Доклад: "Новые подходы к воспитательному процессу"
Документы для скачивания
Доклад на тему: « Работа с родителями: новые подходы к воспитательному процессу» Дата: 10. 12. 2015г. Подготовила: Воспитатель разновозрастной группы МКДОУ «Детский сад с. К ривая Лука» Полоскова К. С ВВЕДЕНИЕ Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно- положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого- педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Дифференцированный подход к работе с родителями. Дифференцированный подход при организации работы с родителями — необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: — взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей; - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи: 1. Структура семьи( сколько человек, возраст, образование, профессия) , психологический климат семьи( межличностные отношения, стиль общения) . 2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают — положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей. 3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка. 4. Воспитательный климат семьи. Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы: 1. Анкетирование родителей; 2. Анкетирование воспитателей; 3. Тестирование родителей; 4. Индивидуальные беседы с родителями; 5. Индивидуальные беседы с детьми; 6. Посещение семьи ребенка; 7. Изучение тестов- рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья». 8. Наблюдение за ребенком в сюжетно- ролевой игре «Семья». 9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей. 10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д. Для выявления педагогической культуры родителей можно предложить следующую анкету: 1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка? а) слушаете передачи по радио и телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) на основе рекомендаций педагогов; г) используете жизненный опыт. 2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными? а) поощрение; б) наказание; в) требование; г) приучение. 3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего? а) словесная похвала; б) подарки; в) ласки. 4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании? а) физическое наказание; б) словесная угроза; в) лишение развлечения; г) проявление вами обиды. С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты следующего типа: 1. Нравится ли Вам ваш малыш? 2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит? 4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? 5. Поправляете ли Вы речь ребенка? 6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки? 7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его? 8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом? 9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним? 10. Играете ли Вы с малышом в какие- нибудь игры? и т. п. Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные, благополучные семьи и проблемные семьи групп риска. В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий. Но, как уже было отмечено, эффективное просвещение родителей не может вестись без активного участия воспитателей. И есть необходимость более подробно коснуться деятельности воспитателей в работе с родителями. Формы и методы работы с родителями. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: - наглядная пропаганда, - посещение семей, - родительские собрания, - беседы и консультации, - конференции родителей, - устные журналы, - анкетирование, - дни открытых дверей, - круглые столы, - организация клубов, - организация деловых игр. Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно. а) Посещение семей воспитателем. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи: 1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье. 2. Определение уровня педагогической культуры родителей. 3. Выявление трудностей, испытываемых родителями. 4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения. 5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье. Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.