a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Певческие умения в развитии музыкальности детей"

Автор: Столыпина Елена Юрьевна Опубликовано: 2014-05-16 15:49:28

Документы для скачивания

 

Певческие умения в развитии музыкальности детей

 Каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливым полноценным членом общества, нашедшим свое место в жизни. Для этого человек должен быть индивидуальностью, личностью.    Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.

 

 Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы                 

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.

Они заключаются в следующем:

  1.                                                                           В своей работе по обучении детей пению я считаю необходимым:
  2. Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;
  3. При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;
  4. Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
  5. Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке);
  6. Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен), праздниках;
  7. Не петь на улице при температуре воздуха + 18 С и влажности выше 46%.
  • эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • ладовое чувство;
  • музыкально – слуховые представления
  • чувство ритма
  • эстетические эмоции;
  • интересы, оценки;
  • вокально-певческие умения и навыки.

 

 

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. На первых занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно расположены вдоль туловища.

Для развития вокальных и певческих навыков я использовала певческие упражнения в определенной системе.

Каждое упражнение имеет какую – то узкую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков.

В детском саду обучают простейшим певческим навыкам: – правильному звукообразованию; – правильному дыханию; – хорошей дикции; – чистоте интонаций; – ансамблю – стройному согласованному пению.

Остановлюсь на каждом из этих навыков поподробнее:

В начале учебного года я использовала упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

В своей работе я использую приемы: – Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания; – Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно; – Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе. – Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использовала “Вальс” Е. Тиличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т.д.) – Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей (в разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке (дирижерский жест – снятие).

Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я использую двухтактовые попевки, песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

В выборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевно, легкое) я учитываю важность развития у детей “мягкой атаки” звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Хотя дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей “тянуть звуки”, “протягивать концы музыкальных фраз”. В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность.

Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Нечистая интонация в пении имеет ряд причин: – различные заболевания голосового аппарата; – застенчивость ребенка; – отсутствие устойчивого внимания; – нарушения артикуляционного аппарата; – неумение извлечь звук; – небольшой диапазон голоса ребенка.

Чистота интонации так же зависит от музыкального кружения ребенка. Для достижения чистоты интонации у детей я использую некоторые приемы:

  • Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
  • Использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;
  • Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;
  • Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга;
  • Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения;
  • Фальшиво поющих детей я размещаю так, чтобы они ближе сидели ко мне и между поющими детьми, следили за моим исполнением, артикуляцией. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, стараюсь показать, как надо растянуть звук “потоньше”, какое положение придать губам и т.д.

. Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки. Поэтому я стараюсь чаще использовать яркое исполнение песни и образное слово на всех этапах разучивания песни. Все певческие навыки (дикция, дыхание и т.д.) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого – либо одного навыка.               Развитие певческих умений и навыков  – один из самых доступных, эффективных и плодотворных путей развития музыкальности детей.

Оставить комментарий: