«Приёмы контроля словесной агрессии детей»
Документы для скачивания
Консультация для педагогов и родителей «Приёмы контроля словесной агрессии детей» Приёмы контроля над агрессией слова- это способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях. Рассмотрим приёмы, которые применимы в общении с дошкольниками. Прямое порицание – самый известный и популярный приём педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребёнка. Иногда этот метод – единственная возможная реакция педагога на однозначно неприемлемые проступки. В любом случае порицание должно быть хорошо продуманно и выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых форм вежливости: «Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить! » Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребёнка, если он не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что педагог не реагирует на грубость, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребёнка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра. Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствует созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. Формами оценочных высказываний могут быть традиционное выражение похвалы: «Хорошо! » « Молодец! » «Умница! » Юмор, шутка. Установлено, что юмор несовместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако шутка- весьма сложный приём, требующий высокого уровня речевой подготовки, умение быстро и нестандартно реагировать на реплики ребёнка. Красноречивое молчание. Молчаливое, подчёркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приёмом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребёнка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. «Выпустить джина»- не прерывая и не комментируя, позволить ребёнку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью выговориться, после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Преимущества этого приёма в том, что последнее слово всегда будет за взрослым, есть возможность разрядки эмоционального напряжения и наличие время на обдумывание ответной тактики общения. «Если не можешь чему- то противостоять- возглавь это». Суть метода, используемого в ситуациях, имеющих скорее характер увлечённости игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативного поведения, доведения его до высшей точки абсурда «Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею! Ну, ещё громче! и т. п. ». Возможны два варианта развития ситуации: либо неожиданное разрешение недозволенного и участие в нём самого взрослого вызовут удивление, смущение детей и негативные реакции утихнут сами собой, либо страсти усилятся и, дойдя до «точки» кипения» изживут сами себя. Частичное согласие – внимательно выслушать и принять претензии ребёнка; по возможности частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. «Хорошо, ты можешь играть ещё десять минут, но потом сразу надо будет ложиться спать» Привлечение союзников- заручиться реальной или воображаемой поддержкой из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. «Не кричи, пожалуйста, на тебя тётя смотрит! » «По- моему ребята тебя не одобряют. Правда? » Апелляция к жалости- при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребёнка или на его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии( огорчение, стыд) «Твои слова меня очень огорчили! » «Пожалей меня пожалуйста» Это достаточно эффективный приём в процессе общения со старшими дошкольниками. Самонаказание – предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию( «Как бы ты поступил с человеком, сделавшим то- то и то- то») В игровой форме, но самым серьёзным способом предложить ребёнку или группе составить список таких самонаказаний, и следовать им в конфликтных ситуациях. Основные требования: не должно быть физических наказаний и наказания трудом, не должны унижаться достоинство, личность ребёнка. Убеждение – прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. Выделим ряд требований нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает у детей активное неприятие: не разъяснять вполне очевидное, лучше корректно напомнить( «Мы же знаем, что это плохо») , но морализировать отвлечённо( «Надо вести себя хорошо», «Надо быть умницей») ; не убеждать в недоступном( «На занятиях надо сидеть, молча») ; не повышать тон, никогда не говорить пафосно. Особую роль в предотвращении словесной агрессии играют средства речевого этикета. Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. Речевой этикет предполагает множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса «Может быть ты всё- таки постараешься? » «Стоит ли ругаться? », использование не очень сложного намёка «Мне трудно говорить с тобой в таком тоне», «Вы мне что- то сегодня совсем не нравитесь», «Тебя так научила разговаривать Баба Яга? »- указание на нарушение детьми норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться. Часто взрослые забывают о таком важном для дошкольников элементе просьбы, как её обоснование- разъяснение, объяснение для чего необходимо выполнение или невыполнение каких- либо действий. Это делает выполнение просьбы более осознанным и комфортным. Особое место в ряду устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных. Важно постепенно обучать детей осознанному употреблению и пониманию эвфемизмов. Использованию описательных оборотов речи, перефразирования например: человек, который поступил неправильно, вместо дурак, употреблению слов с не, неправда, вместо враньё; не разговаривай, вместо заткнись. Со стороны педагога также возможны косвенное информирование, намёки( «Мне неприятно, когда я слышу такие слова») , использование приёма «смены адресата»- проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора( «Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так- то и так- то…») Итак, формирование, развитие и перевод в практический осознанный речевой план навыков эффективной коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова – важнейший момент воспитания ребёнка в семье и в дошкольном учреждении.