Проект «Пожарная безопасность»
Документы для скачивания
Проект «Пожарная безопасность» Тип проекта: краткосрочный, информационный, социальный, творческий. Время реализации проекта: 16. 04. 2015 – 27. 04. 201 5 Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители. Актуальность. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что- то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе. Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии. Цель проекта. Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ; выставка детского рисунка «Пожар»; совместно с родителями создать плакат «Осторожно, пожар! »; презентация по данной теме. Задачи: - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения; - учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации( набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес) ; - познакомить со средствами пожаротушения; - способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар; - расширить знания детей о профессии пожарного; - воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем; - развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные; - привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте; - формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности. Этапы проекта. Подготовительный этап: - Подбор детской художественной литературы для чтения детям; - Подбор дидактических игр; - Подбор материала для проведения опытов и экспериментов; - Подбор сюжетных картинок и иллюстраций; - Оформление папки – передвижки для родителей «Осторожно, пожар! »; - Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Основной этап: 1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности: - «Легенда о Прометее»; - «Почему огонь полезен и опасен? »; - «Беседа о труде пожарных»; - «Эти предметы таят опасность! »; - «Спички детям не игрушка»; - «Знает каждый гражданин, этот номер 01». 2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций. 3. Дидактические игры: - «Раньше и теперь»- «Горит – не горит»- «Что нужно пожарным? »- «Диалоги по телефону»- «Какой бывает огонь? »- «Опасно – не опасно»- «Подбери определения к слову пожарный» 4. Сюжетно- ролевые игры: - «Мы – пожарные! »- «Пожарные спешат на вызов» 5. Театрализованная игра- драматизация сказки «Кошкин дом» 6. Подвижные игры и соревнования: - «Пожарные на учении»- «Кто быстрее потушит пожар? »- «Огонь в очаге»- «Огненный дракон»- «Вода и огонь»- «Птички в беде»- «Хозяин озера» 7. Чтение художественной литературы детям( заучивание стихов, загадывание загадок по теме) : - Б. Житков «Дым», «Пожар»- Д. Орлова «Как Стобед хотел напугать волка»- С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»- К. Чуковский «Путаница»- Г. Остер «Вредные советы»- Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Саламандра – повелительница огня»- П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»- стихи О. Вациетис «Спички», «Новый год»- стихи Е. Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»- литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме 8. Проведение опытов, экспериментов: «Опасная свеча»( знакомство со свойствами огня) 9. Экскурсия по детскому саду( знакомство с местом положения огнетушителей) ; к пожарному щиту с песком; к пожарному водоему. 10. Детские рисунки на тему «Пожар! », «Пожарная машина», лепка «Пожарные собаки». Заключительный этап: - Выставка детских рисунков на тему «Пожар»; - Создание семейного плаката о пожарной безопасности; - Презентация «Пожарная безопасность» «Дым» и «Пожар»( беседа с детьми по рассказам Б. Житкова) Цели: познакомить детей с рассказами Б. Житкова «Дым» и «Пожар»; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из- под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду. Ход беседы: 1. Воспитатель обращает внимание детей на книгу рассказов Б. Житкова «Помощь идет» и, в частности, на два произведения — «Дым» и «Пожар». Интересуется мнением ребят о разворачивающихся там событиях. 2. Предлагает детям еще раз внимательно послушать рассказы, чтобы после прочтения побеседовать о героях произведений. Чтение произведений. 3. Беседа по содержанию рассказов. Примерные вопросы к беседе: — Что случилось с мальчиками из обоих рассказов? — Как вы считаете, в чем заключалось их неправильное поведение? — Как нужно правильно вести себя в таких ситуациях? — Как пожарные боролись с огнем? — В обоих рассказах мальчики испугались, а как вы думаете, боятся ли огня пожарные? Объясните, почему вы так считаете. — Как можно назвать пожарных, которые, рискуя своей жизнью, спасают погибающих в огне людей? 4. Итог беседы: — с огнем играть строго запрещается; - в случае пожара люди не должны прятаться, чтобы пожарным их было легче найти; - пожарные — смелые, сильные и добрые люди. Все окружающие уважают их за это. «Рассказ о неизвестном герое»( чтение поэмы С. Маршака) Цель: сформировать у детей осознание того, что огонь может быть очень опасным, если с ним неумело или небрежно обращаться. Объяснить ребятам, какой поступок можно назвать героическим; продолжить закреплять умение детей формулировать и высказывать свое мнение по поводу прочитанного и пересказывать события, описанные в произведении. Примерные вопросы к беседе: — Как вы думаете, от чего мог случиться пожар? — Что привлекло его внимание? — Какие трудности он испытывал, добираясь до девочки? — Как вы считаете, каким был этот парень и почему? — Подумайте, что каждый из вас сказал бы этому парню при встрече? «Как Стобед хотел напугать волка, а сам чуть не сгорел»( чтение и обсуждение рассказа Д. Орловой) Цель: познакомить детей с новым произведением на пожарную тематику. Помочь осознать, что огонь может принести большой вред, если с ним обращаться неумело, а детям категорически запрещается играть со спичками. 