Консультация «Значение художественной литературы в развитии дошкольника» Шумилина Н.Н
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кизильский детский сад №3» КОНСУЛЬТАЦИЯ « ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА » 2016г Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4- 5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕКСТОМ И ЕГО АНАЛИЗ Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему. Воспроизводя явления жизни, автор произведения в той или иной форме выражает свое отношение к ним, так или иначе оценивает их, обобщая изображаемое и вызывая этими обобщениями определенные мысли, чувства, сочувствие одному герою, осуждение другого. Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать. Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. Внутреннее видение чтеца — залог того, что его пока неискушенные слушатели увидят то же самое: образы оживут в их воображении. «Говорите не столько уху, сколько глазу», — советует К. С. Станиславский. Основа выразительной речи и чтения — это мысли, чувства, намерения говорящего, читающего. Средства выразительности — интонационно правильно звучащая речь. Подготовить текст к выразительному чтению — значит вникнуть в его содержание, уяснить для себя его тему, конкретно представить себе его действующих лиц, события, те причинно- следственные связи, которые движут события вперед, понять сложные взаимодействия обстоятельств и наконец вытекающее из них обобщение — идею, нравственное правило, вывод. Углубленный анализ образов произведения и выявление идеи дают возможность установить подте кст пр оизведения. Мастера выразительного чтения называют подтекст внутренним двигателем, который направляет внимание слушателя на решение задачи нравственно- эстетического или познавательного характера, на обобщение представления или конкретизацию выявленной идеи Через подтекст раскрывается смысл произведения. От того, как понято содержание произведения, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие чтения на детей. Для образного анализа содержания произведение делится на части — «куски»( термин К- С. Станиславского) , составляется тон произведения. Цель его — облегчить запоминание сюжета, произведение повествовательное; наметить последовательность изображения картин, предметов, явлений, если произведение исключает описания. Не каждое произведение требует подробного анализа, составления плана и подтекста. Простые по содержанию произведения можно читать без сложной подготовительной работы, но с обязательным предварительным чтением, продумыванием способов донесения до слушателей содержания произведения. В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи. Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений. Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно- смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми. ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ РАССКАЗОВ, СТИХОТВОРЕНИЙ, БАСЕН, СКАЗОК, ЗАГАДОК В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста используются рассказы, сказки, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки и др. Для дошкольников характерно наивное восприятие художественного произведения. Психологи утверждают, что это наивное восприятие литературы детьми обнаруживается «…в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства в действиях. Эти действия служат непосредственной реакцией на изображаемое в произведении, либо воспроизводят поступки героя» 1. Яркие поступки героев произведений воздействуют на дошкольников в сильной степени; дети воспроизводят события, о которых услышали, в игре, рисунках, лепке. Сопереживание с героем для них «школа чувств и познания действительности». С течением времени, расширяя словарь( на основе формировании представлений об окружающем) , дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе p азговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Дети 5—6 лет понимают несложные стихи и более или менее истолковывают образные выражения в контексте, расшифровывая их значения, усваивают различные модели интонации. Воспитатель читает наизусть и по книге доступные детям по содержанию стихотворные произведения. Подготавливая те кст ст ихотворения или басни для чтения вслух, следует соблюдать стиховые паузы, в нужных местах выделять рифму, при чтении подчеркивать голосом и произношением звукопись( особый художественный прием, позволяющий обратить внимание слушателей на музыкальность стиха) . Те же требования относятся к чтению детям басен. Басня аллегорическое произведение. Иносказательное содержание дети не в состоянии раскрыть самостоятельно. Воспринимается басня как сказка, где действующие лица — животные. Стиль произношения стихотворного произведения напевный. Иной стиль чтения басни. Разговорный язык требует бытовых разговорных интонаций. Ритмомелодика меняется, подчиняясь сюжету. Дети нуждаются в конкретизации художественных образов, особенно младшие дошкольники, так как их жизненный опыт еще очень мал, многие представления об окружающей жизни еще не сформированы. Воспитателю приходится при чтении произведений учитывать, что в состоянии воспринять дети, к чему их надо подвести, какие представления следует формировать задолго до чтения произведения. Для конкретизации образов воспитатель использует наблюдения, картины, рисунки, натуральные предметы или их изображения — словом, всячески обогащает представления детей, тем самым облегчая непосредственное восприятие ими произведения данного жанра. Сказка читается так же, как и рассказ. Бытовые сказки и сказки о животных часто строятся на диалоге. Воспитателю- исполнителю в этом случае следует использовать интонации живого разговорного языка. Маленькие стихотворения, загадки, пословицы, скороговорки, шутки, считалки охотно используются в воспитательной работе с младшими, средними и старшими дошкольниками. В одних случаях этот речевой материал дает первичное представление о предмете, в других — тренирует память и развивает воображение, мышление и речь, служит сигналом в коллективной игре. Как читать детям произведения малых форм? При подготовке текста к чтению, помимо интонационно- смыслового анализа и технической организации работы, следует создать такую речевую ситуацию, при которой особенность данного жанра была бы наиболее полезной в воспитательно- образовательной работе, например загадка помогла бы проверить усвоение детьми значения( семантики) слова, пословица явилась бы на каком- то этапе формирования обобщением полученного представления или первичного понятия. Точно так же в определенной ситуации была бы применена скороговорка( в качестве материала упражнения в произношении) или считалка( в качестве сигнала к началу коллективной игры или поворотного пункта в ходе этой игры) СПЕЦИФИКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. В своей книге Флерина Е. А. раскрывает как правильно «подать» литературное произведение. «Искусство чтеца. Излишняя драматургия при чтении, рассказывании может нарушить процесс слушания: дети перестают слушать и начинают смотреть, как рассказчик изображает героя. Искусство чтеца рассчитано на слушание, поэтому слушатель должен создать свой образ в воображении… Выразительность, эмоциональность — непременное свойство рассказа, но эта выразительность условная; интонация, намек на движение, жест, мимика – все должно вызывать в воображении слушателя живой образ. … Интонация – это есть звуковой рисунок образа, выразитель его смысла. Интонация раскрывает содержание произведения в целом, дает образ средствами звучания: оттенками голоса, подчеркиванием усиления или ослабления в звуке, в темпе произношения, в повышении и понижении звука. В зависимости от интонации меняется смысл слов. Например: фразу «подойди сюда» можно истолковать по- разному, если сказать ее с разной интонацией: ласково, повелительно, угрожающе… Ритм и связанный с ним темп передачи художественного произведения является выразительными средствами большого значения. Темп чтения на должен быть однообразным. В зависимости от содержания и ритма он то убыстряется, то замедляется. Исполнитель художественного произведения должен быть чуток к паузе. Пауза — это средство правильного смыслового раскрытия произведения. Пауза так же как и знаки препинания, имеют разный смысл, различную длительность. Пауза, прежде всего, необходима, чтобы отчленить фразу от фразы, чтобы закончить образ, действие и перейти к другому образу или действию. Если не ставить пауз, то все сольется, и события во времени окажутся спутанными. Мимика и жест должны быть простыми, естественными, главное в меру. Неподвижность – вызывает недоверие; если рассказчик не волнуется, значит и слушателю незачем волноваться. Излишняя мимика отвлекает от слушателя. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Перед воспитателем стоят задачи «пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений … воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям» 2. В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т, п. Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров. Воспитатель обязательно должен называть жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ( стихотворение) ». Конечно, углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» — это сказки, «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой — это стихотворения и др. Необходимо избегать неправильных выражений( «я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку») . Названия жанров должны даваться четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение. Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается. Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два и даже три раза; можно повторять только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок? » Дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю? » — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! » Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев. И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по одному, он вызывает ребенка и предлагает: «Коля, повтори, какую песенку лиса пела под окошком петушку» — или: «Аня, вспомни, какую песенку коза пела своим козлятушкам ». Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки- ребятушки, коза- дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей добрые чувства, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, прочитав стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос: «Оля, а как твоя мама наряжала тебя к празднику? » Пусть, отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного- двух простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию. Конечно, много вопросов малышам задавать не следует, но два- три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо. В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят; показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами. Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. СРЕДНЯЯ ГРУППА В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства. Как и в младшей группе, воспитатель называет жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку « Жихарка » или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра. Тематика литературных произведений более разнообразна. В средней группе можно останавливать внимание детей но только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка( образные слова и выражении, некоторые эпитеты и сравнения) . Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, «чувства поэтического слова». Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет додумать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы. Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки( рассказа или др. ) , воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественных произведений. Правильный анализ литературного произведения делает художественную речь достоянием самого ребенка, и в последующем он будет осознанно использовать ее средства, особенно и таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчеркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка. Повторяя текст, дети вначале подражают выразительности воспитателя, но потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонаций, пауз, передавая это свое отношение к стихотворению, свои чувства и настроения. Конечно, творческие способности в выразительном чтении проявляются здесь в еще очень элементарной форме. Обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, педагог развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь. В средней группе продолжают воспитывать у ребенка способность воспринимать то, что он слышит, не только эмоционально, но и разумом. Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи. СТАРШАЯ ГРУППА Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений. После чтения сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им. Например, после рассказывания, сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились? » Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности( зачин, повторы, концовка) . При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев. Так, после чтения рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» можно спросить: «Как Митя научил ножик терпеливым быть? Каким стал сам Митя? » Если дети правильно поймут содержание рассказа, они ответят, что Митя сам стал терпеливым и выдержанным, т. е. самостоятельно сделают вывод, какие качества воспитывал в мальчике отец. Повторяя эти слова, соотнося их с действиями героев, дети глубже почувствуют и содержание рассказа, и слова, его отражающие. Особенно тщательно надо продумывать вопросы о средствах художественной выразительности в рассказах о природе. Например, после чтения рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» воспитатели обычно ставят вопросы, сосредоточивающие внимание детей лишь на последовательности появления лучей. «Куда попал первый луч? . . Второй? » и т. д. Эти вопросы помогают ребенку запомнить композицию рассказа. Но этого недостаточно. Вопрос: «Как автор рассказал про жаворонка и какую песенку жаворонок запел? » — заставит вспомнить слова: «Встрепенулся жаворонок, вспорхнул из гнездышка, поднялся высоко- высоко и запел свою серебряную песенку». Можно спросить, почему автор назвал песенку жаворонка серебряной, и некоторые дети ответят, что эта песня звонкая, весенняя, поэтому автор так и назвал ее. Аналогичные вопросы можно задать про зайчика, про пчелку, собирающую мед с душистых цветов. Такое восприятие, когда наряду с содержанием дети усваивают и художественную форму, можно назвать полноценным, а образные слова и выражения впоследствии перейдут в их активный словарь. Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обращать при чтении стихотворений и заучивании их наизусть. Все стихи воспитатель должен читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание— эт о отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они почувствуют сначала красоту и напевность стихотворения, глубже осознают его содержание. После чтения надо провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято. Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом( повышая или понижая его в нужных местах) . А чтение детей должно показать, что они не только понимают то, что читают, но и умеют донести до слушателей свое отношение к произведению. В занятие необходимо включать( как часть занятия) повторение заученных стихотворений, чтобы образные слова и выражения прочно закрепляли установившиеся разнообразные ассоциативные связи. В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко перенося их на другое содержание. Это явится подготовкой для развития поэтического слуха дошкольников. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА В восприятии художественных произведений дети дошкольного возраста проходят длительный путь — от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Такое понимание в самой элементарной форме доступно детям старшего дошкольного возраста. В подготовительной к школе группе решение этих задач должно быть близко к завершению. В старшем, дошкольном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественном образом, словом; закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и. образности. Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве. Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы. При первом чтении произведения основная задача воспитателя— до вести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Вопросы к детям после чтения литературного произведения зависят от его жанра, тематики и от задач, которые ставит воспитатель. Вопросы по содержанию рассказа. , сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме: о чем говорится в этом стихотворении( сказке, рассказе) ? Что нового и интересного узнали вы из прослушанного рассказа? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действующего лица? Какое главное событие этого рассказа? Что произошло с его героями? За что ты полюбил героев данного произведения? И т. п. Вопросы, выясняющие понимание детьми средств художественной выразительности, также разнообразны: как автор описывает березу? Какая она? Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? С чем автор сравнивает снег в своем стихотворении? Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему? И т. п. Эти вопросы вызывают в сознании ребенка различные ассоциативные связи. Отвечая на вопросы, он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. Такое обращение к образу, проникновение в него обеспечивает углубленное понимание содержания произведения, его нравственной сущности и одновременно осознание средств художественной выразительности. Раскрывая перед ребенком художественную ткань произведения, особенности художественной речи, мы обеспечиваем не одностороннее{ только познавательное) , а целостное восприятие произведения в единстве его содержания и художественной формы. Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства. Конечно, и старшим дошкольникам недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными средствами выразительности вполне отвечает их возможностям. Никаких логических определений и терминов детям не дается, вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане. Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются троны, приемы изменения основного значения слова, помогающие автору по- новому показать самые обычные предметы( хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак) . Тропы бытуют в общенародной речи, возможности создавать их, т. е, комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию дошкольников. Тропы расширяют границы употребления слов, так как используют множество вторичных оттенков, усиливают эмоциональную окраску речи и углубляют представления о том или ином явлении. Одним из простейших видов тропов является сравнение, когда одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим. Сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т. д. , но может быть и без союза. Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, и из него вырастают другие виды тропов( метафора, метонимия) . Изучать все эти виды тропов дети будут в школе, но начинаем знакомить мы их с этими средствами уже в детском саду. Конечно, дети еще не осознают эти средства, не знают их названий, но практически они уже готовы к их пониманию. Думается, что работа над таким художественным приемом, как сравнение, в методике ознакомления детей с литературным произведением должна стать одним из центральных звеньев. Великолепным образцом употребления сравнений в художественной речи являются малые формы фольклора. Мы читаем детям потешки и песенки не для развлечения, а для того, чтобы развить их эстетическое восприятие. В младшей группе заучивается много потешек, а в старшем дошкольном возрасте эти малые формы фольклора можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение: У нас доченька в дому, что оладышек в меду, Что оладышек в меду, сладко яблочко в саду. Примеров таких сравнений можно привести много. Если сначала обратить внимание ребенка на сравнения в литературном произведении, а затем привлечь к самостоятельному придумыванию сравнений, это повлияет на эстетическое развитие и подготовит к более глубокому восприятию средств художественной выразительности в литературных произведениях. Такие задания на придумывание сравнений, эпитетов помогают детям почувствовать и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в поэтический. Когда ребенок почувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли. Например, воспитатель дает детям задание: «Подберите слово, близкое к слову веселый. Какими еще словами можно сказать про веселого человека, какой он? » ( Радостный, счастливый, оживленный, улыбающийся. ) Такое же задание предлагается на другие слова: холодный( студеный, л едяной, морозный, вьюжный, метельный) , умный( толковый, мудрый, сообразительный) и т. п. Тем же целям служит и ознакомление с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значение слова ( веселый — гр устный, печальный; холодный — теплый, горячий) и т. п. Такие противопоставления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, явлений природы. Знакомство с антонимами и подбор их дают понимание эмоциональной контрастности слов. Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости смысловых нюансов ( ручей — г ремучий, прозрачный; ручеек — маленький, звонкий; ручеечек — крошечный, веселый) и т. п. Воспитатель, предлагая детям подобрать рифму к заданному слову, не ставит своей задачей научить их сочинять стихи. Здесь задача иная — дать ребенку почувствовать звуковое богатство слов, их ритм, музыкальность, созвучие. Выполнение самостоятельных заданий по поиску нужных слов постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем эта работа может вызвать стремление к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов. А словесное творчество будет помогать углубленному восприятию литературных произведений. Для того чтобы представить структуру занятия, включающего анализ литературного произведения и выполнение творческих заданий, приведем в качестве примера занятие по разучиванию стихотворения С. Есенина «Береза». Белая береза И стоит береза Под моим окном В сонной тишине, Принакрылась снегом, И горят снежинки Точно серебром. В золотом огне. На пушистых ветках А заря, лениво Снежною каймой О бходя кругом, Распустились кисти О бсыпает ветки Белой бахромой. Новым серебром. Язык этого произведения необычайно выразителен, насыщен образными средствами: сравнениями( «принакрылась снегом, точно серебром») , эпитетами( «на пушистых ветках») и т. п. Задачи занятия — помочь детям почувствовать образный язык стихотво рения, вызвать эмоциональный отклик на него, привлечь к выполнению творческих заданий — самим придумать, с чем можно сравнить снег, и подобрать эпитеты к словам снег, береза, лес. Большое значение имеют чувственно- наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом. На занятиях по разучиванию стихотворений ставятся задачи: научить детей видеть единство содержания стихотворения и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать музыкальность, ритм и рифму стихотворной речи. Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух. При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком- нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные. После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали( сказку, стихотворение или рассказ) , почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа( как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п. ) . Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка( повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты) , учить понимать отличие сказки от рассказа. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького « Воробьишко » спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка. Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи. Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста формируется осознание формы литературного произведения, целостное его восприятие в единстве содержания и формы, совершенствуется речь( словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность) . Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает ‘им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании. Творческие задания оказывают большое влияние на развитие и обогащение словаря — дети начинают свободно оперировать синонимами, употребляя эти слова уместно, понимая их значение. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Художественная литература является универсальным развивающе- образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей( позновательно- исследовательской, продуктивной, игровой) . Фольклор дает прекрасные образцы литературного языка. Прекрасное литературное произведение, в детской аудитории часто остается непонятным для детей, не затрагивает чу вств сл ушателей, так как исполнитель не сумел «подать» это произведение, т. е не сумел использовать все средства выразительности: технику речи и приемы художественного исполнения. На понимание литературного произведения влияет и иллюстрация, причем иллюстрация должна последовательно и точно воспроизвести весь ход событий, описанных в тексте. Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. Отгадывая загадки, у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей. С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности. Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память. Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические. Но не следует забывать, что процесс воспитания и развития ребенка многогранен, поэтому необходимо обладать знаниями из разных наук: физиологии, психологии, лингвистики, дефектологии, логопедии и т. д. Рекомендации для воспитателей и родителей: Работу по формированию элементарных навыков следует строить в соответствии со следующими этапами деятельности: а) восприятие произведений детского фольклора; б) понимание произведений детского фольклора в) воспроизведение текстов; г) использование в речи произведений детского фольклора; д) интерпретация текстов детского фольклора. Внимательно отнестись к выбору текста произведений. Необходимо, составлять в группе картотеку текстов, и текстов созданных самими детьми. В работе с художественными текстами, в том числе и фольклорными, необходимо использовать содержательный иллюстративный материал, поскольку современными учеными доказано, что непосредственное переживание в наглядном изображении тех событий, о которых повествуется в тексте, служит ребенку основой для понимания литературного произведения. Так как речевое развитие непосредственно связано с другими видами познавательной деятельности, то необходимо сочетать словарную работу с другими видами заданий.