a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогическая идея "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Опубликовано: 2016-05-11 10:46:01

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Де т ский сад «Колосок» Воспитатель года- 2016 Творческая презентаци я( педагогическая идея) «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством п о знавательно- исследовательской деятельн о сти» Подготовила: Еремина Т. М. г. Ардатов- 2016 Тема мое й творческой презентации «Развитие познавательной акти в ности детей старшего дошкольного возраста посредством познав а тельно- исследовательской деятельности». Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формиров а ния познавательной деятельности и личности в целом. Подлинной приметой современной педагогики является всё более возрастающий интерес к исследовательскому обучению детей. Склонность к иссл е дованиям свойственно всем детям без исключения. Китайская пословица гласит: “Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность с а мому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ” Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Дети – это маленькие почемучки. Им всегда всё интересно, и они с большим удовольствием познают окружающий их мир. Делая опыты, дети испытывают большую радость проявляют радость от своих м а леньких и больших открытей, которые вызывают у них чувство уд о влетворения от проделанной работы. Ведь всё это для ребёнка игра. Актуальность   детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой пр о является собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Основная   цель   моей педагогической идеи – способствовать ра з витию у детей познавательной активности, любознательности, стре м ления к самостоятельному познанию и размышлению.   Задачи   1. Расширение представлений детей об окружающем мире через зн а комство с элементарными знаниями из различных областей наук. 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами- помощниками при проведении игр- экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей: 4. Социально- личностное развитие каждого ребёнка: развитие комм у никативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. 5. Развитие у детей умственных способностей. Для реализации поставленных задач необходимо: - создание условий для экспериментирования: зона" песка и воды" , разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные в и ды бумаги,  увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т. д.  - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - сотрудничество и целенаправленная работа, педагогического ко л лектива с родителями; Организуя детское экспериментирование, наблюдая за детьми я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки конспектов, с учетом возраста детей и их способностей. Процесс экспериментальной деятельности проходит в течени и вс е го дня. В свободной деятельности дети используют игры с песком, карты – схемы, вертушки для игры с ветром, рассматривание альб о мов с объектами неживой и живой природы.   На прогулке, во время наблюдения, дошкольники знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: в о ды; солнечных лучей; льда; снега; стекла, камней, например, дети з а мечают, что снег лежит и не тает, а стоит взять его в руки- п ревращается в воду. Почему? Пришли в группу начали искать отв е ты. Сделали вывод, что снег в тепле превращается в воду. В игровой деятельности дети закрепляют знания о песке. Учатся выкладывать формы из влажного песка( «День рожденья куклы М а ши») самостоятельно определять качества песка — сухой, влажный. ( «В гости к мышке) . Получают знания о свойствах воды — окраш и ваться( «Разноцветная водичка») , превращаться в лёд( «Какая разная вода») .   Выступая как партнер, в непосредственно образовательной де я тельности, вместе с детьми решаем проблемные ситуации: «Как надуть самый большой пузырь? ». Затем совместно с детьми делаем выводы.   По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются  развлечения или выставка работ: «Барашки из солен о го теста», «Картина из зубной пасты», «День рождения мыльных п у зырей». Чтобы работа с дошкольниками была эффективной, необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, для этого я пров е ла консультации: «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детское «почему? »», круглый стол на тему «Любознательность – не порок! », мастер – класс «Рисование на в о де». Для поддержания интереса у детей к экспериментированию, я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители  делятся своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада. Таким образом, я пришла к выводу, экспериментально игровая д е ятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции( анализ, синтез, классификацию, обобщение и др. ) , стимулирует познавательную активность и люб о знательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математич е ских знаний, с этическими правилами жизни в обществе. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы( воде, воздухе, солнце и т. д. , о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: