том, как выглядит Солнце, возможность рассматривать его изображение.
|
Радуга |
«Радуга» Цель.Познакомить детей с природным явлением – радуга. |
Дружба красок. Познакомить с Цель.получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.
|
«Фонтанчики - радуга» Цель.Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.
|
«Волшебный круг». Цель.Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. |
стекло |
«Знакомимся со стеклом» Цель.Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) |
Путешествие в мир стеклянных вещей”. Цель.Познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы |
“Родственники стекла”. Цель.Узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства. |
“Волшебные стёклышки”. Цель.Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
|
Снег |
« Снег» Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть |
«Что будет если…» Цель.С помощью опыта подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. |
«Волшебный снежок» Закрепить представления детей о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой |
«Какой снег?» Цель: дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа». |
Почва |
«Почва» Цель. Познакомить детей с понятие почва; при помощи опытов определить составные компоненты. «Эксперименты с почвой» Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.
|
«Что такое почва и для чего она нужна»Цель: дать детям элементарные представления о почвенном покрытии земли. Из чего состоит почва, её водопроницаемость. Значение для всего живого |
«Знакомство со свойствами почвы» Цель. Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав Имеет разный состав ( глинистая, песчаная, чернозем)»
|
«Почва живая» Цель: расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека. . |
|
|
|
|
|
Свет |
Что в коробке? Цель.Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. |
Цель. Познакомить с источниками света, принадлежащими к рукотворному и природному миру. |
Свет и тень Цель. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
|
Цель.Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
|
Свойства материалов
|
Бумага, ее качества и свойства Цель.научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит |
Древесина, ее качества и свойства Цель.научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). |
Ткань, ее качества и свойства Цель. Научить узнавать вещи из ткани, определять ее-качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
Металл, его качества и свойства Цель.Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность |
Зеркало |
Что отражается в зеркале? Цель.Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Материалы: зеркала, ложки, |
«Все наоборот» Цель.Формировать знания детей о том, что в зеркале все отображается наоборот: там где в жизни правая сторона – в зеркальном левая; развивать |
Как узнать толщину зеркала.
|
"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?
|
Магнит |
Магниты. Цель.Познакомить с понятием «магнит», выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
|
Волшебный театр Цель.Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Что нужно для опыта: «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки.
|
“Два магнита”. Цель.Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
|
“Как действуют магниты на предметы”. Цель.Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
|
Электричество |
Волшебный шарик Цель.Установить причину возникновения статического, электричества. Что нужно для опыта: Воздушные шары, шерстяная ткань. |
Волшебники Цель. Установить причину возникновения статического электричества. |
Чудо — прическа. Цель.Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. “Почему горит фонарик”. Цель: Уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. |
Как увидеть и услышать электричество? Цель. Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов. Эксперимент “Что такое молния”. Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. |
Земля |
«День - ночь» Цель.Уточнить знания детей о солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве, объяснить почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.
|
«Рождение горы» Цель.Формировать представление детей о причине образования гор, движении земной коры, вулканическом происхождении гор, развивать умение мыслить, быть внимательными, воспитывать взаимопомощь.
|
«Что такое вулкан?» Цель.Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения, развивать осторожность, сосредоточенность, выдержку, умение мыслить.
|
«Портрет Земли - карта» Цель.Познакомить с картами, условными обозначениями на них, расширять географические представления о материках, океанах, островах, морях; воспитывать любознательность
|
Космос вселенная звезды |
«Полет в космос» Цель: закрепить у детей элементарные представления о Солнечной системе.
|
«Где ночует солнце? Цель.Сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи |
Почему кажется, что звезды движутся по кругу. Установить, почему звезды движутся по кругу. |
Звезды светятся Цель.Показать, что звезды светят постоянно
|
Измерение |
«Что такое температура». Цель.Познакомить детей с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре; систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха.
|
“Что такое объем жидкости”. Цель.Выявить изменение объёма жидкости при замерзании. Показать, что предметы имеют объем , который зависит от материала. |
«Что такое масса» Цель.Познакомить детей со свойством предмета – массой и с прибором для измерения массы – чашечными весами, побуждать детей пользоваться ими. «Угадайка» Цель. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. |
«Что такое длина» Цель. Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения, познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
|
Сила тяготения |
“Упрямые предметы”. Цель.Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.
|
“Сила тяготения”. Цель.Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
|
“Почему предметы движутся”. Цель.Познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. |
Испытания силы притяжения.
|
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий