НОД "Помощь Каю"
Программное содержание.
Развивать интерес к экспериментированию, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых и жидких веществ (снег, лед, вода)
Закрепить понятие- вещество, выделять его среди различных предметов.
Закрепить знание букв и умение из них составлять слова.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
Предварительная работа: Чтение сказки Г. X. Андерсена «Снежная Королева», просмотр мультфильма «Снежная Королева», занятия по ознакомлению со свойствами воды, игры с водой, снегом и льдом, экскурсии к водоему в разное время года, экспериментирование с водой.
Материал: конверт с письмом, написанное молоком, тазик с водой, пипетка, йод, свеча и спички, алгоритм чтения письма, лоточки со снегом, льдом, иллюстрации Снежной королевы и замка, картинки с предметами и веществами.
Методы и приемы:
совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность детей.
Наглядные: (зрительные, обонятельные, кожные (тактильные и температурные) Например: снег - белый, холодный, липкий, сыпучий, рыхлый, твёрдый, словесные, практические.
Интеграция образовательных областей:
"Познание", "Коммуникация","Социализация", "Чтение художественной литературы","Художественное творчество", Моделирование, экспериментирование.
Ход занятия
Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки. Пусть от наших улыбок всем будет радостно и весело, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.
Вос-ль:
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, это кот, как мышку,
На окошко заманил?
(Открываю конверт и достаю из него листы бумаги.)
Вос-ль: Посмотрите, они чистые, но этого не может быть. Здесь какой-то секрет и нам необходимо его разгадать. Кажется, я догадываюсь, как мы прочтем письмо.
Опыт «Секретное письмо» (Чтение письма при помощи йода)
Нужно взять стакан с водой, добавь в воду несколько капель йода и сбрызнуть им листок (письмо), невидимое письмо станет видимым. А теперь прочитаем.
Вос-ль: Какое слово у нас получилось - сос.
Вос-ль: Что означает это слово? (Ответы детей)
Вос-ль: Да кому то нужна помощь. Кто-то ждет нашей помощи. Но как, же мы узнаем, кому именно нужна помощь.
Опыт со свечой.
Сейчас я возьму свечу и аккуратно зажгу. Затем лист бумаги держу над пламенем свечи. Но очень близко подносить лист к пламени свечи нельзя, иначе он может загореться.
Вос-ль: Какое слово получилось? Кай. Это имя мальчика. Вы знаете, кто такой мальчик Кай? Из какой он сказки? (Ответы детей)
Вос-ль: А, вы помните, какая беда приключилась с Каем? (Ответы детей)
Вос-ль: Правильно, он попал в царство Снежной Королевы (показывает портрет)
И чтобы его освободить, нам нужно выполнить ряд заданий, которые оставила Снежная Королева. Готовы, помочь Каю.
За каждое правильно выполненное задание мы будем получать букву. Из букв мы сложим слово, которое освободит Кая из замка Снежной Королевы.
Снежная Королева живет в замке, где стены создала метель, окна и двери были проделаны буйными ветрами. Там холодно и пустынно. Там много предметов и различных веществ.
Вос-ль: Злая Королева перепутала вещества и предметы. Наша с вами задача помочь Каю определить, где вещество, а где предметы.
Если правильно выполним это задание, получим первую букву.
Чтобы в этом разобраться, давайте вспомним, что такое вещество?
Дети: Вещество — это, из чего сделаны предметы.
Предмет- это то, что окружает нас.
Давайте сделаем так: девочки, будут брать только вещества и раскладывать их в первый ряд, мальчики - предметы и раскладывать их во 2ой ряд. Согласны?
Тогда приступаем к работе.
Вещество - кусок дерева, кусок пластмассы, кусок резины, кусок стекла, кусок ткани.
Предметы - стул, счетные палочки, мячик резиновый, зеркало, платье для куклы. Молодцы, вы правильно выполнили задание и поэтому получили первую букву. Что это за буква? Д
А теперь назовите мне вещество, которое можно встретить в природе в твердом, жидком и газообразном состоянии. Правильно, это вода.
Назовите свойства воды?
Вода (не имеет запаха, вкуса, прозрачная, жидкая, не имеет формы и т.д.)
Когда вода бывает жидкой и твёрдой?
(В тепле вода жидкая, а в холоде - твёрдая.)
А как одним словом назвать тепло и холод? Правильно, температура.
Какой вывод можно сделать?
На состояние воды влияет температура.
Вот вам еще одна буква Р
Физ. минутка
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
Инемного отдохнём.
Вос-ль: Какие вещества царят в царстве Снежной королевы? (Ответы детей) Правильно, снег и лед.
Что такое снег? (Ответы детей)
(Это замерзшие мелкие кристаллики воды)
Что такое Лед? (Ответы детей)
(Это замерзшая вода)
Молодцы! Получите букву - У
Следующее задание нужно сравнить снег и лед. Посмотрите, в лоточках лежит снег и лед.
Возьмите снег в ладошку. Что вы можете сказать про снег? (ответы детей: холод
ный, белый, пушистый, мягкий и др.) Что происходит со снегом в руке (он тает)
Возьмите в руки лед. Что вы можете сказать про лед? (ответы детей: холодный, твёрдый, хрупкий и т.д.) Что происходит со льдом в руке, он тоже тает.
Отлично справились с заданием получайте букву Ж
«Определение прозрачности».
У меня в одной тарелочке снег, а в другой лед. Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где - нет. Под снегом не видно картинку, значит он непрозрачный. А по до льдом видно картинку, значит лёд прозрачный.
-Молодцы, ребята. Получайте букву Б.
Вос-ль: Теперь тарелочки поставим в теплое место, через некоторое время посмотрим, что произойдет со льдом и снегом.
Вос-ль: Вы знаете, как образуются снег. (Ответы детей)
Вос-ль: Снег состоит из, снежинок, а снежинки состоят из множества меленьких ледяных кристалликов, в которые превращаются капли воды в снежных облаках.
Вос-ль: Я предлагаю вам выложить снежинки на полу из ниточек.
Вос-ль: Обращаю внимание на лоточки со снегом и льдом. Что стало со снегом и льдом в помещении? Он растаял.
Вос-ль: Правильно, под действием тепла снег и лёд растаял и превратился в воду, какая вода?( Ответы детей).
Вос-ль: На качество снега влияет окружающая среда. Зимой топят печи много дыма, а также бросают мусор. Вся грязь и сажа опускается на снег, поэтому он грязный и его есть нельзя.
Вос-ль: В воде оказалась еще одна буква А.
Ну а теперь прочтите слово ДРУЖБА.
Только дружба и умение работать всем вместе помогли нам освободить Кая.
Теперь путь к Каю открыт, и он может вернуться к своей Герде.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий