Доклад Комплексный анализ текста как пример совместной проектной деятельности учителя и ученика
Документы для скачивания
МБОУ « Мордовск о- Козловская средняя общеобразовательная школа» Доклад Комплексный анализ текста как пример совместной проектной деятельности учителя и ученика Подготовила: учитель русского языка и литературы Шукшина М. Ф. Организация деятельности в виде проектов становится более оправданной и необходимой в современной парадигме развития отношений и технологий. Поэтому проектная деятельность так широко захватывает все сферы деятельности человека. Современная школа стремится находиться рядом с прогрессивными веяниями, и поэтому в последнее время привычные творческие работы заменяет совместная проектная деятельность преподавателя и учащегося. Видится необходимым научить подрастающее поколение самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии с постоянно изменяющимися реалиями жизни в такой форме, которая максимально будет способствовать росту их нравственного и творческого потенциала, развитию способностей, инициативы и активности. Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале. Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Тип нашей проектной работы можно отнести к практико- ориентированным( прикладным) . Непосредственное обращение к конкретному материалу, анализ языковых единиц, присутствующих в тексте, работа со стилистикой, выявление оригинальных моментов, характерных тому или иному произведению, определение специфичности. Все это помогает ребенку делать конкретные выводы по поводу заданного материала – а это, в свою очередь, формирует аналитические и синтетические способности. Цель проведения комплексного анализа текста – ориентирование на будущую деятельность подростка после школы, развитие необходимых навыков и умений, которые могут пригодиться в дальнейшем обучении. Нельзя обойти вниманием развитие орфографической зоркости, расширение и активизацию словарного запаса, развитие связанной речи, умение свободно и понятно излагать свои мысли. Таким образом, можно отметить общее развивающее действие совместной проектной деятельности. Особое место занимает проблема отбора текста. Для учителя важно, чтобы это был лингвистически ориентированный текст, с проблемными с точки зрения исследования фрагментами, для учащегося же более интересна содержательная сторона произведения. При проведении соответствующей работы можно найти компромисс между научной стороной и содержанием текста, и ребенок активно вовлекается в работу по отбору текста. Он уже ориентируется не только на смысловую сторону, но и учится отбирать ценные конструкции текстов с научной точки зрения, появляется способность чувствовать текст и его структуру.