"Первые трудности, или как проходит адаптация детей к школе
Документы для скачивания
Консультация для родителей: «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе» Начало школьного обучения – сложный и важный этап в жизни любого ребёнка. Одни достаточно легко и быстро привыкают к школьной атмосфере, другие мучительно входят в новую жизнь, испытывая сильнейшее душевное напряжение и тем самым осложняя свои отношения с близкими людьми. В среднем привыкание ребёнка к школе имеет продолжительность от 3 месяцев до полутора лет. Этот период и принято называть адаптационным. Механизмы адаптации ребёнка к школе имеют многообразие аспектов. Традиционно наиболее значимыми, считается физиологическая и социально- психологическая адаптация к школе. Условия социально- психологической адаптации ребёнка к школе. 1) Меняется социальная позиция ребёнка: из дошкольника он превращается в ученика. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «Я уже ученик! », готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребёнку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение новых правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Учитель выступает представителем общества: он задаёт требования и нормы, ориентирует ребёнка в том, как ему себя вести, что и как делать. 2) У ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют, придумывают игровые импровизации. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т. е. запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, ребёнок играет тогда, когда он хочет играть. Ребёнок действует в соответствии со своим желанием и самостоятельно. Напротив учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнок. Он становится обязанным делать то, что ему не всегда хочется делать; он должен произвольно контролировать своё поведение, стабильно держать активное внимание на уроке. Следует отметить также и то, что собственно переход ребёнка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путём а как бы «навязано» ему с верху от взрослых. Этот переход общественно задан для ребёнка и- хочет он или не хочет, готов или не готов, - он обязан и вынужден сменить свои занятия и, по существу, весь «способ жизни». 3) Умение выстраивать социальные отношения с сверстниками, учителями. От отношения учителя к ребёнку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Опыт консультирования показывает, что дети, которых с самого начала «не полюбили» учителя начальных классов, в последствии плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам. Как правило, учитель для ученика – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего- то добиться от ребенка, просят именно педагога оказать им в этом помощь. Результаты опросов третьеклассников показывают, что учитель, хотя и теряет с годами школьной жизни свою главенствующую роль влиятельного другого, тем не менее остается значимой для них фигурой и по- прежнему опережает родителей, оказывая практически в полтора раза больше влияние на ребенка. От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель- ученик, отношения определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка к школе. Учебная деятельность носит коллективный характер, именно по этому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и всё- таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на переменке играют в сторонке или жмутся к стенке. 4) Семейная ситуация, в которой оказывается ребёнок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряжение, эмоционально дискомфортная обстановка в семье отрицательно влияет на самочувствие школьника. В нашей практике нередки были случаи, когда трудности ребёнка в адаптации к школе были связаны с отношении родителей к школьной жизни, школьным успехам ребёнка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо( довольно типичным является например такое высказывание: «Будь моя воля, ни за что не отдала бы его в школу, мне школа до сих пор в страшных снах снится») , опасения, что ребёнок будет болеть. С другой стороны, это ожидания от ребёнка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему своего неудовольствия тем, что он с чем- то не справляется, чего- то не умеет. Наблюдения за школьниками первых классов показывают, что социально- психологическая адаптация детей к школе может проходить по- разному. По данным М. М. Безруких, которые подтверждаются и нашей практикой, можно условно выделить три группы детей. Первая группа детей( 50- 60% ) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения, т. е. примерно за тот же период, когда проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им ещё трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, и т. п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом – он становится учеником. Вторая группа детей( 25- 35% ) имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, с детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Третья группа( 12- 18% ) – дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают работать в классе», «третируют детей». Физиологическая адаптация ребенка к школе. Процесс физиологической адаптации к школе можно разделить на несколько этапов и периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. То, как проходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка отмечаются при адаптации к школе в течение многих лет изучали специалисты Института физиологии детей и подростков. Комплексные исследования включали изучение показателей высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояния сердечно- сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, состояния здоровья, успеваемости, режима дня, активности на уроках. Выделено три основных этапа( фазы) адаптации. Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта « физиологическая буря» длится достаточно долго( две – три недели) . Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие- то оптимальные( или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе организм тратит всё что есть а иногда и «в долг берет», нет экономии ресурсов. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает утихать. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу не выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, каждая система организма должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Продолжительность всех тёх фаз адаптации приблизительно 6 – 7 недель. Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно сосудистой системы, сипатоадреналовой системы, а так же низким показателем координации различных систем организма между собой. Только не 5 – 6 неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель, т. е. длится более 2 месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается примерно на 6 неделе обучения, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряжённой регуляции всех систем организма. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, изменившимся условиям жизни может протекать по- разному. Выделяются группы детей, дающих лёгкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжёлую. При лёгкой адаптации состояние напряжённости функциональных систем организма ребёнка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Лёгкую адаптацию и в определённой степени адаптацию средней тяжести можно, по всей вероятности, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжёлое же протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок режима обучения для организма первоклассника. В первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, капризничают за едой. Неосознаваемая, но все же возросшая тревожность – естественная реакция психики на новизну и резкие изменения привычного образа жизни, новые нагрузки. Все это снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего могут участиться простудные заболевания, обостриться хронические болезни, возрастает зона невротического риска. Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения – проблема важная и большая. Много говорится о психологической готовности ребёнка к школе и не учитывается фактор готовности родителей к новому школьному этапу жизни их ребёнка. Главная забота родителей – поддержание и развитие стремления учится, узнавать новое. Например, вы встречаете ребёнка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе? », «Ничего интересного», - отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что- то новое, чему- то удивился, что- то тебя поразило». Ребёнок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой- нибудь эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку случившуюся на перемене. Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка. И эти способности вы так же сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания. Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребёнка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность. С пониманием относитесь к тому, что вашего ребёнка что- то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: « Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха? »- кроме раздражения и отчуждения с обеих сторон, ничего не вызовут. Хорошо, если ребёнок в трудный первый год учёбы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойные, ровные отношения помогут ребёнку справиться со всеми трудностями. Правила для родителей. 1. Постарайтесь не отправлять ребёнка одновременно в первый класс и какую- либо секцию и кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6 – 7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребёнка, начинает водить его туда за год до начала учёбы или со второго класса. 2. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 15 – 20 минут. Поэтому, когда вы будите делать с ним уроки, через каждые 15- 20 минут необходимо прерываться и давать ребёнку физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. 3. Организуйте ребёнку рабочее место. Садитесь за уроки в одно и тоже время. Находитесь рядом с ребёнком во время приготовления им уроков с целью контроля, чтобы не отвлекался. Не ругайте за исправления – это первая форма самоконтроля. 4. Выбирая время для занятий, учитывайте тот факт, что работоспособность человека в течение суток изменяется и имеет форму М- образной кривой, которая называется «физиологическая кривая работоспособности». Самым оптимальным считается два временных промежутка с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. 5. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи – офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. 6. Больше всего на свете в течение первого года учёбы ваш ребёнок нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним кто- то хочет дружить, а кто- то нет. Именно в это время у ребёнка складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, что из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. 7. Принуждение в семье создаёт атмосферу разрушения личности ребёнка. Признавайте право ребёнка на ошибки. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Хоть иногда ставьте себя на место своего ребёнка, и тогда будет понятнее как вести себя с ним. Консультация для родителей «Готовим руки к письму» Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение гонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Учителя начальных классов, а именно первоклассников сталкиваются с трудностями при обучении письму. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображали слишком маленькие предметы на листе. Нас насторожил такой явный признак недостаточной работы пальцев рук. Это говорит о том, что дети не имеют достаточного опыта работы за столом. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5- 6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5- 6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т. д. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т. е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв, познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита. Работая с детьми особое внимание, уделяли сенсорному воспитанию детей. Начали свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. В работе использовали основной принцип дидактики от простого к сложному. Для начала занятий выбирали более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетали пальцы, сжав ладони, поднимание и спускание пальцев. Все упражнения проводили в медленном темпе, и сопровождали показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводили в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применяли расслабляющий момент( спустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут) . К середине учебного года мы со своими детьми перешли к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком отдельно. Конечно, наша работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также добавляли упражнение по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, использовали в своей работе “чудесный куб” для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяли на развитие навыков самообслуживание в повседневной жизни ребенка: одевание раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого использовали дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Зашнуруй сапожек” и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения. Для начала брали упражнения, которые помогают управлять своими руками: “Возьми большой мяч” – ладони широко раскрыты. Далее я предлагала детям упражнения, направленные на управления пальцами рук. “Пальчиковая гимнастика”. Например: упражнение “Два дрозда”: руки детей сжаты в кулачки. Они произносят слова и выполняют действия. “На ветке сидят два маленьких дрозда – Пит и Поль( руки перед собой сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх) . Улетай, Пит! Улетай, Поль! ( дети то прячут пальцы, то вновь их показывают) Для подготовки руки к письму предлагали детям работу по раскрашиванию рисунков( штриховку) . Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. При раскрашивании познакомили детей с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвраты; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками. Дети, выполняя работу, но штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Знакомить с гигиеническими правилами письма мы начали детей со старшей группы, в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо. Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно наблюдали за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма. Детям старшей группы предлагали задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы( например: плетение ковриков из бумажных полос) . Дети складывали пополам лист бумаги, делали ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезали тонкие полоски бумаги другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплетали их между надрезов основной части коврика, предварительно рассмотрев образец и показ. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии “Сделаем бусы”. Мои дети разрезали прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них они скручивали в виде бусины, конец ее проклеивали. Готовые бусины нанизывали на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно- двигагельной координации, аккуратности, настойчивости, т. e. качеств, необходимых для письма. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Мы проводили постоянные занятия аппликацией, на которых учили детей: симметричному вырезанию, вырезанию размеченных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляли целые композиции- аппликации. Со старшей группы ввели еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков. На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно перешли к более сложным рисункам. Для того чтобы заинтересовать детей и оживить их однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять, использовали забавные стихи. Делая тот или иной рисунок, дети не только выполняли движение рукой, но и включали в работу речевой и слуховой анамуаторы, тренировали память. В процессе своей работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. Но мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывала затруднения, я точками намечала предстоящую работу. С помощью этой опоры дети учились правильно нести линию, не “выезжая” за клетку. К новому рисунку мы не переходили до тех пор, пока какой- то элемент или движение не отработано. Целью графических упражнений ставили: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам( нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки) . Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. В подготовительной группе продолжили свою работу по подготовке руки к письму. Продолжали с детьми закреплять навыки самообслуживания, добавив к этому сервировку стола, что тоже способствует развитию координированных движений руки. Продолжаем развивать ручную умелость на занятиях по ИЗОдеягельности, только более усложненную. Занимаемся конструированием из бумаги, способом оригами. Продолжаем заниматься пальчиковой гимнастикой, используя теневой театр. И, конечно же, большое внимание уделяли на развитие графических навыков. Продолжали учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур( круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы) ; учили штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. Проводили с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т. д. Использовали такие задания, как “Дорисуй картинку”, “Нарисуй такую же картинку”, “Нарисуй такую же фигуру”. Применяли на занятиях по развитию речи такой вид деятельности, как заучивание и инсценировка стихотворений с помощью рук. На основе проделанной работы, можем сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш. А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.