1. Вводная беседа. Примерные вопросы к беседе: — Что такое огнеопасные предметы? — Какие огнеопасные предметы вы знаете? — Кому можно и кому нельзя ими пользоваться и почему? 2. Чтение сказки. 3. Беседа по содержанию произведения. Примерные вопросы к беседе: — Как звали главного героя сказки? — Почему у него такое необычное имя? ( Рассуждение детей. ) — Как случилось, что мальчик оказался в больнице? — Как вы думаете, что понял и решил для себя Стобед? — Какое место в сказке показалось вам самым страшным и почему? Воспитатель. Расскажите сегодня вечером эту сказку своим родителям, а чтобы вы что- нибудь не забыли, я прочитаю ее вам еще раз. 4. Повторное чтение сказки. Беседа, диалоги, рассказы о пожарной безопасности на тему «Что делать, если? . . » Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности. Учить рассуждать и делать выводы. Воспитатель. Ребята, представьте себе ситуации, которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях. Итак, что делать, если: — бабушка забыла выключить утюг; — сестра оставила сушить белье над зажженной плитой; — папа оставил кастрюлю на включенной плите; — в квартире зажгли бенгальские огни; — украсили елку игрушками и зажгли на ней свечи; — если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете? Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду Цель: дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду. Воспитатель в повествовательной форме рассказывает детям о том, какие противопожарные меры предприняты в детском саду. План рассказа 1. Что за приборы прикреплены к потолку во всех помещениях детского сада? ( О пожарной сигнализации и о том, как она работает. ) 2. Что надо делать в случае срабатывания пожарной сигнализации. ( Небольшой инструктаж. ) 3. Что за предметы красного цвета находятся в коридорах у стен? ( Об огнетушителях и их назначении. ) 4. Что такое марлевая повязка? Зачем она нужна и как ей пользоваться? ( Следует попрактиковаться в их надевании и напомнить, что старшие дети должны помочь малышам. ) Загадки из спичечного коробка( Литературная викторина) Цель: развивать у детей словесно- логическое мышление и умение устанавливать причинно- следственные связи в поиске ответов на загадки. Закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека. Воспитатель «случайно» находит на своем столе большой спичечный коробок и предлагает ребятам вместе посмотреть, что в нем находится. Открыв его, дети видят стопку карточек с загадками. Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, о чем или о ком могут быть загадки из спичечного коробка. Воспитатель читает загадки, на которые дети дают обоснованные ответы. После ответа детей на четвертую загадку воспитатель делает заключение об опасности такого явления, как пожар, и о том, как люди борются с ним. После восьмой загадки он напоминает ребятам, что же такое пламя и как оно может возникнуть, а после последней, двенадцатой, загадки помогает воспитанникам сделать вывод о существовании полезных качеств у огня. 1. Беда! Беда! Беда! Беда! ' Бегите все скорей сюда! Кругом и огонь, и дым, и угар. В соседней квартире случился. . . ( пожар) . 2. У машины синий глаз Вдруг включился ярко. Как завоет, завизжит, Пропустить вперед велит. Кто б из вас сейчас сказал, Как зовется тот сигнал? ( Сирена. ) 3. Загудела, прилетела И взялась скорей за дело. Поливала, поливала. Все! Опасность миновала. ( Пожарная машина. ) 4. С огнем бороться мы должны. С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? ( Пожарники. ) 5. Она о тесный домик свой Лишь почесалась головой. И сразу — словно не жила — Сгорела, бедная, дотла. ( Спичка. ) 6. С языком, а не лает, Без зубов, а кусает. Все ест — не наедается. А как попьет — сразу умрет. ( Огонь. ) 7. Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова, Может, час, а может, два. Ты его рукой не тронь: Искусает всю ладонь. ( Огонь. ) 8. Вьется, извивается, В небо устремляется. К тучам тянется чудак, Не дотянется никак. ( Дым. ) 9. В избе — изба, На избе — труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идет. ( Печь. ) 10. Черный конь П рыгает в огонь. По огню гуляет, Искры выбивает. ( Кочерга. ) 11. Голова огнем пылает. Тело тает и сгорает. Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. ( Свеча. ) 12. На привале нам помог: Суп варил, картошку пек. Для похода он хорош, А с собою не возьмешь. ( Костер. ) Дидактические игры «Диалоги по телефону» Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы. Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе и с дежурными экстренных служб. Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации( 3—4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. «Раньше и теперь» Цель: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. Расширять и систематизировать знания о пожарной безопасности. Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня. 1. Как узнать и сообщить о пожаре? Что делали раньше Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар. Как поступают сегодня Звонят по телефону 01. 