Взаимодействия с родительской общественностью в условиях дошкольного образовательного учреждения
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.
Цель работы
Всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.
Направления деятельности
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом в ходе воспитания и развития детей.
Задачи
Работа с родителями:
· Диагностика внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
· Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
· Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
· Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
· Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
· Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
· Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Ожидаемый результат
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным;
- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
«Выбор родительского комитета» - позволяет своевременно и оперативно принимать решения, оказывать помощь по организационным вопросам, связанным с образовательной, досуговой деятельностью детей в детском саду. Предоставление самостоятельности в вопросах инициирования и генерирования творческих идей позволяет повысить ответственность к выполнению общественной нагрузки, четко и своевременно выполнять поставленные задачи, вовлекая в деятельность большее количество родителей. Темы заседаний родительского комитета соответствуют годовым задачам и плану учреждения, для того чтобы делегировать часть полномочий и распределить долю нагрузки на родительскую общественность.
«Создание инициативной группы» - позволило привлечь родителей к разработке образовательной программы учреждения, учесть пожелания, потребности родительской общественности, вынося на обсуждение те или иные разделы образовательных областей. Такое обсуждение позволяет родителям быть в полной мере иформированными процессом воспитания и обучения в условиях учреждения, соблюсти преемственность в работе дома.
«Создание медиатеки» является центром педагогической информации, которая создана для формирования ориентации в современном информационном поле интеграции различных средств информации в образовательный процесс. Медиатека создается для оказания помощи родителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования; создания детских образовательных проектов. В процессе ее функционирования ведется компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, аудио записей и пр.). Весь материал представлен на цифровых и электронных носителях, систематизирован и занесен в каталог.
Разделы медиатеки
Название раздела |
Содержание раздела |
Методический |
Методическое описание обучающих программ. Образовательная программа ДОУ. Памятка с полезными сайтами для детей и родителей. |
Практический |
Дистанционное посещение мероприятий, проводимых в учреждении и городе с участием педагогов, родителей, воспитанников. Знакомство с проектными материалами изготовленными детьми, родителями, воспитателями. |
«День самоуправления» - новая инновационная форма взаимодействия с родителями, позволяющая повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, дающая возможность привлечения родителей к жизни детского сада, способствующая повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива.
Примечания:
· Организация мероприятий осуществляется в группе для детей среднего возраста;
· Во время Дня самоуправления педагоги ДОУ находятся на рабочих местах, но исполняют только роли наблюдателей;
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ БЛОК
Включает в себя работу, направленную на обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Для решения поставленных задач мы используем активные формы и методы работы с родителями, позволяющие решать комплекс задач одновременно. Работа в данном направлении способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает уровень просвещенности не только родителей, но и членов семей старшего поколения. Способствует развитию рефлексии, развивает умение критически оценивать свои способности, возможности, знания.
«Родительские собрания-студии» - активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что даёт родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаёт условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом».
Условия подготовки и проведения:
· Собрания-студии носят неформальный характер.
· Все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают одинаковое положение и одинаково активны.
· Положительный эмоциональный настрой создаётся за счёт просмотра игр, занятий с детьми в группах, или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы.
· Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Тематика собраний-студий определяется на год («Ваш ребёнок пришёл в детский сад», «Игра – средство всестороннего развития и воспитания детей», «Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей», «Правильное питание - залог здоровья», «Поймай свой сон за хвост»).
«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей. Эта форма работы позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять работу с родителями по овладению ими педагогическими знаниями. Участвуя в деловых играх, родители учатся анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.
Цикл семинаров-практикумов «Домашняя игротека» с элементами тренинга.
