Отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Отчет по самообразованию.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление и в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, недостаточной координации. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития.
У большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры, подметать и др. Сейчас мы уже и представить себе этого не можем, многие операции за человека выполняют машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому упражнения я провожу в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Пальчиковые игры- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку к письму. Существует несколько правил:
- нельзя заставлять ребенка делать упражнения «через силу». Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;
- выполнение упражнений должно быть регулярным;
-занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут;
-время выполнения упражнения не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До трех лет это около 5 мин., затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия;
-нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;
-очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.
Мной проводится кружок «Веселые ладошки», целью которого является:
-укрепление рук малыша;
-развитие согласованных движений рук и пальцев;
-развитие детского воображения, фантазии;
-улучшения эмоционально-психологического состояния детей;
-стимулирование развития речи;
-формирование добрых взаимоотношений между взрослым и ребенком.
Вот примеры нескольких игр, которые нравятся моим ребятам.
Апельсин
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) Много нас – а он – один Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька - для утят Эта долька - для бобра А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
Гости
К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна,(большой и средний) Рад Серёжа,(большой и безымянный) Рад Снежана (большой и мизинец) Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе) Может коржик (показываем 2 открытые ладошки) Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку) Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку) Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки!
Горшок
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. (загибать пальчики, начиная с мизинца) Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики) Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга) Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого) Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был, Всем водичку носил.
Замок
На двери висит замок (руки в замке) Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая) Потянули, (потянули) Покрутили, (вращаем руки) Постучали (стучим основанием ладоней) И – открыли! (руки разжимаются)
Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим (солим щепоткой) Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем) В баночку кладём и пробуем.
Комар
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа) Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба) А мы его - хлоп (ладошкой до лба) И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху) Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Котик (выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается Видно, в гости собирается Вымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо.
Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик) Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика) Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика) Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика) На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой) Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков) Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам) А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками) Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком) Лапками гребите (загребаем ручками), Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки) Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук) Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).
Листья
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат. (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья) Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик (шаркаем ладонью об ладонь) Листья жёлтые летят и под ножками шуршат Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками) Листья жёлтые летят и под ножками шуршат Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (указательные пальцы шаркают друг об друга).
Лужок
На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зелёный на лужок Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)
Моя семья
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого) Этот пальчик –бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – я Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)