Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребенка
Документы для скачивания
Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»
Одним из эффективных средств, всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций является театрализованная игра. Она имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражением и самореализации ребёнка.
Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть. Данная игра помогает мне учить детей осознавать телесные ощущения и формировать эмоции познавательных процессов.
- Я хочу рассказать историю, которая приключилась со мной. Мне было грустно и одиноко, и вдруг кто-то погладил меня по спине. Вот так! (Каждого поглаживаю по спине.) Я обернулась, но никого не увидела. Немного испугалась, но кто-то сказал: «Не бойся! Я хочу с тобой подружиться» - и погладил меня по руке. Вот так! (Каждого поглаживаю по руке.) Я повернула голову и увидела маленького гномика. Он очень внимательно посмотрел на меня и спросил: «Почему ты грустишь?» А я не знала что ответить, потому что не знала, какой он – добрый или злой? Как же это можно узнать? (Посмотреть на него; спросить; поиграть)
Я так и сделала. Оказалось, что он обычный сказочный гномик. И научил меня одной интересной игре. А я научу вас. (Раздаются воздушные шары.)
Вам надо «раскрасить» стихотворение с помощью воздушных шаров и изменить голос в соответствии с образом того, о ком или о чём говориться в нём. (Поднимают шары и говорят только те, у кого соответствующий цвет.)
У котика шубка рыженькая,
У котика мордочка усатенькая,
Котик молочко пьёт,
Котик ласково песенки поёт.
(Поднимая оранжевые шары, говорят: « Мур-р! Мур-р!» и так далее.)
Щеночек беленький в ответ,
Он грозно тявкает во след.
(Тяв-тяв!)
Весёлый синий паровоз,
Вагоны дружно он повёз.
(Чух-чух!)
Вышла курочка-хохлатка,
Рядом жёлтые цыплятки,
Не ходите далеко
Строго квохчет им…
(Ко-ко-ко!)
Рыжая Бурёнка не молчит,
А вслед нам жалобно мычит.
(Му-у-у!)
Выпучив глаза, сидит,
Не по-русски говорит.
В болоте любит жить одна
И грустно квакает.
(Ква-ква!)
И если праздник,
Детвора весело кричит…
(Ура!)
- Все поднимаем вверх шары.
- Как вы думаете, злой или добрый гномик меня научил этой игре?
- А какое настроение осталось у вас после игры? Для ответа на этот вопрос выберите солнышко с эмоцией, которое соответствует вашему настроению.
Подводя итог, хочется выделить следующее, что эмоционально-социальное развитие детей должно осуществляться систематически с учётом психики детей и их возрастных особенностей.
Благодаря театрализованной деятельности были достигнуты такие результаты: дети стали более уверенными в себе, пропала скованность и неловкость, стала лучше мимико-жестовая речь и более устойчивая эмоциональная сфера.
Закончить своё выступление хочется словами польского педагога Януша Корчака:
« … Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».
Чесалкина О.А., воспитатель 1 категории