Цель – убедить родителей, что расширение кругозора и развитие речи ребенка не требуют каких-то специально организованных занятий, предусматривающих особую подготовку, материальные вложения и специально отведенное время. В результате родители освоят современный способ развития ребенка – обучение естественным образом, сделают сам процесс учения практичным, практикоориентированным, помогут ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
Семинары-практикумы:
ü Игры в ванной комнате (экспериментирование с предметами, которые плавают или тонут в воде),
ü Игры в магазине (учить понимать суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи (почему хлеб продается в упаковке? почему витрины прозрачные?) высказывать предположение, искать аргументы),
ü Игры в гостиной (учить высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…»; понять основы гостеприимства и придерживаться их),
ü Игры на кухне (учить понимать действия, предстоящих изменений – яйцо бьётся, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объёме? зачем большая кастрюля
ü Волшебная расчёска (Экспериментирование с расчёской, мелкими кусочками бумаги и воздушными шарами. Наблюдение за явлением электризации. Извлечение звука из зубчиков расчески. Рисование извилистых дорожек по зубьям расчески)
ü Игры по дороге в детский сад (знакомство с геометрическими формами, цветом – назови все круглые (или красные) предметы, которые встретятся по дороге. Упражнять в количественном счете – считать шаги, ступеньки лестницы, этажи в домах, собак и кошек. и т.д.)
«Информационный листок» - дает родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой в дальнейшем. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада, план занятий на месяц и т.д.
«Стена особого назначения» - оформляется творческими работами воспитателей, родителей и детей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями, материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками творческой деятельности, и в то же время стимулирует эффект соревнования. Продукт общей деятельности несёт в себе и творческую, и воспитательную, и познавательную, и коммуникативную функции. Дошкольники с воспитателями определяют тему предстоящей экспозиции. Распределяют задания и намечают план работы. Причем для поддержания интереса материалы стены ежемесячно обновляются. Таким образом, дети каждой группы могут участвовать в деятельности.
«Педагогические беседы с родителями» - форма установления связи воспитатель-семья сочетается и с другими формами сотрудничества, например с посещениями на дому, родительскими собраниями, консультациями. Педагоги стараются повышать эффективность бесед при их целевом характере (по запросу родителей), с внесением в содержание элементов дискуссии, проблем, творческого замысла.
«Тематические консультации» - позволяют дать родителям квалифицированный совет. Консультирование планируем и организуем в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем. Тематика консультаций формируется с учётом пожеланий родителей, соответственно программным требованиям и актуальности. К подготовке консультаций привлекаем родителей, которые охотно оказывают помощь в подборке материала и делятся своим опытом.
«Консультативный пункт» - позволяет родителям получить квалифицированную помощь не только в вопросах воспитания, развития и обучения детей от педагогов и медицинского персонала, но и проконсультироваться по другим жизненным вопросам. Для этого привлекаются родители, которые обладают юридическими, экономическими, техническими знаниями, работающие в сфере искусства и науки. Это дает возможность укрепить социальные связи, позволяет расширить кругозор родителей, вооружить их практическими советами.
ДОСУГОВЫЙ БЛОК
В современных исследованиях досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Любая деятельность в ДОУ с участием родителей способствует более полному развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в конкурсах, эстафетах и заданиях помогает снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаёт у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своё творческое начало.
«Фестиваль талантов «Семь - я» объединяет взрослых и детей одной идеей, сопровождающейся демонстрацией талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, достижений в различных видах искусства.
Тематика фестивалей:
ü «У Золушки на балу» (представление семейных гербов; таланты в песнопении, стихосложении, танцевальном и театральном изяществе; знатная выпечка; чудные изделия)
ü «Мамы и папы не лыком шиты» (представление плакатов «Народная мудрость о семье»; конкурсы песен, частушек, небылиц, выставка мастеров и рукодельниц)
ü «Пчелиный улей» (визитная карточка семьи (название, девиз, эмблема); эстафеты «Пчелиные соты» и «Медовые конфеты»; презентация «Кулинарное медовое чудо»; конкурс «Здоровая семья — счастливая семья», песенная эстафета)
«Конкурсы, викторины, выставки» дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепляют взаимопонимание и повышают интерес друг к другу. Цель и основное предназначение этих форм работы - пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики. Для повышения результатов работы создаются презентации детских работ, совместных работ детей и родителей, воспитателей и детей. В рамках выставки предоставляется материал о родителях и детях. Площадки для выставок определяются совместно с родителями и детьми. В конкурсном движении складывается творческий портрет коллектива, позитивный имидж ДОУ. Разработка логоритма «7 эффективных шагов подготовки» позволила повысить качество проведения мероприятий.
Алгоритм «7 эффективных шагов подготовки».
1-й — цель. Определить цель, т. к. она определяет средства.
2-й — идея. После определения цели неплохо придумать оригинальную идею.
3-й — условия. Условия должны быть простые, чёткие, понятные.
4-й — сроки. Сроки должны быть чётко определены. Важно определить не только конкретные даты проведения мероприятия, но и точное время последнего срока приёма работ на конкурс.
5-й — поощрение. В данном случае может помочь привлечение спонсоров или выставление в качестве приза недорогой, но уникальной вещи, как правило, сделанной руками детей или самими участниками конкурса.
6-й — презентация. Цель ясна, идея определена, призы привлекательные — конкурс обещает быть популярным. Для активизации родителей и детей нужно постоянно рассказывать им о мероприятии.
7-й — победитель. Нужно решить, кто будет определять победителя — коллектив ДОУ или компетентное жюри.
Темы, проведенных мероприятий:
ü Конкурс «Мой любимый детский сад» (разработка логотипа группы; создание рукотворной книжки-фантазии из жизни детей и родителей группы; разработка дизайнерского проекта оформления группы, раздевалки)
ü Интеллектуально-развлекательная викторина «Зимний калейдоскоп»
Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка» («Вот так наряд!»; «Старая новогодняя игрушка»; «Поделки не безделки»; «Игрушка из детства мамы и папы»).
«Творческие задания» служат средством отбора интересных идей, образцов для интерьера детского сада, могут быть использованы для обогащения предметной среды детского сада, обогащения базы дидактических пособий, тематического оформления музыкального зала перед неделей праздников:
ü «Осенний лист на воздушном шаре»;
ü «Этот волшебный снежный ком»;
ü «Новогодняя открытка»;
ü «Ёлочка - зелёная иголочка»;
ü «Дорого яичко к пасхальному дню».
Родителям и детям предлагается воплотить творческий замысел по изготовлению одного и того же предмета или объекта, но с использованием различных материалов. Это дает возможность получить одинаковые и одновременно разные поделки, получить импульс к дальнейшему творчеству детско-родительского коллектива.
«Клуб выходного дня «Мама и папа, возьмите меня за руки» даёт родителям понимание самоценности дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир искусства. Семейные походы в театры, музеи сопровождаются далее обсуждением постановок спектаклей, комментариями об организации выставок. Родители приносят в детский сад репертуары, буклеты, фотографии. Комментарии родителей-очевидцев к описанным мероприятиям публикуются в периодическом издании газеты детского сада «Антошка». Это дает возможность проникнуться духом сопричастности к миру искусства тем, кто еще не успел посетить выставку или театральную постановку и вызвать желание сделать это обязательно.
«Добрые праздники» позволяют в пределах одного календарного дня задумать и реализовать творческий замысел по той или иной теме, наполнить обычный день пребывания в детском саду атмосферой праздника, уюта и комфорта. Они выбираются исходя из международного календаря, учитывают традиции учреждения, пожелания детей и родителей. В зависимости от того чему посвящен этот день взрослые и дети выстраивают его ход, наполняют его полезными и интересными делами.
«Семейный вернисаж» - одна из форм работы с семьями воспитанников, способствующая формированию коллектива родителей, установлению доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений. Семьям воспитанников предлагается представить в наглядной форме семейные ценности, традиции, увлечения. Возможно, представить свою родословную, придумать герб, гимн, осветить достижения членов семьи в различных сферах деятельности. У многих родителей открываются скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать, творить, мастерить самим. Все это вызывает много восторгов и удивлений, как у детей, так и у взрослых.
«Добрые дела своими руками» - детско-родительские акции социально-нравственной направленности, позволяющие объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели
Название акции |
Содержание деятельности |
«Ремонт группы» |
Привлечение родителей к ремонту группы. |
«Поздравим выпускников МБДОУ д/с №31» |
Оформление праздничных открыток, поделок совместно педагог, дети, родители. |
«Мы за чистоту» |
Привлечение родителей к уборке территории ДОУ. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.С.Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - М.: ТЦ Сфера, 2008.