2. Как пожарным добраться до пожара? Что делали раньше На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара. Как поступают сегодня На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете. 3. Какая одежда( экипировка) у пожарных? Что делали раньше Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки — брезентовые рукавицы. Как поступают сегодня Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищают комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор. 4. Какими средствами тушат пожар? Что делали раньше Ручным насосом, топориком, ломом, багром. Как поступают сегодня Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями. «Горит — не горит» Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответное действие. Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие. Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель — в центре. Педагог называет какой- либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество негорючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее — отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним. ( Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина и др. ) «Что нужно пожарным? » Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики. Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного. Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее остальных отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки. «Если возникнет пожар» Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение- загадку. Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем. Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком( или большим мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик обратно воспитателю. * * * Этот шар в руках недаром. Если раньше был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар — Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди, Где взовьется в небо шар, Там везде грозить нам будет Злой, безжалостный. . . ( пожар) . Раз, два, три, четыре — У кого пожар в. . . ( квартире) ? Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил. . . ( утюг) ? Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над. . . ( газом) ? Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег. . . ( листву) ? Дым увидел — не зевай И пожарных. . . ( вызывай) . Помни, каждый гражданин — Этот номер. . . ( 01) ! Подвижные игры «Огонь в очаге» Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту. Один из игроков изображает Огонь( в полумаске) . Он выходит из своего жилища — очага и ходит вокруг остальных игроков. Огонь. Я — Огонь, меня не тронь! Игроки( в ответ) Ты зачем ушел из очага. Превратился к нашего врага? Огонь Я, Огонь — ваш друг и враг. Со мной не справится никак. После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга. г де живет Огонь, и бегают на его территории. За кругом ловить детей запрещается. Если Огонь поймал своим пламенем»( кто нарушил покои его очага) , то превращает ею в Уголек и сажает в свой очаг. Тот, кто остается не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь. «Огненный Дракон» Цели: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость. Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый круг говорят: «Огонь- дракон, уходи вон! » Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами( «язычками пламени») , игроки разбегаются. Дракон Языки огня все ближе, ближе. Нагибайтесь ниже, ниже! Все игроки увертываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те, кого не задел, возвращаются в круг. «Вода и огонь» Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы между мальчиками и девочками. На расстоянии 10 м друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки( Вода) , у другой — мальчики( Огонь) , ведущий между ними. По команде «Огонь! » мальчики ловят девочек, по команде «Вода! » девочки ловят мальчиков( тушат пожар) . Осаленные переходят в команду соперника. «Хозяин озера» Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе: совершенствовать координацию движений. На расстоянии 10—15 м от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу ведущего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими ведерками. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар( в условном месте) . Только один раз в сутки, когда хозяин спит, можно зачерпнуть воды. Водящий при этом считает до пяти. Злой хозяин начинает засыпать( он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера и храпит) . В момент неожиданного просыпания хозяин ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера. «Птенчики в беде» Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировка в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему. На площадке чертится несколько кругов, в них гнезда с птенчиками( детьми) . Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры Пламени( красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих( юных защитников леса) — поймать на лету ленточк и- «искорки», чтобы они не попали в гнезда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены. Экспериментирование «Опасная свеча» Цель: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня. Развивать умение наблюдать, делать выводы. Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка. Воспитатель: Нам без доброго огня Обойтись нельзя ни дня. Он надежно дружит с нами: Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя поднимает словно флаг. Нам огонь хороший нужен. И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет! Воспитатель проводит беседу с детьми. Примерные вопросы к беседе: — Кто развел костер? — Что вы делали у горящего костра? — Вы любите смотреть на пламя костра? — Вы были у костра одни или со взрослыми? — Что вы сделали с костром перед уходом? Ребята, представьте себе, что к мам прилетели инопланетяне. Как вы думаете, удивились бы они, увидев пламя костра? Я думаю, что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь? - Ребята отвечают утвердительно. Костра в помещении мы, конечно же, разводить не будем. Но посмотрите, что это у меня? ( Показывает свечу. ) Дети называют предмет. Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? ( По цвету, высоте. ) Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня. А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя? Ребята делятся своими результатами наблюдения: — внутренняя часть пламени самая светлая; — средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг; — внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет. А сейчас мы узнаем, какая часть пламени самая горячая? Опыт 1 Воспитатель. Сейчас я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить. ( Необходимо повторять действие со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и не сделают вывод, что из трех частей пламени самая горячая — верхняя. ) Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете, что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру, гвоздь сделан из железа, стол из. . . Дети( подсказывают) . Д ерева. Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и назвать вещества, из которых они состоят. ( Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр. ) Ребята, свеча, которую мы только что с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи — мы сейчас узнаем. Опыт 2 Воспитатель. Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд подставляю ее донышко в верхнюю часть пламени. ( Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи. ) Посмотрите, донышко осталось чистым. ( Показывает дно чашки. ) А теперь я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. ( Снова показывает дно чашки. ) Воспитатель помогает детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит частички сажи, и сообщает, что как раз они и делают пламя таким ярким и красивым. Опыт 3 Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? ( Наводящими вопросами обращает внимание детей на то, что она сухая, прозрачная. ) А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечку. Смотрите внимательно. Скажите, что- нибудь изменилось? Дети. Появились капли воды на стенках. Стенки банки запотели, а свечка погасла. Воспитатель. Может быть, вы догадались, почему это произошло? Дети приходят к выводу, что огню не хватило воздуха. Правильно, ребята. Оказывается, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где- то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? ( Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и вследствие этого пламя гаснет. ) Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали, проводя опыты с огнем. Дети. Пламя состоит из трех частей. Самая горячая часть пламени — верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух. Огонь могут разжигать только взрослые. Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам будет что рассказать и инопланетянам, и своим друзьям, и своим родителям! 0. Вациетис Не имей такой дурной Привычки – В домик нос совать, где дремлют Спички! Потому, что спички - Не синички, Может пламя вылететь Из спички, Так что пусть уж спят они В кроватке. Но не надо щекотать им Пятки, Потому, что из- за этих Пяток В доме может вспыхнуть беспорядок И такое- ах! – Столпотворе н ье. Что сгорит мое Стихотворенье! Н овый год 0. Вациетис Возле елки в Новый год Водят дети хоровод: Здравствуй, здравствуй, елочка, Колкая иголочка! Нас порадуй, поспеши. Почему- то не идет Коля к детям в хоровод Почему- то он сердит И в углу один сидит. - Встань- ка в круг скорее, Коля! Чем ты, Коли, недоволен? Видишь, Коля, Дед Мороз Елку из лесу принес, Говорит друзьям Николка И при этом хмурит взгляд; - Почему на нашей елке Свечи нынче не горят? С ними праздник веселей. Эй! Сергей! Зажги скорой! Взял Сережа коробок. Вспыхнул хитрый огонек. Огонек на елку прыгнул, Изловчился, спичку выгнул. «Хлоп»- и вспыхнула хлопушка. «Хлоп»- еще горит игрушка. «Хлоп»- и нет уже Снегурки. Шишки тлеют, как в печурке. Вместо снега тлеет вата, В страхе мечутся ребята, Дым валит со всех сторон, Стойте, где здесь телефон? СПИЧКА- НЕВЕЛИЧКА Е. Харинская Кто, ребята, знает Вову? Драчуна, лгунишку, реву? Он при маме из дверей – Спички в руки, руки в брюки И на улицу скорей. Вот он влез на сеновал. Заглянул потом в подвал, С крыши прямо на чердак – Запустенье здесь и мрак. . . И чего тут только нет: Чей- т о старый табурет, Доски, ящики, кадушки, Веники, щепа и стружки. . . Он позвал своих друзей: «Шурка! Витька! Поскорей! Вот играть- то где, ребята! Чур, девчонок звать не надо. Может, нам костер разжечь. , . Стружки нечего беречь. Поиграем, а потом Все затушим и пойдем», Дал приказ он Шуре с Витей: «К середине все гребите, Соберите в кучу сор. Мы зажжем сейчас костер». Красной струйкой завелось, Поскакало, понеслось. Больше пламя, выше пламя! «Ой, боюсь, сгорим мы сами! ». И ребята со всех ног Наутек. . . Ростом спичка невеличка. Не смотрите, что мала. Эта маленькая спичка Может сделать много зла. Крепко помните, Друзья, Что с огнем шутить нельзя! СЕРЕЖА Е. Харинская И папа, и мама Сережу бранят, Со спичками сыну шалить не велят. Однажды он спичку стащил со стола. Она загорелась, его обожгла. Заплакал Сережа, а папа сказал: - Вот видишь, огонь и тебя наказал, Кусаются спички, их трогать не смей! А тронешь еще раз- укусят больней! Сережа тихонько на палец подул, Сережа пытливо на папу взглянул: - Я больше не буду, но ты объясни, А вас почему не кусают они? А папа сказал; - Нас спички боятся, Мы знаем, как надо с огнем обращаться. И спички не трогает больше Сережа.