a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педсовет "Комплексный подход к развитию речи и словесного творчества дошкольников" Шумилина Н.Н

Опубликовано: 2016-04-29 07:57:35

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кизильский детский сад №3» Педсовет" Комплексный подход к развитию речи и словесного творчества дошкольников" Мало видеть слово. Надо точно З нать, какая есть у слова почва, Как оно росло и как крепча ло, Как его звучало зазвучало, Ч ем должно набухнуть и налиться, Преж де чем в названье превратиться, В зва нье, в имя или в кличку просто… Прелесть слова – в летописи роста. Ю. Тувим 2016г I часть- теоре тическая Уметь и знать, как «пользоваться» книгой должен каждый воспитатель. Многие программы обозначают работу с художественной литературой в новом аспекте. Таким образом, художественный текст переосмысливается как произведение искусства. «Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было ещё неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности». ( Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Д етство- Пресс, 2003. - 244 с. ) . Книга – одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок. И необходимо создать соответствующие условия для этой встречи. И ключевым моментом здесь будет факт подготовленности ребёнка, так как восприятие литературного текста будет полноценным только при условии, если дошкольник к нему подготовлен. 1. Таким образом, можно выделить первый этап в общем цикле занятий по развитию творческой речевой деятельности посредством ознакомления с художественной литературой – чтение книги, восприятие детьми формы, смысла, конкретных языковых средств и тропов, используемых автором. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом. Закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности. Организовывая чтение книги на занятии или вне его( утренние, вечерние часы или во время прогулки) , воспитатель должен дать установку детям. Этим самым создаётся определённый настрой на восприятие художественного текста. Например, это может быть обозначение жанра художественного произведения, после чего дети называют известные им особенности и характеристики данного жанра, приводят примеры из числа читаемых ранее произведений. Это может быть установка на восприятие комического в рассказе; в данном случае достаточно задать перед чтением детям вопрос: «Любите ли вы смешные, весёлые книги? За что вы их любите? » Можно также попросить детей вспомнить что- нибудь смешное из того, что произошло недавно у них дома или в группе. Это создаст необходимый фон и чтение юмористического рассказа пройдёт с нужным настроением и даст почву дальнейшему творчеству детей. Важным моментом является выразительность чтения. Надо просмотреть заранее текст, выделить для себя ключевые моменты композиции. И уже при чтении голосом, интонацией, мимикой помогать восприятию детей. Можно сказать, что чтение художественного произведения должно являться моноспектаклем, в котором ключевым центром является Книга и такие факторы, как: - качественное чтение воспитателем; - полноценное восприятие детьми. Важно, чтобы используемые методы и приёмы работы, направленные на развитие художественного восприятия, опирались на единство эмоций, воображения и понимания содержания. 2. Второй этап процесса развития творческой речевой деятельности детей посредством ознакомления с художественной литературой заключается в анализе прочитанного текста. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме. Направленность анализа определяется в связи с той целью, которую ставит воспитатель, планируя чтение конкретного произведения. И в том случае, когда такой целью является словесное творчество детей на основе прочитанного художественного текста, анализ даёт дошкольникам базу, материал, образец для этой деятельности. Успешный разбор произведения определяет в некой мере удачный характер собственных произведений ребят. Можно выделить следующие направления анализа художественного текста, проводимого совместно с детьми: 1. Определение жанра художественного произведения, выделение характерных жанровых особенностей, присущих данному конкретному тексту. Необходимо проводить такой анализ произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. В этом могут помочь схемы- памятки, сделанные воспитателем в виде одного плаката или небольших форматов для каждого ребёнка. Работа со схемами с детьми старшего дошкольного возраста вообще имеет множество плюсов: развивается мышление, воображение, память, это интересно и увлекательно и, самое главное, результативно. Старшие дошкольники, опираясь на основные пункты схем, оформленные в виде рисунков, значков, пиктограмм, легко начинают выделять основные жанровые особенности конкретного литературного текста, и также отличать один жанр от другого также на примере художественных произведений. Нет необходимости вносить в такие схемы все характеристики жанра, обозначенные в литературоведении. Будет достаточно нескольких самых основных, которые позволят старшим дошкольникам проводить жанровый анализ литературного текста. О знакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений – они формируются для каждого занятия отдельно. 