Консультация для родителей первой младшей группы «Игры и развлечения с детьми в семье».
Документы для скачивания
МБДОУ «Сосновский детский сад» Консультация для родителей первой младшей группы «Игры и развлечения с детьми в семье». Провела: Рассказова Е. В. В детском саду ребенок получает в определенной системе большую информацию об окружающем мире, приобретает разнообразные навыки и умения. То, что умеет малыш, что он знает, чем интересуется и к чему стремится, неизбежно проявляется дома на глазах у родителей и близких. Но как поддержать стремления детей, их побуждения и влечения, как рационально и полноценно распорядиться временем малыша, знают очень немногие родители. Общение с детьми дошкольного возраста носит особый характер. Для взрослых или старших членов семьи дошкольник — маленький ребенок, к которому все относятся снисходительно и в меру возможностей «собственного умения «подыгрывают» ему, уступают его просьбам: то почитают книгу и вместе рассмотрят в ней картинки, то немного порисуют, посмотрят мультфильм или послушают детскую аудиозапись. Все это- в лучшем случае. А чаще просто сунут ребенку карандаши и бумагу, мимоходом или между делом ответят на его вопрос, постараются «пристроить» малыша к какому- нибудь занятию, чтобы не мешал. Значительно реже взрослые играют с детьми: вместе строят дорогу, водят по ней машины, вместе изображают увиденных в зоопарке зверей, вместе лечат больную куклу или устраивают домашний театр. Родителям легче просто купить игрушку, книжку и, пожалуйста, играй, занимайся сам, только нас, взрослых не беспокой. С каким удовольствием иные родители сообщают друзьям, что их дети так хорошо играют сами, что никому не мешают. Другие же, наоборот, сетуют, что ребенок не отходит от них ни на шаг, если и начинает играть, то тут же оставляет игрушки, всем мешает, шалит, капризничает. Однако и в том, и в другом случае подобные факты почему- то мало кого приводят к серьезным раздумьям о том, как же все- таки организовать досуг детей. Не будем касаться структуры общения детей и взрослых дома. Обратим внимание лишь на духовную сторону этого общения, на ту самую сторону, которая называется любознательностью детей, их потребностью в совместных эмоциональных переживаниях. К формам такого общения детей и взрослых дома можно отнести совместный просмотр детских передач по телевидению, мультфильмов, слушание радио, аудиозаписей. Все это либо стихийно возникающие, либо, наоборот, специально организованные развлечения для детей, предусмотренные взрослыми заранее. А как же организовать развлечения? Думается, тут важно отобрать вид развлечения, позаботиться о доступности и занимательности его, продумать методические приемы организации и проведения развлечений. Для всего этого родителям нужно знать, какие существуют виды развлечений и их формы, что значит уметь правильно организовать и провести развлечения. Что же понимается под развлечением? Отчасти это слово уже само отвечает на подобный вопрос. Развлекаться, развлекать. . . Развлекаться или развлекать другого, развлекаться вместе. Развлекаемся мы, когда отдыхаем, когда свободны от необходимых обязанностей. Развлекаемся, чтобы получить удовольствие, доставить удовольствие, позабавиться, отвлечься от обыденного, переключить свое внимание, активно отдохнуть. В научной литературе функцию таких развлечений принято называть гедонистической, т. е. доставляющей удовольствие, не требующей особых душевных и умственных затрат. В основе деления развлечений на виды лежит характер участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где детям отводится роль только слушателей или зрителей( такие развлечения обычно организуются взрослыми) , с другой — это развлечения, где дети сами являются активными участниками и исполнителями( непременно учитываются уровень их развития, нервно- психические особенности) наряду со взрослыми, которым принадлежит руководящая роль. Все эти виды развлечений возможны и в семье, и в детском саду. Разница лишь в том, что в домашней обстановке они более камерны. Моменты сопереживания, соучастия, содействия с родителями, братьями, сестрами оставляют в душе маленького ребенка глубокий след. Формы развлечений чрезвычайно многообразны и вариативны. Самые удобные и доступные для родителей формы развлечений - это чтение детям книг, просмотр с ними мультфильмов и телепередач, слушание аудиозаписей и радио, посещение цирка, кинотеатра, театра. Поющие и играющие на каких- либо музыкальных инструментах родители, а также взрослые члены семьи могут устраивать домашние концерты, привлекая к участию в них и младших детей. Интересная и увлекательная форма развлечений( требующая предварительной подготовки со стороны взрослых, а также определенных знаний и умений) - домашние спектакли, викторины, шарады, аттракционы, сезонные спортивные соревнования семей и т. д. Важной педагогической задачей при организации развлечений является учет индивидуальных особенностей детей, их способностей и интересов. Увлеченность ребенка повышает его активность, а хорошие данные доставляют подлинное эстетическое удовольствие, как самому малышу, так и его слушателям и зрителям. Родителям подчас нелегко выбрать сам вид развлечения с точки зрения его воспитательного, познавательного и эстетического уровня, соответствия возрасту ребенка. Правильно поступают родители, которые находят возможность предварительно в той или иной форме получить представление о содержании и качестве будущей духовной пищи своего ребенка. Необходима и заинтересованная работа родителей над повышением собственной культуры. Дейст венную помощь могут оказать им методическая и популярная научная литература, сборники литературно- художественных материалов. И конечно, те советы и рекомендации, которые всегда можно получить от квалифицированных педагогов, воспитателей дошкольных учреждений. Какие же есть разновидности развлечений, возможных в семье. Это прежде всего настольно- печатные игры, конструкторы. Они снабжены рекомендациями, прямо адресуются семье. У детей новизна игр, естественно, вызывает любопытство. Но одного его мало. Надо раскрыть суть «покупки», ее содержание, возбудить у детей интерес к процессу и к результату конструирования. Важны и заинтересованность взрослых, их искренность, непосредственность. Они- залог успеха подобных развлечений у детей, а в дальнейшем и проявления у них самостоятельности в игровых действиях. Уметь фантазировать, изобретать, радоваться, огорчаться, безгранично верить в изображаемое, серьезно( без снисходительности и сюсюканья) относиться к происходящему- все это те мостки, по которым протягиваются ниточки взаимного понимания и доверия от детей к взрослым. Возьмем, к примеру, новую игрушку, которую мы, взрослые, увидели в магазине и которая нам, взрослым, понравилась. Почему? Да потому, что она оказалась яркой, нарядной, радостной, выполнена из приятного на вид и на ощупь материала, забавный образ вызвал у нас чувство удовольствия, стал притягательным. Нам очень захотелось, чтобы эта игрушка оказалась в нашем доме у нашего малыша. Естественное желание. . . Но что же дальше? А дальше мы принесли ее домой, дали ребенку, порадовались еще раз вместе с ним, а потом занялись своими делами. Ребенок же какое- то время тискает игрушку, обнимает, держит ее при себе, а потом, спустя некоторое время, переключается на что- то другое. Красивая игрушка оказывается на полу. «Зачем же ты ее бросил? »- сердимся мы. И не потому сердимся, что игрушка валяется, а просто нам стало жалко, что она испачкается, потеряет свой вид и не будет такой красивой и приятной. А что, собственно, было сделано, чтобы игрушка стала ребенку другом, чтобы она заняла место в его играх? Пофантазировали ли в присутствии ребенка и вовлекли ли его в свою фантазию? Попробовали развернуть хоть какое- нибудь действие? Нет, конечно, и потому игрушка не стала живой, не вызвала совместных и ответных действий. А между тем даже простой кусочек меха способен превратиться в глазах детей в «киску», если мы с этой «киской» поиграем на глазах у завороженного ребенка, а потом и вместе с ним. И это может быть примером, как новая игрушка, игровые действия с ней на глазах у ребенка сближают игрушку и малыша, помогают вызвать положительные чувства, намечают возможные будущие игровые действия с этой игрушкой Игры в домашних условиях дают возможность разнообразить формы совместной деятельности детей и взрослых, создают предпосылки к выявлению индивидуальных склонностей малышей, интересов и способностей, а следовательно, являются той почвой, на которой вырастают другие формы развлечений. К одной из наиболее удачных форм развлечений справедливо относят игры типа конкурсов и соревнований. Условия игры составляются заранее. Задачи и задания должны отличаться многообразием, вариативностью и могут быть примерно такого типа: придумывание загадок, викторина «почемучек», «Что изменилось? », «Пройди по лабиринту», «Угадай на ощупь», «Сделай, как я», «Найди выход», «Помоги и подскажи», «Да или нет» и т. д. Конкурс смекалки — это своеобразный способ включения детей в интересную, разнообразную деятельность, побуждающую их думать, действовать, применять свои знания на практике. Занимательные формулировки и красочное оформление содействуют созданию приподнятого настроения у ребят. Игры, о которых шла речь, занимательны и доступны детям. Впоследствии ребята играют в них самостоятельно, иногда с вариациями и дополнениями. Эти игры не требуют особой подготовки, но зато требуют мобилизации внимания, ловкости и смекалки. Совершенно другой характер у игр типа народных игрищ, ряженья, скоморошничанья. К сожалению, столь свойственные русскому народу игровые сценки сегодня совершенно забыты. А ведь они развивают фантазию детей, пробуждают у них чувство юмора, сближают всех участников своеобразных театрализованных действий, расковывают, поднимают настроение. Специальный литературно- художественный материал в большом количестве имеется в сборниках фольклора. Успеху в организации подобных театрализованных действий способствует отбор посильного для исполнения материала, лаконичность и завершенность отдельных сценок, диалогов или монологов, серьезное отношение к процессу подготовки их. Все это не просто требования для обеспечения успеха развлечений подобного типа, но это уже набор методических приемов, необходимых взрослому как организатору, участнику и помощнику детей, у которых так важно вызвать интерес к народным традициям. И в этом смысле не следовало бы также забывать домашние спектакли, кукольные и по ролям. Это тоже, конечно, должны быть короткие сценки, но в них важно добиваться предельной выразительности исполнения. Спектакли должны иметь небольшой сюжет, в них могут быть использованы специальные атрибуты и несложные декорации, костюмы, специальные типажные куклы, приобретенные в магазине или изготовленные самими участниками из старых игрушек.