Памятка для родителей «Правила поведения на дороге»
Почему ребенку сложно правильно вести себя на дороге?
• У малышей в играх машинки останавливаются в соответствии с их желаниями, и они считают, что любое транспортное средсто может мгновенно остановится. Разделение ситуаций на реальные и игровые у детей происходит не сразу.
• Дети не в состоянии правильно определить расстояние до машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть изменение дорожной обстановки.
• Внимание малыша полностью сосредоточено на своих конкретных действиях, а не на происходящем вокруг. Даже если ребенок смотрит на машину, это не значит, что он ее видит: он может быть увлечен чем-то другим.
• Маленькие дети не отличают, откуда идет звук, на бегу не могут останавливаться сразу и именно поэтому на сигнал опасности реагируют со значительным опозданием.
• Сектор обзора и поле зрения у дошкольников гораздо меньше, чем у взрослых. Как правило, дети видят то, что происходит напротив них, а то, что справа и слева, остается незамеченным.
Несчастные случаи на дорогах чаще всего возникают:
• При закрытом обзоре (ребенок выбегает из-за стоящей машины или другой преграды);
• При отвлечении внимания (сфокусировавшийся на интересующем ее предмете ребенок не видит опасности);
• На пустынной улице (ребенок привык, что автомобили редки, и переходит ее, не осматриваясь);
• На середине улицы (стоя на осевой линии, дети не замечаю движения транспорта за спиной).
Учим с ребенком правила дорожного движения
Для изучения используйте ситуации во дворе и на улице.
При выходе из дома сразу обратите внимание ребенка на движение транспорта, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, велосипед. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома, из гаража, с автостоянки.
Элементы дороги
Поясните, что тротуар – это дорожка, по которой ходят пешеходы, а машины едут по проезжей части. Попросите ребенка самого показать тротуар и проезжую часть. Обратите внимание ребенка: чтобы ни с кем не столкнуться, следует держаться правой стороны; кататься на роликовых коньках, велосипеде, самокате можно во дворе или в парке, но не по тротуару и тем более не по проезжей части.
Светофор и переход
Гуляя с ребенком, покажите ему пешеходный переход. Объясните, почему он называется «зеброй».
Ребенок должен запомнить!
Значение сигналов светофора и вид знака «пешеходный переход». Покажите во время прогулки светофор для пешехода (два световых сигнала для пешеходов и три световых сигнала для водителей). Обратите на то, какой горит свет и что при этом происходит. На регулируемом пешеходном переходе объясните, что опасно выходить на дорогу при желтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд с перекрестка и при этом увеличивают скорость. Показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
Используйте дорогу в детский сад, магазин, поликлинику и обратно для обработки навыков: рассказывайте малышу, что происходит на дороге, какой транспорт движется мимо вас. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и зафиксируйте внимание на моменте, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая, Объясните, почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
Погода и дорога
Напоминайте ребенку, что мокрая дорога опаснее сухой, потому что у всех транспортных средств удлиняется тормозной путь. Обзор дороги и для водителей, и для пешеходов ухудшается во время дождя, а в сумерках ухудшается видимость, легко ошибиться в определении расстояния, как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов, поэтому надо быть особенно внимательными.
Ребенок должен запомнить!
Переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора и в разрешенном месте, обозначенном знаком пешеходного перехода или дорожной разметкой «зебра», спокойным шагом и ни в коем случае не бегом.
Направо и налево
Прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребенком на расстоянии 50 см. – 1 м. от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы. Расскажите ребенку о том, что навстречу транспорту могут ехать машины «скорой помощи», полиции, противопожарной службы.
Когда в зоне видимости нет пешеходного перехода, передвигаться необходимо перпендикулярно проезжей части. Подчеркивайте свои действия: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. Не переходите дорогу наискосок; каждый раз подчеркивайте, что строго поперек улицы, чтобы лучше видеть, нет ли опасности.
Ребенок должен запомнить!
Переходя проезжую часть с велосипедом, необходимо сойти с него и вести его за руль.
Общественный транспорт
• Ожидая транспорт, стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
• Подходите к двери для посадки только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться.
• Не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса.
• Стоять в транспорте нужно лицом по ходу движения либо вполоборота; не нужно стоять около дверей, высовываться из окон. Стоя в проходе, следует держаться за поручни. Выходить из транспорта можно только после его полной остановки.
• При высадке из общественного транспорта всегда выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать на проезжую часть.
Автобус и трамвай
Подходить к трамваю можно, только убедившись, что машины, которые следуют в попутном с трамваем направлении, полностью остановились. При выходе из трамвая необходимо спуститься на нижнюю ступеньку и посмотреть направо и налево, убедившись, что автомобили остановились выйти из него.
Расскажите ребенку, что стоящий на остановке трамвай обходят только спереди, чтобы видеть встречные трамвайные пути, а автобус или машину обходят сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли другой машины и чтобы водители издали увидели пешехода и могли притормозить. Всегда лучше подождать, пока не будет хорошо видна вся улица.
Покажите ему, какими опасностями подвергается пешеход, если он решил перейти улицу возле остановки, от которой еще не отошел автобус.
Чтобы закрепить зрительные впечатления, предложите ребенку по дороге из сада самому найти дорогу домой, или, наоборот, утром привести вас в детский сад.
Воспитывайте потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте положительные привычки.
Ребенок легче усваивает информацию в утвердительной форме, поэтому при беседах постарайтесь обходиться без многочисленных «нельзя». Например, вместо: «нельзя толкаться на тротуаре, мешать пешеходам, играть и бегать по проезжей части» лучше сказать: «идти нужно по правой стороне тротуара, чтобы не мешать пешеходам, идущим навстречу, а играть и бегать можно во дворе, на детской площадке, в парке, на стадионе».
Не забывайте, что родители должны научить ребенка в первую очередь своим примером. Никогда не нарушайте правил дорожного движения сами!