Семинар-практикум "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
Документы для скачивания
МБДОУ д/ с №22 п. Стодолище « Опытно- экспериментальная деятельность старших дошкольников» Семинар- практикум. Воспитатель: Костенкова Т. В. 2014 – 2015 уч. г. Актуальность опыта работы. Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы сделали вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника( Н. Н. Под дьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева) . Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников- представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи( умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи) . Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объе кт в пр оцессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что- то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи, - это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно- воспитательных задач. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно- экспериментальной деятельности с детьми я использовала так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов: МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида: – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов; Из практических методов обучения мы использовали следующие: ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. А также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Из СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ использовали в своей работы следующие: - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно- речевых умений детей. - Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. ФОРМЫ работы с детьми: – фронтальные; – групповые; – индивидуальные. Принципы составления опыта: 1. Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно- обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. 2. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково- исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково- исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. 4. Принцип индивидуально- личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. 5. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; 6. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, с пособствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. 7. Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. 8. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. 3. 3. Научность в представляемом педагогическом опыте. Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, дидактики Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В нашей работе мы опирались на основные принципы и методы в педагогике. Нами была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л. Н. , Балакшина ТА, Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афаасьевой и пр. Н. Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов: 1. постановка проблемы; 2. поиск путей решения проблемы; 3. проведение наблюдения; 4. обсуждение увиденных результатов; 5. формулировка выводов. Эксперименты бывают: индивидуальные или групповые однократные или циклические( цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д. ) По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: vконстатирующие( позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление) , vсравнительные( позволяющие увидеть динамику процесса) ; v обобщающие( позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) . По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность( например, при использовании горящей свечи) . В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей. Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Условия проведения экспериментирования: - учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно- образное мышление начинает заменяться словесно- логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. - учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей, - не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, - необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки( работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей( например, при демонстрационных экспериментах) , сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д. ) - в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. - педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. - в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты- это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Ожидаемые результаты. В начале проведения опыта работы нами были выделены ожидаемые результаты: Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах. Обогатить предметно – развивающую среду в группе. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования. Новизна Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. Технологичность Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области, . Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики, а практический материал, представленный в разделе «Приложения» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий. Задачи: Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: Знакомить с различными свойствами веществ( твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. ) Развивать представления об основных физических явлениях( отражение, преломление света, магнитное притяжение) Развивать представления детей о некоторых факторах среды( свет, температура воздуха и её изменчивость; вода- переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух- его давление и сила; Почва- состав, влажность, сухость. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы. Этапы внедрения опыта: 1 этап 1. 1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. 1. 2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей. ( с м. приложение) 1. 3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов. 1. 4. Определение основных форм работы с детьми. 1. 5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов( см. приложение) , разработка конспектов по НОД с элементами экспериментировани я( см. приложение) . 1. 6. Обогащение предметно- развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования: специальная посуда( стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) , природный материал( камешки, песок, семена и т. п) , утилизированный материал( проволока, скрепки, нитки…) прочие материалы- лупы, термометры… Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. 1. 4. Подборка практического материала, включающего: Работа с детьми: - конспекты НОД с элементами экспериментирования- перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов- диагностику детей по критериям опытно- экспериментальной деятельности- картотеку опытов и экспериментов Работа с родителями: - консультации для родителей по данной теме- памятки Работа с воспитателями: - консультации 2. Этап – основной 2. 1. Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах: непосредственно образовательная деятельность самостоятельная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником Предлагаем подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее. Непосредственно образовательная деятельность. Мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что- то новое- «Занятия – открытия», много удивлялись- «Занятия- удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров: Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. Проблемная ситуация; «Чудесная коробка» с предметами Совместное начинание Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно- э кспериментальной деятельности. Позитивные моменты: - закрепление ранее полученного( усвоенного) материала; - продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; - свобода действий, как для взрослого, так и для детей( возможность отойти от намеченного плана) ; - роль педагога носит гибкий характер( ведущий, партнер) ; - в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность( почему, как, зачем, а что будет, если) , почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств( не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус( если это возможно и безопасно) ) . Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15- 20 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Методика проведения опытов и экспериментов. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой- то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е оформлять в рисунках, схемах. Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах: дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили. Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: Особенностями изучаемого явления, Наличием свободного времени, Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени. Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам: Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что- то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия. Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог! » Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить? », «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать? » Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно- следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему? » И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова. Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить следующую логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой( 1 звено) , значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями( 2 звено) . Сравнительные( позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений) Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии( щучий хвост) и сенполии( фиалки) . Закончите предложения: У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста… Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста… Щучий хвост более теневынослив, чем… Назовите сходства этих цветов: - зеленые; - цветут; - требуют умеренного полива; - размножаются делением куста или листовыми черенками. Назовите различия: - в размерах; - в окраске листьев; - в форме листьев; - в форме и цвете цветов; - в отношении к свету. Обобщающие наблюдения( эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам) . Опять же, предлагаем сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед. Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; Сравнить, что тяжелее( вода или лед, вода или снег, снег или лед) ; Что произойдет, если их соединить( снег и лед растают) ; Сравнить, как изменяются в соединении их свойства: Воды и льда( вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает) . Воды и снега( вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем) . Снега и льда( не взаимодействуют) . Как сделать лед непрозрачным? ( измельчить его) . Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: « Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой». Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др. В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования. Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! И хочется закончить китайским изречением: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!