2. Разбор композиционного построения художественного произведения Детям старшего дошкольного возраста легко усвоить понятие «трёх частей», т. е. начало, середина, конец, которые можно выделить в каждом произведении. Самым простым, но в то же время очень действенным приёмом является использование листа, поделенного на три части. При анализе литературного текста, каждая часть поочерёдно заполняется рисунком или схематическим изображениями. Для каждой части можно придумать название, выделить в ней ключевой момент. Значимость каждой части подтверждается небольшими экспериментами, когда, например, пропускается начало и текст читается с середины. Дети сразу чувствуют нехватку определённых фактов и сведений, о которых должно говориться в начале. А эксперименты, когда не читается концовка произведения, являются отличным стимулом для такого вида творческой речевой деятельности как сочинение своего варианта развития и финала событий, описанных автором произведения. 3. Восприятие литературного героя в его разнообразных проявлениях, учить давать оценку действиям и поступкам героев. Работа над характеристикой героев произведения не должна сводиться к понятиям «плохой – хороший » или «нравится – не нравится». Необходимо учитывать, что высокий уровень анализа литературных героев обеспечит и высокий уровень творческой речевой деятельности дошкольников при создании и описании героя их собственной истории. В работе со старшими дошкольниками часто встречается факт отождествления, т. е. ребёнок узнавал себя в герое, в его поступках и характере. Рассказывая о своих впечатлениях от понравившегося произведения, дети стараются подчеркнуть, что нечто подобное происшедшему с героем бывало и с ними. Не случайно они любят читать о сверстниках – в них находят себя. Художественная литература, как и любое подлинное искусство, формирует идеал человека. И в этом плане становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств. Данная сторона влияния книги особенно важна для детей. Так, анализируя личность и поступки героев художественного произведения, дошкольники подходят к тому, что им становится интересно, что могло произойти с этими персонажами дальше. Вот уже возникают и продолжения приключений полюбившихся героев, придуманные самими детьми. Составление таких историй- продолжений базируется на восприятии и впечатлении от самой книги- первоисточника, а также на личном опыте и безграничной фантазии детей. И залогом логичности их рассказов( имеется ввиду их связь с авторским текстом) является хорошо проведённый анализ образов. Вот некоторые приёмы такого анализа: - беседа воспитателя с детьми после прочтения произведения, в которой выясняется отношение дошкольников к литературному герою, их мнение о его поступках, внешности, словах и т. п. ; - сразу после прочтения текста, детям даётся задание изобразить на бумаге главного героя или любого другого, наиболее понравившегося или запомнившегося. Это может быть портрет или изображение в интерьере, в движении – в зависимости от содержания художественного произведения и цели анализа. После выполнения детьми данного задания проводится дискуссия, можно в форме игры, где дети играют роли профессоров, академиков и докторов искусств и различных наук; - также в инсценировке некоторых отрывков из художественного произведения на выбор детей, в характере исполнения роли литературного персонажа отразится вся степень понимания дошкольниками данного художественного образа. Можно один и тот же отрывочек проиграть нескольким детям или группе, а затем провести сравнительную беседу- анализ, где и выяснить, у кого образ получился более точным и ярким, и почему. Таким образом, при анализе литературного героя в старшем дошкольном возрасте ведущую позицию занимают творческий подход, опора на впечатления детей от прочитанного, на восприятие данной книги и её персонажей. И такой анализ поможет им в создании героев своих историй. 