Проект "Животные Севера"
Документы для скачивания
Тема проекта: «Животные Севера» Цель: Обобщать знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации экологического проекта «Животные холодных стран». Задачи: Образовательные: Обобщать знания детей о животных и птицах севера. Учить понимать образный смысл загадок. Развивающие: Развивать интерес к жизни животных и птиц севера; слуховое и зрительное внимание, мышление; речь детей, обогащать их словарь словами: север, льдина, морж, ласты, нырять, важенка, тюлень, тундра, белек. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным севера; любознательность, сочувствие, любовь к песням, стихам, сказкам. Образовательная область Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие Просмотр презентаций «Где живут белые медведи», «Северный олень». НОД «Путешествие на Север», «Знакомство детей с климатом и природой Арктики и тундры». Открытое занятие «Животные Севера». Исследовательская деятельность: Нахождение местообитания животных холодных стран на карте. Могут, ли встретится, белый медведь и пингвины? Оригами «Пингвин». Речевое развитие Чтение эвенкийской сказки «Почему олень быстро бегает? » Чтение и иллюстрирование юкагирской сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос». Загадки, стихи о животных севера. Познавательная беседа «О белом медведе». Чтение рассказов Г. Снегирёва «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок », «К морю», «Белёк». Познавательные беседы: «Что мы называем Севером? » «Какие животные и птицы обитают в Арктике и тундре? ». Социально- коммуникативное развитие Рассматривание картины «Северные олени», альбомов, книг, журналов с иллюстрациями о животных Севера. Дидактические игры «Кто лишний», «Испорченный телефон», «Опиши животное по схеме», «Большой маленький», «Разрезные картинки – Животные севера». Выставка книжек раскладушек с информацией, стихами, загадками о животных холодных стран. Художественно- эстетическое развитие Аппликация «Пингвин на льдине». Рисование «Северные олени». Лепка из глины «Белый медведь». Коллаж «Обитатели Севера». Выставка рисунков «Животные севера». Физическое развитие Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Белые медведи», «Тюлени». Актуальность проекта: Дети недостаточно дифференцируют понятия животных Севера, неуверенно используют обобщающие понятия. Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы. Сроки: две недели. Продукт проектной деятельности: - Выставка книжек – раскладушек, изготовленных совместно с родителями, содержащих информацию о животных и птицах холодных стран, загадки, стихи. - Выставка рисунков, коллажа. - Выпуск газеты по итогам проекта «Животные Севера». Планируемые результаты: Ребёнок узнает: животных холодных стран, внешний вид, место обитания, образ жизни. Ребёнок будет уметь: отгадывать загадки, собирать разрезные картинки. Ребёнок будет воспитывать в себе: доброе, бережное отношение к животным севера, любознательность. План проекта: 1 этап( подготовительный) - Проведение опроса на тему «Животные Севера». - Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта. - Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий. 2 этап( реализация проекта) СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА 3 этап( заключительный) Анализ и обобщение результатов. Составление отчета о проделанной работе. Подготовка презентации проекта. Итоговое мероприятие- открытое занятие «Животные Севера» Приложения Отчего у белого медведя нос чёрный»( юкагирская сказка) Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из- за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели! В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись- он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать. Пришёл. Тут- то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше! «Почему олень быстро бегает»( эвенкийская сказка) . В давние времена это было, когда Хэвэки заселил, Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда- сюда ходили по земле и мох- ягель из- под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли. . . Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали. Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им: — Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите. И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут. И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят. И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли- шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко- далеко. . . Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать. Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит. . . Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен. . . » Г. Снегирев « Пингвиний пляж». Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж. Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей! Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что- то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: « Карр! . . Каррр! . . » Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок. Вдруг слышу, сзади кто- то танцует. У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать. Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься. Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, — думаю, — повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали». Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался. «Отважный пингвинёнок ». Г. Снегирёв Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море. Г. Снегирев «К морю». Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот — и вниз, за ним второй, третий — и покатились. . . Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные. Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать! «Белёк». Геннадий Снегирев. Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо. — Стой! Стой! Кто- то за бортом! — закричал я. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине. Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя. Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы. Положили белька на палубу и поплыли дальше. Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал- поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше. Загадки. Ночью ухает: «Ух – ух! » Съем любого, кто лопух. Догоню, когтями – цап! Утащу и съем во льдах. У меня желты глаза, Перья тонки, белы, Клюв короткий и кривой – Я охотник смелый. ( Полярная сова) . Длинный мех бел, как снег. Ест тюленей и рыб на обед. Он отличный пловец И заботливый отец. Трёхметровый великан, Весит тыщу килограмм! И в любую непогоду Спрячет деток он в берлогу. ( Белый медведь) . В океане тёмно – синем, Лапой выудив моржа, На полярной скользкой льдине Я дрейфую не дрожа. ( Белый медведь) . В бурном море поохотясь, С белой пеной на боках Из холодных вод выходим Мы на ластах и китах. ( Моржи) Толстый в складку богатырь В ластах и безухий. Ковыряет с дна морского Раковин покушать. У него клыки, как сабли, Мех короткий, но густой Угадайте – к а ребятки, Что за богатырь такой. ( Морж) Шерсти я имею мало, Но среди полярных льдов Жир меня, как одеяло, Бережёт от холодов. ( Морской котик) Хвост поджав, во льдах ночую, Выношу мороз любой. Я по северу кочую В тёплой шубе голубой. ( Песец) Что за хищник за такой, С шерстью бело – голубой? Хвост пушистый, мех густой, В норы ходит на постой. Птицы, яйца, грызуны Для него всегда вкусны. На лису похож немного, Тоже псовая порода. ( Песец) Корешки морошки гложем, Мох грызём в конце концов. Но без тундры жить не можем, Хоть пугаемся песцов. ( Лемминги) . Олень от них убегает – А они не отстают. ( Нарты) Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга( Олень) Раскидистые ветки Ношу на голове. На Севере холодном Приходится жить мне. Лишайник, мох и травку Весной и летом ем. Зимой людей на санках Вожу на радость всем. ( Олень) Утоляем голод мхами… Пусть укрыла их пурга, Как лопатами, рогами Разгребаем мы снега. ( Олень) . В ночь беззвёздную до чума Кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, Если в тундре бездорожье? ( Олень) Радость пастуха оленевода На четырёх палочках стоит, Обсохнет – за мамой побежит. ( Новорождённый оленёнок) Она, как снег, от солнца прячется. А мышки – от неё. ( Сова) Летом- меховые, зимой берестяные. ( Рога оленя) Игра «Важенка и оленята» На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой( на другом конце площадки) . На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею – оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно. . . Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины. Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет! » оленята и важенки убегают в свои домики( круги) . Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. «Белые медведи» Описание игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю! » — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого- нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь! ». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем». Правила игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь» Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю! » — и бежит ловить «медвежат» Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих, «медведь» Поймав кого- нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь! » «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат» Когда будут переловлены все «медвежата»- игра заканчивается Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем» Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из- под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь» При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра «Волк и олени» Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк! » волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу( рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать( коснуться) . Пойманного волк отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком. Игра «Охота на куропаток» Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать( вышки, скамейки, стенки и т. п. ) . На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники! » они улетают( убегают) и садятся на ветки( взбираются на возвышения) . Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух- трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.