"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"
Документы для скачивания
МБДОУ д/ с №22 п. Стодолище «Духовно- нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства». Воспитатель: Костенкова Т. В. 2014 – 2015 уч. г. Актуальность. «Красота спасёт мир…» Ф. М. Достоевский. Что такое красота? Это поистине какая- то загадка, и, наверное, мы не сможем до конца её разгадать. Ты видишь, чувствуешь красоту своим сердцем, но объяснить, что это такое не можешь. Но уже, то удивительно, что в душу каждого из нас вложено свыше это неповторимое, дивное чувство, способность видеть, ощущать красоту. Нам дано от Бога, умение отличать добро от зла, красоту от безобразия. Я, как педагог дошкольного образования должна научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и не броской. Учить воспринимать не только прекрасное, но и постараться подвести к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т. е. могли не только любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро. Дети – будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально- этические нормы жизни будут заложены в них. С течением времени, с происшедшими переменами, в Россию вошла чужая западная культура, которая разрушила нравственные устои страны, национально- исторические традиции и культуру нашего народа, бережно хранившуюся веками. ^ Актуальность проблемы сохранения нравственных чувств и возрождение культуры народа сегодня очевидна. Нам необходимо усвоить достаточно простую, но, к сожалению, утерянную истину. Улучшение жизни в стране без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах Православия не возможно, потому что православная культура была ядром истории России на протяжении 10 веков, а русский народ хранителем красивейших христианских традиций, духовного творчества поколений. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю русскую культуру, историю, народные традиции и поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен – потому что 85% произведений искусства создано по религиозным мотивам. Нужно быть культурным человеком, чтобы понимать произведения искусства, более того нужно знать духовные корни своей страны. Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком, невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа – это постоянное стремление к истине – источнику красоты и добра. Слова Ф. М. Достоевского о том, что красота спасёт мир, широко известны. Менее известно его понимание абсолютной значимости красоты: красота не как эстетическая категория, но как абсолютная Истина, отражённая в лике Богочеловека, пришедшего в мир для его спасения. Концептуальность. Взаимосвязь между приобщением человека к искусству и его духовно- нравственным развитием очевидна. Высокий воспитательный потенциал искусства учёные объясняют связями нравственного и эстетического феномена культуры. Культура – явление внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души, а так же определяет форму человеческого сознания. Духовный компонент культуры в нашей стране тесно связан с православием. Поэтому свою работу по ознакомлению дошкольников с православной культурой я строю на основе изобразительного искусства. Важнейшими приоритетами в развитии духовно- нравственного воспитания дошкольников, считаю: Интеграцию духовно- нравственного компонента в воспитательно- образовательный процесс через реализуемые программы. Использование отечественных традиций педагогики и современного опыта преподавания «Православной культуры». Совершенствование работы с родителями по формированию национального самосознания через возрождение традиций и культуры своего народа. Взаимодействие ДОУ и ДШИ. Развитие духовно- нравственных качеств ребёнка не может произойти само по себе, ребёнок должен захотеть стать «хорошим», именно поэтому в самом начале работы было выбрано направление: пробуждение в детях добрых стремлений, для того чтобы каждый ребёнок пришёл в состояние « воспитуемости ». Основой работы по ознакомлению дошкольников с «Православной культурой» являются следующие принципы: - становление у дошкольников православного мировоззрения, соответствующего христианским ценностям; - обеспечение эмоционально- психологической атмосферы детского коллектива; - развитие диалоговой способности сознания; - активизация творческого личностного начала индивидуально ориентированная на внутренний мир каждого ребёнка; - связующим основанием работы является календарный принцип ГКПК( годового круга православного календаря) . ^ Наличие теоретической базы опыта. «Область педагога – практика, а не теория, не обучение, а нравственное улучшение»- так ещё во втором веке формулировал цель педагогической деятельности великий учитель Церкви Климент Александрийский, в своём сочинении «Педагог». Именно поэтому в своей работе использую труды современных педагогов – практиков. Сегодняшняя педагогика меняется, рождается новая педагогическая практика, которая включает новую этику, охраняющую внутренний мир ребёнка и свободу его личностного роста – это духовно- ориентированная педагогика. Найти верный путь в работе с детьми по духовно- нравственному воспитанию средствами изобразительной деятельности мне помог опыт работы «Современного духовно- ориентированного воспитания, образования и развития детей» в программах «Лето Господне» Л. В. Суровой и «Православная культура» Л. Л. Шевченко. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стало методическое пособие Центра педагогических исследований «Покров». Неоценимую помощь мне оказал опыт педагогического творчества детской иконописной школы в Клениках. Он помог определить направление в работе и ориентир на дальнейшее творческое развитие детей; на правильное понимание основополагающих понятий канон, икона; на постепенное овладение иконописным языком. ^ Педагогическая идея. Немецкий мыслитель Гёте, говорил, что до четырнадцати лет ребёнку нужно стараться показывать только положительные образы и образцы культуры, чтобы произошло срастание отроческой души с ними как с родными и должными. Тогда чувство красоты и чистоты при встрече с образами уродливыми, лживыми и развращающими будет внутренним обличителем и стражем – породит брезгливость и отторжение, что и является признаком иммунитета ко всему низкому и пошлому. Произведения духовной культуры, шедевры древнерусского искусства – эти сокровища, являясь уникальной частью художественной культуры Руси, свидетельствуют о глубине веры народа. Храмы, иконы, фрески дают детям почувствовать Святую Русь, наследниками которой они являются. Чтобы уберечь детей от дурных образов, от всякой пошлости в их жизни и дальнейшем развитии необходимо в самом раннем детстве как можно больше напитать их жизнь радостною встречей со святынею. Изобразительное искусство способно донести до детей эту радость через встречу со святыми ликами православных икон, смысловыми тайнами говорящих символов, чарующими формами древнего зодчества. Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности. Её нравственные и культурные ценности. Для того чтобы достичь поставленной цели – духовно- нравственного воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства, мною были поставлены задачи: Формировать навык общения с высокими образцами православной культуры. Учить оценивать нравственную и художественную стороны явления. Способствовать развитию художественного вкуса. Воспитывать любовь и интерес к искусству и культуры своего народа. Развивать творческую активность и художественную продуктивность. Для работы по данной теме были разработаны перспективные планы работы с детьми и родителями. ^ Оптимальность и эффективность средств. Работу по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности провожу в соответствии с составленным мною проектом, на его основе, кружковая работа, выстроена на следующих принципах: Увлечённость предметом. Православное мировосприятие через ассоциативно- образное мышление. Освоение языковой основы православной культуры( православная символика, церковно- славянский язык) . Освоение средств выражения художественной основы православной культуры( композиция, конструкция, линия, цвет, объём, пространство, декор, художественная символика) . Основной характеристикой проектной деятельности можно считать сочетание духовно- нравственного воспитания и творческого процесса выражения православной культуры. На основе православного мировосприятия создание образцов собственного творчества( живопись, рисунки, роспись, художественная практика) . В реализации проекта используются следующие формы работы: - экскурсии; - выставки и конкурсы детских работ. В работе с детьми используются разнообразные методы работы: Литературно- словесные методы и упражнения- разбор Евангельских текстов; - раскрытие смысловых понятий церковно- славянского языка; - раскрытие содержания православных праздников. 2. Рисовальные методы и упражнения- автобиографические рисунки; - композиционное рисование; - тематическое рисование; - иллюстрирование; - копирование; - реставрирование; - знаково- символическое рисование. Работа по приобщению детей к истории православной культуры не была бы столь эффективной без поддержки родителей. Понимая это, использую разные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Работу с родителями осуществляю: - тематические беседы; - консультации; - выставки детского рисунка и коллективного творчества, ручного труда и декоративно- прикладного искусства по изготовлению праздничных сувениров и подарков. Распространение опыта работы по духовно- нравственному воспитанию детей средствами изобразительного искусства происходило через: - Педсоветы; - «Дни творчества»; - «Дни открытых дверей»; - Открытые просмотры; - Методические объединения; - Семинары; - Образовательные чтения. ^ Результативность опыта. Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Проведённый мониторинг уровня развития дошкольников показал, что не менее 85% детей имеют высокий, средний уровень освоения программ.