4. Установить при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте( логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев и т. п. ) , то есть выяснить степень понимания детьми сюжета книги Данное направление анализа художественного произведения может базироваться на основе проведения с детьми литературных тренингов и упражнений, которые проходят в игровой форме. Работу можно начать со знакомства с заголовком книги, которая будет представлена детям. Знакомство с заголовком состоит из следующих действий: - чтение заголовка; - сопоставление заголовка с уже известными знаниями; - ответ на вопросы: что известно об этом? Что нового вы надеетесь узнать? О чём будет идти речь в тексте? - продумывание диалога с автором. На основе результатов этих действий можно провести со старшими дошкольниками следующие тренинги: Вариант 1: детям предлагается текст и несколько вариантов заголовков. Задача детей – выбрать наиболее подходящий. Вариант 2: детям предлагается самим придумать заголовок к тексту. Затем придуманные заголовки сопоставляются с авторскими. Выявление логической структуры текста может происходить по следующему алгоритму: - определение того, о чём именно говорится в тексте; - определение того, что говорится о субъекте, предмете, явлении; - выявление смысловых частей текста, их пересказ; - установление взаимосвязей между ними; - нахождение скрытых в тексте вопросов; - нахождение ответов на вопросы. Детям предлагается небольшой текст и предлагается произвести вышеперечисленные операции. Выяснить уровень понимания текста можно, проверив следующее: - понимание значения отдельных слов и словосочетаний; - понимание предложений и выраженных в них суждений; - понимание общего смысла текста. Таким образом, работа, помогающая старшим дошкольникам понять и воспринять сюжет книги, должна проводиться с учётом конечной цели: дать детям ощутить ту логику, с которой написаны читаемые им произведения, осознать те причинно- следственные связи, которые они воспроизводят в своих инсценировках по книгам, рисунках, пересказах. Все эти знания должны полноценно воплотиться в творческой речевой деятельности старших дошкольников, точнее в её результате. 5. Развивать внимание к языку, учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности( многозначность слова, сравнение и др. развивать поэтический слух) , Здесь можно в полной мере говорить о целенаправленной работе воспитателя над культурой речи детей. И то, что эта работа будет проводиться на материале произведений художественной литературы, обеспечивает её полноценность и результативность. В формировании творческой речевой деятельности очень важно осознанное отношение ребёнка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых выразительных сре дств дл я воплощения художественного образа. Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли и представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь дошкольника становится образной и живой лишь в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. И в работе над этим важнейшую роль играют произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы( пословицы, поговорки, потешки, считалки) . Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость и образность. Ознакомление старших дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств( сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами, которую можно провести сразу после прочтения текста, должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщённого смысла малых фольклорных форм( «повесить голову»- загрустить, «работать засучив рукава»- работать охотно, хорошо) . Можно выделить следующие пункты анализа художественного текста с точки зрения речевой выразительности: - выделение эпитетов в описаниях героев и их поступков, пейзажей, настроений; - сравнения( хорошо проводить работу по выделению сравнений в тексте с помощью его иллюстрирования – книжная графика, рисунки детей) ; - фразеологизмы в тексте, понимание детьми их смысла; - пословицы и поговорки в тексте или подбор подходящих по смысловому содержанию; - развитие поэтического слуха( не случайный подбор рифм и созвучных слов и т. п. ) Ребёнок должен понять само ценность каждого даже самого маленького слова в книге. И тогда он научится уважать литературное искусство и обязательно захочет приобщиться к нему. Данные направления можно использовать частично, комбинируя их при анализе одного произведения, или придавать одному из них доминирующее значение, исходя из цели дальнейшей творческой речевой деятельности, которую организует воспитатель с детьми после прочтения книги. Творчество может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей. И немаловажное значение в этом процессе занимает обучение анализу и сам разбор художественного произведения с детьми старшего дошкольного возраста. 