a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Метод моделирования

Автор: Вайс Марина Витальевна Опубликовано: 2016-04-26 19:52:31

Документы для скачивания

Использование метода моделирования в ходе обучения младших дошкольников рассказыванию. «Учите ребёнка каким- нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету » К. Д. Ушинский. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существуют следующие проблемы: Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Неспособность построить монолог. Ребёнок с нарушением речи. Плохая дикция. Недостаточный словарный запас. Несформированнос т ь грамматического строя речи. Бедная диалогическая речь. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Взяв в основу мнение великих педагогов, пользуясь готовыми схемами, увидев эффективность наглядного материала, но совершенс твуя их по- своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует»- наклонившееся дерево. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке. Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Это что? ( вопрос) Какого цвета фрукт? ( Цвета) Круг, овал. ( Какой он формы? ) Большой круг, маленький круг. ( Какого он размера? ) Лимон, конфета, соль, мед. ( Витамины) ( Какой он по вкусу? ) Дерево, грядка. ( Где фрукт вырос? ) Рука, кастрюля, банка. ( Что можно приготовить из данного фрукта? ) ЯБЛОКО- это фрукт. Оно красного, зеленого, желтого цвета. Яблоко большое, круглое. Оно вкусное, сладкое и полезное. Я люблю яблоко. Оно растет на дереве, в огороде. Из него готовят компоты, варенья и соки. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно пе реходила к мнемодорожкам. Размер мнемотаблиц может быть различным- в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы: для дошкольников среднего возраста- таблицы на 6 клетках; для дошкольников старшего возраста- таблицы на 9- 12 клетках; для подготовительного к школе возрасту- таблицы на 12- 15 клетках. Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением снежинки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений. Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений. Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно способствует решению следующих задач: р азвитие связной речи; п реобразование абстрактных символов( перекодирование информации) ; р азвитие основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения. Этапы работы с мнемотаблицей: д етям предлагают внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т. д. ; п едагог дает сжатую информацию по содержанию; о бсуждение, педагог задает вопросы и различные задания; р ебенок самостоятельно составляет описательный рассказ. Я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о птицах, игрушках, животных, насекомых, об одежде, посуде, овощах и фруктах. С помощью мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. Можно использовать при заучивании стихов. Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты: • У детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на заня тии, так и в повседневной жизни. • Р асширился круг знаний об окружающем мире. • Р асширился активный и пассивный словарный запас. • П оявился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм. • Д ети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией. Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: При пересказе, составлении рассказов по картинке и серии картин, в опи сательном и творческом рассказе. При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывани я. - 79857603098165

Оставить комментарий: