Если малыш плохо говорит
Документы для скачивания
lefttop Консультация для родителей детей младшего возраста « Если малыш плохо говорит » Не пора ли нам к логопеду? Этот вопрос задают себе большинство родителей дошкольников. Ведь речевые проблемы у дошкольников встречаются всѐ чаще и чаще. Речь детей развивается постепенно и то, что хорошо для маленьких ребят, порой совсем не уместно для старших дошкольников. Однако, бывают ситуации, когда родители не замечают, что возникли какие- то отклонения в речевом развитии или, наоборот, предъявляют завышенные требования к речи малыша. Чтобы такого не случилось с вами, предлагаю ознакомиться с проблемами, которые должны привлечь внимание родителей: К логопеду нужно обращаться, если: В 1 год- Ребенок не произносит 2 – 10 слов типа «мама», «дай». В 2 года- Ребенок не разговаривает, все объяснения с окружающими детьми сводятся к жестам и мычанию. В 2, 5 года- нет элементарной фразовой речи – ребѐнок не объединяет 2- 3 слова, например «мама да», «папа би». В 3 года- до 3 лет молчал, а потом активно заговорил. Неправильно воспроизводит простой ритмический рисунок. У ребѐнка сохраняется повышенное слюноотделение. Ребѐнок не может выполнить простые движения органов артикуляции. Ребѐнок отказывается от слов в общении, заменяя их жестами, хотя изолированно повторить эти слова может. Ребѐнок не может выполнить простую инструкцию, например «возьми мячик», а также усложненные двухсоставные поручения, например «пойди на кухню и принеси ложку» После 3 лет- Ребѐнок продолжает упрощать слоговую структуру слов, например « афон » вместо «телефон» Ребѐнок не употребляет простейшие грамматические конструкции( род, число, падеж) К 3, 5 годам- Ребѐнок не различает на слух похожие звуки, слоги и слога, например «бочка- почка» В 4, 5 года- Н е сформирована звуковая сторона речи: ребенок не произносит звуки или произносит их не правильно. Ребѐнок не стремиться к общению Ребѐнок не рассказывает о том, что видел, не задает вопросов. В период с 3- х до 5- ти лет- Желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5- ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения. Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках: Ребенок взаимозаменяет звуки. Если ваш ребенок вместо «жук» говорит « зук »- это лишь неумение говорить звук «Ж», которое до определѐнного возраста является вариантом нормального речевого развития. А если ребенок не только вместо «жук» говорит « зук », но и вместо «зонт» говорит « жонт »- значит, он не слышит, не различает звуки «Ж» и «З», а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, ведите его к логопеду. Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Дети могут опускать или добавлять согласные звуки, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется к двум – двум с половиной годам. Малыш « захлѐбывается » речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль. Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания. Ребѐнок не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх( например: салочки, догонялки, ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами. Сильная назализация голоса – ребѐнок говорит «в нос», гнусаво. Создается ощущение, что у ребенка постоянный насморк и заложен нос( при том, что ребенок не простужен и не болен) . Ребѐнок говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций. Не интересуется окружающим, не задаѐт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами( например: «да», «нет», « неа », «там», не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему? », «А что это? », «А зачем? », «А как? ». УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Будьте внимательны к речи ваших детей! Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.