a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Дидактические игры по развитию речи"

Опубликовано: 2016-04-25 14:58:35

Документы для скачивания

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Игра имеет значение для развития личности ребенка- дошколь ника в целом. «Игра — первая деятель ность, которой принадлежит особенно значительная роль в разви тии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания». С. Л. Рубинштейн Игра для детей – это доступная форма деятельности, средство познания окружающего мира. Ребёнка побуждают к игре любопытство и потребность активно действовать. Игра обогащает маленького человека знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Именно игра даёт ему возможность научиться тому, как надо учиться. Игра является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для его включения в учёбу. Играя с малышом, организуя и направляя, мы помогаем раскрыться его природным способностям. Создавая все новые и всё более сложные ситуации, мы подвигаем развитие ребёнка вперёд. Дидактические( обучающие) игры обязательно должны быть включены в педагогический процесс. Их сущность заключается в том, что они позв о ляют детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся принести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребёнок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность. В игре у ребёнка обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. В дидактических играх упражняется воля детей, накапливается чувственный опыт, осуществляется эстетическое воспитание и физическое развитие. В последнее время педагоги стараются предоставлять детям в играх всё большую самостоятельность, что позволяет воспитывать в них инициативность, формирует в дальнейшем активную жизненную позицию. Среди дидактических игр можно выделить с южетно- ролевые, настольно- печатные, спортивные, творческие и многие другие. Каждая из этих групп игр позволяет решать определённые воспитательные и образовательные задачи. По содержанию дидактические игры подразделяются на сле дующие виды: — математические( для закрепления представлений о време ни, пространственном расположении, количестве предметов) ; — сенсорные( для закрепления представлений о цвете, вели чине, форме) ; — речевые( для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря) ; — музыкальные( для развития звуковысотного, тембрового слу ха, чувства ритма) ; —п риродоведческие( для ознакомления с объектами и явле ниями живой и неживой природы) ; —для ознакомления с окружающим( с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п. ) Игры для развития речи. Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребёнок переносит её в игру. Ребёнок играет сначала с окружающими его предметами, затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре ребёнок овладевает элементами абстракции. Он познаёт предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развития себя – как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления. Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещаются от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей. По структуре дидактические игры делятся на сюжетно- ролевые и игры- упражнения, включающие в себя только отдельные элементы игры. В сюжетно- ролевых играх дидактическая задача скрыта самим сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх- упражнениях дидактическая задача выражена более явно. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей, имеющих различные нарушения речи и письма. Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе игры интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. Проведение игр с детьми, умелое руководство ими требуют большого мастерства от ведущего – педагога. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет или задачу, поставленную в игре, распределить роли с учётом возможностей детей. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми педагог должен заострить внимание на ней. Рекомендации для организации речевых игр. Игры не должны быть длительными по времени( 7- 10 минут) . Игры должны проводиться в неторопливом ритме. Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей. В игре должен присутствовать элемент соревнования. Выигравший должен быть отмечен. В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности. Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания. Использование дидактических игр и упражнений по развитию речи в различных видах детской деятельности. Развитие речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни. В трудах отечественных и зарубежных ученых( Л. С. Выготский, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. П. , Усова Д. Б. , Эдьконин и др. ) отмечается, что игра,  направленная на всестороннее развитие ребенка, - одна из основных сторон дошкольного воспитания. В игре дошкольник отображает свои представления и знания об окружающем мире. Одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста выступают дидактические игры и  упражнения. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему- нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся. Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.  В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих нарушения развития речи, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно- двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно- исследовательской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, то есть ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами – примериванием и зрительной ориентировкой. Метод проб как поисковый способ основан на том, что ребенок фиксирует правильные действия и игнорирует ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, то есть перцептивной. Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспоминать через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по- настоящему четкими представления становятся только когда они соединяются со словом- названием данного предмета( качество, признак, действие) . Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что влияет в дальнейшем на  формирование представлений и полноценной речи. Успешному проведению дидактических игр и упражнений  способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Необходимо своим поведением, эмоциональным настроением вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении – соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность повторения заданий. В Дидактических  играх  и упражнениях дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил.  Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определённую сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом. Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр, прежде всего, преследуются  коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников. Планирование дидактических игр занимает значительное место в планировании моей воспитательно- образовательной работы с детьми. Дидактические игры и упражнения в моей работе проводятся в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке,  развлечениях, конкурсах, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры и упражнения являются составной частью занятий. На занятиях используются те дидактические игры и упражнения, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей. Дидактические игры и упражнения в различных видах деятельности мною проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки. Повседневное общение даёт мне возможность обогащать словарь детей и развивать грамматический строй речи. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговариваю о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д. Когда дети умываются, говорю, что они моют( лицо, руки, уши, тело) , чем моют( водой, мылом, щеткой) , какая вода( горячая, холодная, теплая) , какое мыло( душистое, ароматное, белое и т. д. ) , чем вытираются( полотенцем белым, чистым, с полосками) . Во время дежурства по столовой привлекаю внимание детей к посуде, рассказываю о посуде, о том, как её расставлять на столы. В соответствии с лексическими темами я использую комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. В своей работе я использую  ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей.         Подбор эпитетов к предмету.   Называется предмет, допустим улитка. Улитка какая? Узнавание по эпитетам предмета.  Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. Что это? Дети отвечают- груша. Подбор к предмету действий( глаголов) .    Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? Подбор к действиям предмета.  На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце. Подбор объектов к действию.  Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? Подбор обстоятельств.   Учиться можно как? — хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п. Нюансы смысла слова:  домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный.   Вставление детьми пропущенных слов.  Читаю предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала. . . ( кто? ) . Кошка сидела перед чашкой е молоком и жадно. . . ( что делала? ) . Кошка поймала в саду. . . ( кого? ) . Шерсть у кошки. . . ( какая? ) , когти. . . ( какие? ) . Кошка лежала с котятами. . . ( где? ) . Котята играли мячиком. . . ( как? ) . Или: Дворник взял метлу; он будет. . . . Пришел почтальон; он принес. . . . Составные части целого.   Называется предмет, определяются его составные части, например: дерево — ствол, ветки, сучья, листья, почки.  Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Классификация   предметов.     «Что в природе бывает круглым? »( солнце, луна, апельсин, яблоко…) «Что в природе бывает желтым? »( одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки …)   «Что это такое? »( я называю растение или животное, а ребенок  - общую группу, к которой оно относится) . Н апример: - воробей…( птица) ; - олень…( зверь) ; - елка…( дерево) - яблоко…( фрукт) и т. д. «Что третье? »( я называю два похожих объекта, а ребенок должен подобрать к ним третий) . Например: - ворона, голубь…( сорока) ; - береза, липа…( сосна) ; - солнце, облако…( радуга) ; - ромашка, колокольчик…( клевер) ; - цветок, лист…( корень) и т. д.   Называю природное явление, а ребенок-  время года. Например: Снег идет…( зимой) ; Радуга на небе…( летом) ; Желтые и красные листья на деревьях…( осенью) ; Скворец несет веточки в скворечник…( весной) ; и т. д. В дидактических играх и упражнениях с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Дидактических играх и упражнениях с грамматическим содержанием разработаны для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения( родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т. д. ) , способы образования слов( наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов) .   Дидактические игры и упражнения предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей, как на занятиях, так и в свободное время с неб о льшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей. В своей работе я  использую следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием:   « Один- много »  - образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.   «Назови ласково»  - образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. «Что не стало? »  -  образование форм родительного надежа. «Сосчитай- ка»  - согласование существительных в роде, числе и падеже «Слова- родственники»  «Подбери родственные слова»-  подбор однокоренных слов. « Кто где живёт? »  -  употребление предложного падежа существительного.  «Исправь ошибку», «Размытое письмо»-  согласование слов в словосочетании и предложении. « Хорошо- лучше »  - образование степени сравнения прилагательных и наречий.    «Скажи наоборот»,  «Слова неприятели»- образование антонимов.   «Слова приятели»  - образование синонимов. «Есть – нет»  родительный падеж единственного числа   «Мой, моя, мое», «Чей хвост? Чья лапа? »  - образование притяжательных прилагательных.     Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок. Дидактических игры и упражнения у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм( без наглядного материала) . В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

Оставить комментарий: