Открытое занятие "Мордовия моя- народов дружная семья"
Документы для скачивания
Развлечение для детей средней группы «Мордовия моя – народов дружная семья» Программное содержание: - закреплять знания детей о Мордовии; - развивать у детей интерес к культуре мордовского народа; - развивать в играх физические качества: ловкость, быстроту, выносливость; - вовлекать детей в активное подражание; - театрализация мордовской сказки «Как Собака друга искала»; - развивать артистичность; - воспитывать уважение к национальным традициям. Ведущий: Шумбратадо, шабат! ( Здравствуйте, дети! ) Дети: Шумбратадо! ( Здравствуйте! ) Ведущий: Скажите, дети, на каком языке мы с вами поздоровались? Ответы детей. Ведущий: Ребята, скажите, в какой республике мы с вами живём? Ответы детей. Дети читают стихи. В России средь берёзовых просторов Полянка есть – Мордовия моя. Она как песня матери, с которой, За горы уходили, за моря! Милый край! Мордовия родная! Здесь раздолье рек, лесов, полей. Для меня нет лучше в мире края Он мне всех дороже и милей. Сердцу близкий край мордовский, Ты мне снишься по ночам. В белых фартуках берёзки, Говор, смех односельчан. Ведущий: А как называется столица Мордовии? Ответы детей. Ведущий: Как называется город в котором мы живём? Ответы детей. Ребёнок: ( читает заранее подготовленное стихотворение) Где- то там, за тихой Мокшей Стоит ельник весь промокший. И люблю я всей душой Городок свой небольшой. Ведущий: Ребята, давайте поиграем в игру. Игра «Бег к реке». Содержание и правила игры: На расстоянии 10- 15 метров от «реки» чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу ведущего игроки бегут к «реке», достают со «дна» её камень и бегом возвращаются назад, отдают камень водящему. Он определяет три первых места. Игра повторятся 4- 5 раз. Ведущий: Ребята, как вы думаете, какие народы проживают в нашей республике? Ответы детей. Ведущий: Верно, в нашей республике дружно живут русские, мордва, татары и представители многих других народов. Их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семьи, дети их вместе ходят в детский сад, в школу. Но у каждого народа есть своя культура, песни, танцы, сказки. Они дошли до нас из глубокой старины. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережёт свои традиции, обычаи, свой родной язык. Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ? Ответы детей. Ведущий: Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной. Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный. Ведущий: Наше развлечение посвящено народным играм, сказкам. Ведь они, тоже часть национальной культуры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Предлагаю всем поиграть в игру. Игра «В круги» Содержание и правила игры: Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу и приговаривают: Отгадай, чей голосок, Становися в кружок И скорей кто- нибудь Своей палочкой коснись. Отвечай поскорей, Отгадать торопись! После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет угадан, он становится в круг и игра продолжается. Ведущий: Наш край богат лесами. Ребята, а какие животные живут в наших лесах? Ответы детей. Ведущий: Сейчас мы встретимся с некоторыми из них. Давным- давно в лесу жила собака, одна- одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никогда не боялся бы. Ведущий: Ребята, давайте поможем собаке. Собака решила найти друга в лесу, вот и нам нужно пойти в лес. Посмотрите, ребятки, дошли мы до опушки, в лесу снега много, нужно идти высоко поднимая колени, от этого деревца( перед детьми ставится искусственная ёлка) до следующего. Дети идут, высоко поднимая колени, перед ними идёт Собака( один ребёнок одет в костюм собаки) . Посмотрите, ребята, здесь пенёчки, идём осторожно с пенька на пенёк перешагиваем. Вдруг собачка видит запутанные следы. Собака: А вот и след зайца. Дети идут, наступая на следы, которые разложены на полу хаотично. Ведущий: Ребята посмотрите, а кто там под деревом? Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной И стоит среди зимы, Уши больше головы. Дети, давайте поиграем с зайчиком: Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так, он ушами шевелит. Дети шевелят кистями рук, приподняв их над головой в виде заячьих ушей. Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Вот так, вот так, нужно лапочки погреть. Дети повторяют за Зайчиком движения: потирают руки, хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, Зайка хочет поскакать, Вот так, вот так, зайка хочет поскакать. Дети подпрыгивают на обеих ногах. Ведущий: Подошла Собака к Зайцу и говорит ему Собака: Давай, Зайка, с тобой дружить, вместе жить? Зайка: Давай. Ведущий: Вечером они нашли местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо мышь, Собака услышала шорох, да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся. Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк. Придёт сюда и нас съест. Собака: Неважный этот друг, боится волка. А вот волк, наверное, никого не боится. Ведущий: Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать. Всюду ходит волк, волк, Он зубами щёлк, щёлк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты. Появляется Волк. Волк: Я лохматый, серый волк! Я в зайчатах знаю толк! Все они прыг да скок, Попадут мне на зубок. Собака: Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить! Волк: Что ж, вдвоём веселее будет. Ведущий: Ночью легли они спать. Мимо синичка с ветки на ветку перепрыгивала, собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку. Волк: Ах, ты такая- разэтакая! Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас. Собака: И волк боится, уж лучше мне подружится с медведем. Ведущий: Пошла она к медведю. Медведь: Я хозяин леса строгий. Спать люблю зимой в берлоге, И всю зиму напролёт Снится мне душистый мёд. Страшно я могу реветь. Кто же я, скажи? ( Медведь) Собака: Медведь- богатырь, давай дружить, вместе жить! Медведь: Ладно. Пошли ко мне в берлогу. Ведущий: А ночью собака вновь услышала какой- то шорох. Вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку. Медведь: Перестань! Придёт человек, шкуру с нас снимет. Собака: Ну и дела! И он оказался трусливым. Ведущий: Убежала она от медведя и пошла к человеку. Собака: Человек, давай дружить, вместе жить! Ведущий: Согласился человек. Накормил собаку, построил ей тёплую конуру возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это. Спасибо говорит. С тех пор человек и собака живут вместе, дружно и весело. Собака: Вот какой весёлый пляс Во дворе идёт у нас! Не стоит никто на месте, Все танцуют с нами вместе, Все ногами топают, Все в ладоши хлопают! Звучат весёлые мордовские напевы, дети пляшут.