3. Третий этап развития творческой речевой деятельности старших дошкольников представляет собой непосредственно самостоятельное и совместное с педагогом словесное творчество детей. На данном этапе очень важно обозначить роль воспитателя и роль дошкольника в процессе словесного творчества. Сразу отмечу, что работа должна вестись в духе сотрудничества, а лидерство и знания воспитателя направлены в помощь творческой деятельности детей. Роль воспитателя можно обозначить следующими пунктами: обозначить тему и пути её раскрытия; помочь в выборе главных и второстепенных героев; составление плана будущего художественного текста; помочь определиться в выборе литературной формы, которая будет соответствовать содержанию; дать корректную оценку как самому творческому процессу, так и его итогам; а также научить самостоятельно оценивать работу товарищей; записать художественные тексты детей, помочь оформить их в один сборник- альбом словесного творчества детей; для собственной педагогической работы вести записи, по которым можно анализировать проведённую работу и планировать дальнейшую, например, записывать первый и итоговый рассказы каждого ребёнка – прогресс будет очевиден, также как и моменты, требующие доработки. Задачи ребёнка в совместной с воспитателем творческой речевой деятельности можно обозначить следующим образом: проявлять самостоятельность и творческую активность в придумывании сказок, рассказов, не повторять за другими; применять полученные знания: - пользоваться разнообразными средствами выразительности; - замечать речевые ошибки сверстников, исправлять их, избегать ошибок в собственной речи; - использовать всё богатство словарного запаса, усвоенного ранее; - безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями и т. п. 3. осознать значимость самого создания нового самостоятельного произведения, ощутить «вкус к творчеству» Разнообразие вариантов словесного творчест ва старших дошкольников даёт свободу в выборе определённого вида речевой деятельности. Один из вариантов – сочинение собственной сказки, стихотворения, рассказа, загадки. Эта работа может опираться на целое литературное произведение или определённую его часть, даже на заголовок, на образ литературного героя, на пословицу или поговорку, на скрытую тематику, которую дети сами отыщут в книге и т. д. Тут свобода творческого проявления безгранична, так как в умелых руках и, можно сказать головах на творчество натолкнёт любая деталь. Ещё один вариант творческой речевой деятельности старших дошкольников, организованной на основе прочтения книги – изменение концовки литературного произведения. Старшие дошкольники придумывают свой вариант развития сюжета от выделенной ими самими во время анализа ключевой точки повествования, изменяя при этом не только финал, но и сам ход развития событий. При этом важно, чтобы дети дали обоснование именно такой точке зрения на ситуацию в книге. Могут также вводиться новые герои, места и время действия, может измениться и сам жанр авторского произведения. В нашей работе с детьми рассказы нередко превращались в сказки и наоборот. Этот вариант работы очень нравится детям и даёт раскрыться их творческой фантазии. Не менее интересным способом организации творческой речевой деятельности старших дошкольников является- п ридумывание произведения на заданную тему. Такая работа может вестись по плану, по модели и без них. Важным здесь будет сам факт выявления той темы в книге, а этому способствует хорошо проведённый анализ. Таким образом, творческая речевая деятельность старших дошкольников является наиболее эффективным, а главное, любимым самими дошкольниками, видом деятельности, результатами которой будут не просто авторские произведения ребят, но сами Дети- Авторы. Именно на развитие творческой самостоятельности, инициативности, полноценной интеллектуальной и речевой развитости должна быть направлена работа педагога. При правильной организации, при создании необходимых условий, а, самое важное, при готовности самого воспитателя к творчеству, такая деятельность принесёт свои ценные плоды. Творческая мастерская  –  одна из самых демократичных форм организации воспитательно- образовательного процесса, т. к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно: - излагать последовательность событий в сказке; - сочинять сказки- загадки; - пересказывать сказку по сюжетным картинкам; - придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации( по сюжету знакомой сказки) ; - моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели; - сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину; - анализировать поступки героев; - придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту; - воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц; - сочинять сказки по трем опорным словам; - оживлять предметы и рассказывать о них разные истории. Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми: 1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности. 2. Импровизационный характер деятельности. 3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога. 4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка. 5. Атмосфера эмоционального подъёма. 6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы. 7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал. 8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка. 9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т. к. он( ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда. 10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели. 11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу. 12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. 13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир. II часть- практическая Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. К сожалению, в наш век информации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение( не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Поэтому нам взрослым необходимо помнить о том, что воспитание ребёнка, начинается, прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей. Дети дошкольного возраста- слушатели, художественное произ ведение доносит до них взрослый, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу Уважаемые коллеги, сего дня я вам предлагаю поиграть, а, как известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займёмся Задание №1. Определяем жанр произведения «Как аукнется, так и откликнется»( пословица) «На дворе трава- на траве дрова»( скороговорка) «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из- под воротни лают ворота»( небылица) «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по бежал»( потешка) «В некотором царстве, в некотором государстве…»( сказка) «Ехала машина тёмным лесом, За каким- то интересом. Инте- инте- интерес, Выходи на букву С »( считалка) « Расскажу- ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…»( былина) «Сели детки на карниз и растут всё время вниз»( загадка) Задание №2 «Педагогический котелок» Назовите одним словом: 1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое- либо явление 2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом- моралью 3. Устное народное творчество. Песня- сказание, основанное на реальных событиях 4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера 5. Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему 6. Устное народное творчество, народная мудрость 7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения 8. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения 9. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл 10. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом 1- ( поговорка) 2- ( басня) 3- ( былина) 4- ( сказка) 5- ( анекдот) 6- ( фольклор) 7- - ( песня) 8- ( загадка) 9- ( пословица) 10- ( частушка) Задание №3  П одбери правильные определения к словам – эпитет, лит о та, гипербола, постоянный эпитет, простое сравнение, метафора, олицетворение. Образное определение, художественная характеристика предмета или явления в виде сравнения Н апример: чистая, пушистая снежинка Стеклянный) , редкий и ядреный, С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый З атих, прохладою дыша. эпитет( Стеклянный) , редкий и ядреный, С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый З атих, прохладою дыша. Для закрепления материала предлагаю сопоставить словосочетания и определить, где эпитеты: Березовая роща Золотая роща Осенний дождь Грустный дождь Хрустальная ваза Хрустальный снег В народном фольклоре слово- определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее характерный, всегда наличествующий родовой признак – Например: добрый молодец, красна девица Поле( чистое) . Головушка( буйная) . Цветочек( лазоревый) . Солнце( красное) . Конь( богатырский) . Месяц( ясный) . Стрела( каленая) . Ночка( темная) . Леса( дремучие) . Ручки( белые) . Волки( серые) . Осень( золотая) постоянный эпитет Прямое сопоставление одного предмета или явления с другими по какому- либо признаку( Сравнения создаются в художественной литературе с помощью сравнительных союзов  как,  словно,   будто, т очно,  что  ( чем) : Например: Нашу речку,   словно в сказке, за ночь вымостил мороз … Круглое гнездо аиста, как большая серая ватрушка, лежит на дереве.   п ростое сравнение   Перенос названия одного предмета( явления, действия) на другой на основании их сходства( слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким- либо другим на основании их общего признака) . - Например: снег кружиться, снег ложиться «Зима недаром злится…». метафора Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления- Например: грустная береза, говорливый ручей олицетворение, Роняет лес багряный свой убор.  ( А. С. Пушкин) Пробуем подобрать синоним ко слову “роняет”( сбрасывает, скидывает, бросает вниз, небрежно снимает) . По словарю С. Ожегова, ронять –л ишиться чего- нибудь, а лишиться – потерять, утратить что- то. Поэтому поэт и взял слово “роняет”. Определяем значение слова “убор”( наряд, одеяние, убранство – то, во что одеваются) . Но у леса одежды, как у людей, нет. Слово употреблено в переносном значении, этот троп – метафора. Выясняем значение слова “багряный”( красный, густого темного оттенка) . Прошу назвать деятеля: лес действует, как человек. Знакомимся с разновидностью метафоры – олицетворением. Художественное преуменьшение свой ств пр едмета с целью усиления эмоционального воздействия- Например: мальчик- с- пальчик «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах …  а сам с ноготок! » Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал, Что из листика сирени Сделал зонтик он для тени И гулял. Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал, Что из крыльев комаришки Сделал две себе манишки И — в крахмал. . . лит о та, Преувеличение свой ств пр едмета, явления с целью усиления выразительности и образности речи" Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники" - смешно, но это и есть гипербола.   Я видывал как она косит: Что взмах — то готова копна. «Ударил Змей Горыныч добра молодца, и ушел Иван по пояс в сыру землю». «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением»- Н. В. Гоголь. гипербола. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Осуществлять словарную работу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Еще один аспект этой задачи – обогащение словаря самих педагогов. Ведь активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Красивая правильная речь – несомненное достоинство. Особенно украшают ее меткие образные выражения – фразеологизмы. ( ф разеологизмы это некое словосочетание, когда каждая из его составных частей теряет самостоятельность как смысловая единица) . И вместе они образуют словосочетание с новым, иносказательным смыслом и образностью. -   о ни не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение- «держать язык за зубами»- означает помалкивать) . Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию. Хорошо, если по ходу изучения того или иного фразеологизма, вы будете вспоминать какие- нибудь подходящие ситуации из жизни вашей группы. Задание:   Найдите в этом тексте фразеологизм. Как можно сказать по- другому? Ворон и Лисица Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит: «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы ты царём, если бы у тебя голос был». Ворон разинул рот и  заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём». ( Эзоп. ) Для справок.   Что было сил( кричать, бежать) ; во всё горло( кричать) ; во всю Ивановскую( кричать) ; как иерихонская труба( кричать) . Задание №4 О бъясни выражения. Дело в шляпе –  все в порядке Плясать под чужую дудку –  действовать не по собственной воле Проглотить пилюлю –   испытать неприятность Чесать язык –  болтать попусту Как на иголках –  состояние крайнего волнения, беспокойства Бить ключом –   бурно, активно Очки втирать –  обманывать Как белка в колесе –   быть в постоянных заботах, хлопотах Морочить голову –  отвлекать от основного дела пустыми разговорами И в ус себе не дует- не переживает, не волнуется Душа в пятки ушла- испугаться Держать в ежовых рукавицах- строго Задание:  Каких слов не хватает?   I. Без задних. . . ; брать быка за. . . ; брать себя в. . . ; бросать слова на. . . ; взять голыми. . . ; водить за. . . ; не разольёшь. . . ; вывести на чистую. . . ; делать из мухи. . . ; держать язык за. . . ; держать камень за. . . ; ждать у моря. . . ; зарубить себе на. . . ; знать все ходы и. . . ; заговаривать. . . ; ищи ветра в. . . . Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Задание №5 З акончи пословицу: «Что написано пером…»( не вырубишь топором) «Не плюй в колодец…»( пртгодится- воды напиться) «Не имей сто рублей…»( а имей сто друзей) «Семь раз отмерь…»( один раз отрежь) «Что посеешь…»( то и пожнёшь) «Любишь кататься…»( люби и саночки возить) « Хочешь, е сть калачи…»( не сиди на печи) «Не красна изба углами…»( а красна- пирогами) Задание№6  Н азовите полностью пословицу( по 2 данным словам) Семья – душа В ся семья вместе, так и душа на месте. Доме – стены В своем доме и стены помогают. Перьем – ученьем Красна птица перьем, а человек ученьем. Горек – сладок Корень ученья горек, да плод его сладок. Калачи – печи Х очешь есть калачи, не сиди на печи. Кормит – портит Труд кормит, а лень портит. Знать – спать Кто хочет много знать, тому надо мало спать Время – час Делу время, потехе – час. Жить – служить Ж ить – Родине служить. Земля – мила С воя земля и в горсти мила. Тепло – добро П ри солнышке тепло, при матери добро. «Переведите пословицы на русский язык» Сын леопарда- тоже леопар д( Африка) ( яблоко от яблони недалеко падает) Верблюда под мостом не спрячешь( Афганистан) ( шила в мешке не утаишь) Бойся тихой реки, а не шумной( Греция) ( В тихом омуте черти водятся) Молчаливый рот –з олотой рот( Германия) ( слово серебро, а молчание – золото) Тот не заблудится, кто спрашивает( Финляндия) ( Язык до Киева доведѐт) О шпаренный петух от дождя убегае т( Франция) ( обжѐгшись на молоке, дует на воду Русский язык богат словами, позволяющими выразить оттенки любого чувства, явления или предмета. Например, веселую песенку можно назвать задорной, радостной, зажигательной, бодрой. Такие слова называются синонимами, т. е. словами близкими по смыслу. Игры на подбор прилагательных к данному слову способствуют развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности. Задание№7   В ставьте в текст подходящие по смыслу синонимы. За_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ почерневшей оградой сада, в тени_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ дубов и лип кое- где цвели на запущенных клумбах_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ цветы – флоксы и золотые шары. На_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ скамье, с_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ пор стоявшей под кустами акации, грелся на солнышке_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ старик в рыжей шляпе. У его ног, положив острую морду на вытянутые лапы, лежал_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ пес. Иногда из дома доносились звуки_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ расстроенного рояля, и тогда старик, и собака вздрагивали. Слова для вставок: старый, ветхий, древний, старинный, вековой, давний, многолетний, дряхлый. Вставьте в текст подходящие по смыслу синонимы. Чудесный день Б ыл чудесный зимний день. Солнце_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ярко. Снег_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . Прозрачные, как хрусталь, сосульки_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ всеми цветами радуги. Небо над городом_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ чистейшей голубизной. Слова для справки: Блестеть, отливать, сверкать, светить, сиять.   Замените все слова синонимами.   Над блестящей поверхностью пруда возвышалось красивое здание. Слова для справки: глянцевый, выситься, гладь, сверкающий, строение, зеркальный, изумительный, водоем, поднималось, плоскость, дом, прекрасный, постройка. Слова противоположные по смыслу называются антонимами. Задание №8: Найдите в тексте слова- антонимы. У прохожих на виду В исело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко, А Мышонок- в ысоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка- далеко А Теленок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыпленок- т ем, что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: - Кислое- зачем оно? - Что вы! - шепчет Червячок. Сладкий у него бочок! А теперь эстафета. Каждый ряд получает листки со словами. Каждый ученик на этом ряду должен вписать антоним к одному слову и передать листок дальше. Побеждает ряд, все ученики которого правильно и быстро справились с заданием эстафеты. 1. ГЛУПЕЦ – 2. БОГАТЫЙ – 3. БЕДА – ГОРЬКИЙ – ПЕРВЫЙ – БЕЗДАРНЫЙ – ГРУБОСТЬ – ПЛОХОЙ – БЕЛЫЙ – ГРЯЗЬ – ПОДЪЕМ – БЕССЛАВИЕ – ДА – ПРАВДА – БЛИЖНИЙ – ДЕШЕВО – ПРОТИВНИК – БОЛЬШЕ – ЖЕСТОКИЙ – РАДОСТЬ – БУДУЩЕЕ – ЗДОРОВЫЙ – СВЕТ – ВВЕРХ – ЧЕРНЫЙ – СИЛЬНЫЙ – ТИШИНА – КРАСАВЕЦ – УМНЫЙ – ХОРОШО – ЛУЧШЕ – МЕНЬШЕ – ВЕСЕЛЫЙ – МАЛО – ВЕЧЕРОМ – ВНЕШНИЙ – НЕПРАВДА – ВОЙНА – ВПЕРЕД – ОБВИНЯТЬ – ВРАЖДА – ВСТРЕЧА –  К аждое слово замени противоположным и получи название сказок. Пес без шапки- Кот в сапогах Красные усы – Синяя борода Красивый цыпленок – Гадкий утенок Серебряная курочка – Золотой петушок Черная туфелька – Красная шапочка Дорогие коллеги! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота. Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки А. С. Пушкина о царевне Лебеди: « Сладку речь- то говорит, будто реченька журчит». Недаром, речь и речка – слова, возникшие из одного корня. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.

Оставить комментарий: