a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Лексическая тема "Насекомые" (картотека). Шумилина Н.Н

Опубликовано: 2016-05-14 18:17:24

Документы для скачивания

Пальчиковая гимнастика:   Прилетела к нам вчера( Машут ладошками)   Полосатая пчела, ( На каждое насекомое загибают пальчик)   А за нею шмель- шмелёк   И весёлый мотылёк,   Два жука и стрекоза,   Как фонарики глаза. ( Делают колечки и подносят к глазам)   Приходили муравьи   И травинку принесли.   Пожужжали, полетали, ( Машут ладошками)   От усталости упали. ( Роняют ладони на колени)   Паучок бежал по ветке( " бежим" пальцами правой руки по предплечью левой)   А за ним бежали детки( наоборот)   Дождик с неба вдруг полил( машем ладонями вниз)    Паучков на землю смыл( хлопок в ладоши) Солнце стало пригревать( руки поднимаем вверх и раскрываем ладони)   Паучок бежит опять( снова" бежим" то правой, то левой рукой по предплечьям)   А за ним бегут все детки,    Чтобы погулять по ветке( " бежим" по голове) . Села пчелка на цветок, Пьет она душистый сок( вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое- пальцем левой руки) «Один – много»   Жук – жуки  Бабочка –  Муха-   Божья коровка –  Муравей-   Комар –  Кузнечик-   Стрекоза –  Насекомое-   Ус –  Крыло- Улей –  «Что делает? – Что делают? »   Жук летает – жуки летают   ползает – ползают  пищит — пищат  опыляет – опыляют  жалит — жалят  ест – едят  жужжит — жужжат вылезает – вылезают улетает — улетают  кусает – кусают  работает — работают  «Четвертый лишний»  ( назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что») Муха, муравей, грач, пчела. Стрекоза, жук, гусеница, собака. Паук, голубь, синица, сорока. Бабочка, таракан, муха, комар. Тля, моль, пчела, гусениц Новая лексика Существительные: жук,     стрекоза,     муравей,      комар,     оса,     пчела,     муха,      гусеница,   куколка, личинка, во домерка, шмель, бабочка, пыльца, бабочка, божья коровка, кузнечик, насекомое; г олова, усы, туловище, лап ки, крылья, жало, глаза, брюшко, пыльца, улей, нектар, муравейник Глаголы: летать,      виться,      порхать,      парить,      нестись,      зимовать,   копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться, ползать, трудиться, опылять, зарываться, кусать, жалить, пищать, стрекотать, вредить Прилагательные: быстрый,      трудолюбивый,      веселый,      проворный,      дружный,   заботливый, к расивый, разноцветный, жёлтый, мохнатый, блестящий, чёрный, корич невый, яркий, лёгкий, вредный, полезный. .   « Подбери словечко»   Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая …  Муравей –  Пчела – Комар –  Божья коровка –  Майский жук –  Кузнечик –  Стрекоза – « Подбери словечко» Бабочка что делает? – летает, опыляет, прячется …  Муравей –  Пчела –  Комар –  Божья коровка –  Майский жук –  Кузнечик –  Стрекоза – «Скажи ласково»   Муравей – муравьишка   Стрекоза-   Жук –  Усы-   Муха –  Крылья-   Комар –  Глаза – «Насекомые- великаны»  ( образование существительны х с увеличительными оттенками) Не паук, а. . . паучище муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка « Чей? »  ( образование притяжательных прилагательных) У комара писк- комариный У пчелы мед- . . . У муравья лапка- . . . У шмеля жужжание- . . . У таракана усы- . . . У паука паутина- . . . Составь предложение из слов: Цветок, села, на, бабочка. По, ветка, ползает, гусеница. Листок, под, жук, спрятался. Червяк, из, выползает, земля.   Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.   Паутина, муха, в, попалась. Игра   «Улитка» Цели:     развивать     чувство     ритма,      работать     над     чёткостью   дикции. Развивать общую моторику. ХОД    игры.     Воспитатель     предлагает     на     каждую     строчку   стихотворения делать два удара мяча об пол. Улитка, улитка, Шагаешь ты не прытко: От калитки до меня Проползёшь четыре дня.                                  Я. Аким Игра «Насекомые» Цели:     развивать     зрительное     и     слуховое     внимание,      память,   совершенствовать мелкую моторику. Ход     игры.     Воспитатель     предлагает     детям     прослушать   стихотворение( можно сочетать чтение стихотворения с показом картинок) ,      а     затем     нарисовать     насекомых,      которых     дети   запомнили.   Слушай и запоминай, Насекомых называй. Муравей, пчела, оса, Бабочка и стрекоза. А   теперь бери тетрадку, Нарисуй всех по порядку.                                   С. Чешева Игра «Сосчитай- ка» Цели:     формировать     грамматический     строй     речи,      учить   согласовывать существительное с числительным в роде, числе ипадеже. Ход игры.     Игра проводится с мячом по кругу.     Воспитатель   начинает счёт, дети продолжают( от 1 до 10) . Например: Один     маленький     комар,      два     маленьких     комара,      три   маленьких комар. . . десять маленьких комаров. Слова:     надоедливая     муха,      трудолюбивая     пчела,   разноцветная бабочка и т. п. Игра «Какие насекомые спрятались на картинке? » Цели:     развивать     зрительное     внимание;      формировать   грамматический     строй     речи,      учить     правильно      употреблять существительные в форме винительного падежа единственного   числа. Ход     игры.     Воспитатель     предлагает     детям     внимательно   рассмотреть    картинку    и назвать,      кого    они на ней видят.     Дети должны отвечать полным предложением. Например: Я вижу на картинке стрекозу, кузнечика. . Игра «Назови ласково» Цели:     формировать     грамматический     строй     речи,      учить   образовывать     существительные     с     использованием   уменьшительно- ласкательных суффиксов. Ход игры.     Игра проводится с мячом.     Воспитатель называет   насекомое     и     бросает     мяч     ребёнку.      Задача     ребёнка     назватьнасекомое «ласково». Например: муравей — муравьишка комар — комарик гусеница — гусеничка пчела — пчёлка жук — жучок Диалоги Цели:   развивать общие речевые навыки( речевое дыхание,   чёткость дикции, интонационную выразительность речи) . РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ Меня ужалила пчела. Я закричал: — Как ты могла? Пчела в ответ: — А как ты мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь мне он был уж- жжжжасно нуж- жжен: Я берегла его на ужин.                          М. Боровицкая МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК — Мотылёк, мотылёк, Сядь   поближе на цветок, — Я не сяду на цветок, У   тебя в руке сачок. — Мотылёк, мотылёк, Я тебя   ловить не стану. Подойду   поближе, гляну, Посчитаю,   сколько ног У тебя, мотылёк. — Я и сам могу считать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять. . . Сосчитаю, сколько ног, Без тебя, мой дружок.                             И. Иованович- Змай Игра «Почини слово» Цели:     развивать     слуховое     внимание,      совершенствовать   навыки слогового анализа и синтеза. Ход игры.   Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл»   слова, и предлагает их восстановить. Например: ХА- МУ — муха РА- ВЕЙ- МУ — муравей ЛА- ПЧЕ — пчела МАР- КО — комар ЧОК- ЖУ — жучок ЗА- СТРЕ- КО — стрекоза Игра «Поймай звук» Цели:   развивать фонематическое восприятие. Ход игры.     Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети   должны     хлопнуть     в     ладоши,      если     этот     звук     в     слове     есть,   и определить,     где он находится( в начале,     в середине или в конце   слова) . Например: Звук[ м] : комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей. Звук[ к] :     гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза,   муравей.    Игра «Весёлые звуки» Цели:     совершенствовать навыки фонематического анализа и   синтеза. Ход     игры.     Воспитатель     выставляет     перед     детьми     звуковые   схемы     слов     и     картинки.      Дети     должны     соотнести     картинку   со схемой. Картинки: муха, комар, оса. Бабочки – это насекомые с полным превращением. Их вид очень разнообразен, а их представителей можно встретить практически в любой точке планеты. Порхающая бабочка как частичка неба, упавшая на землю. Загадки про бабочку основываются на красоте, которую подарила им природа. Даже римляне говорили, что они словно цветы, сорванные ветром и парящие по небу. Наверняка вы обращали внимание на то, что у бабочек рисунок на крылышках одинаковый – зеркальное отражение изображения. Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться фруктами и мёдом. В общем, бабочки – сладкоежки. Не так давно были разгаданы некоторые загадки про бабочек. Например, некоторые бабочки в течение своей жизни вообще ничего не кушают. Представляете? Оказалось, что они живут за счёт запасов с тех времен, когда ещё были гусеницами. Бабочка ассоциируется с влюбленностью, с жарким летом, а у некоторых народов является символом бессмертия. Дарить украшения и игрушки в виде бабочек – значит желать здоровья и долголетия. Только вот у славянских народов когда- то давно считалось, что бабочки – это на самом деле души ведьм, предвестники несчастий. Муравьи – насекомые с долгой историей и фантастически высокой самоорганизацией. Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым. Существует три группы муравьев: самки, самцы и рабочие, причем распределение обязанностей, отношения между собой у них очень развиты. Эти маленькие насекомые живут своей семьей как единым целым, способны совместно решать сложные задачи и передавать информацию друг другу. Загадки про муравья уже давно волнуют ученых, ведь их самоорганизация похожа на организацию общества людей. Интересно, что в течение всего одного года муравейник полностью сменяется новыми особями, а вот их королева может жить и двадцать лет. Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. Много раз эти насекомые упоминаются в верованиях индейцев как добытчики золота, а в Библии говорится, что нет у муравья начальника, но он всё равно непрерывно работает и что ленивцам есть чему у него поучиться. Божья коровка – это на самом деле жук, просто вот с такой особенной раскраской в крапинку. Самые известные божьи коровки – те, у которых 7 черных точек на спинке. Загадки про божью коровку начинаются с первого знакомства с ней и со стишка: “Божья коровка лети на небо, там твои детки кушают конфетки”. Иногда ещё добавляют: “Всем по одной, а тебе ни одной”. Если в это время держать коровку и подуть на неё – она должна улететь, что будет означать, что она поверила в песенку. Само имя этого жука говорит о том, что наши предки считали его таинственным персонажем, даже божественным. Божья коровка борется с тлей и клещами и это очень важно. К тому же у многих народов есть поверье, что её нельзя ни в коем случае убивать, потому что это насекомое от бога. Дети часто спрашивают, от чего зависит количество черных пятнышек на красной спинке? Нет, не от возраста, как часто отвечают родители. Количество зависит от того, какого вида коровка. А видов этих не менее четырех тысяч Пчела – летающее насекомое, близкая родственница осы и муравья. Кушают пчелки цветочную пыльцу и нектар. Нам они также известны по сладкому меду. Говоря в общем, пчелы – это те же осы и происходят, скорее всего, от них. Живут эти насекомые семьями, ищут еду и воду вместе, вместе защищают свой дом от врагов в случае необходимости, воспитывают подрастающие поколение, но есть и пчелки- одиночки. Загадки про пчелу основаны на её раскраске, на том, как болезненен её укус ну и конечно на том, что именно эта труженица приносит нам мёд. С самых древних времен пчелок уважали и почитали их труд. С ними связаны легенды и мифы у многих народов. К примеру, древние египтяне считали, что когда человек умирает, его душа превращается в пчелу. Богиня Артемида, которая была покровительницей всех животных, часто изображалась в виде пчелы. Пчела, как и муравей, является символом трудолюбия и часто она символизирует покорность и усердие. Говорят же про работящего человека “трудится как пчелка”, а это значит, что работает помногу и с отдачей. Муха – наверное, самое нелюбимое насекомое среди людей. Они постоянно где- то рядом с нами, кажется, что очень привязаны к людям. С самого детства нам говорят о том, что мухи разносят всякую заразу и лучше с ними не связываться. Да и несносное жужжание и неприятное прикосновение могут вывести из себя любого. К сожалению, наши дома – это прекрасное жилище для мух и загадки про мух, про то, как избавиться от них не оставляют в покое ученых и в наши дни. Мух очень много и в основном это заслуга их плодовитости. Буквально за месяц одна муха может создать пятьсот себе подобных. Похоже, как бы мы с ними не боролись, они не оставят нас в покое. Есть такие загадки про мух, которые интересуют инженеров по всему миру. Интересно, как летает муха. Взлетает мгновенно с любого места, скорость движения потрясающая, ну а про маневренность, и говорить нечего. Триста взмахов крыльев в минуту – это вам не шутка. О таком наши летательные аппараты пока могут только мечтать. Комар – насекомое, способное обнаружить присутствие человека с расстояния более чем двенадцать метров. Люди для этих насекомых – основная добыча. С комарами ведется постоянная борьба, ведь они не только доставляют неприятные ощущения после укуса, но и могут переносить опаснейшие болезни. При походе в лес или выезде на пикник настоятельно рекомендуется пользоваться средствами защиты от насекомых и одеваться в закрытую одежду. Ведь нигде от них не скроешься. Комаров нет разве что только в Антарктиде. Загадки про комара для детей основываются на их тоненьком писке, чаще всего маленьком размере и вредном характере. Ведь если уже к вам пристанет комар, пока не укусит – не успокоится. Не стоит также и бояться комаров, наиболее опасные из них водятся в далеких тропиках, а наши немного спокойнее и безобиднее Жуки или жесткокрылые – это насекомые с полной стадией превращения, как и бабочки. Жуков больше чем других насекомых в природе. Более чем сорок процентов от всех- всех насекомых – это жуки, так что о них стоит узнать больше. Сейчас же нам хотелось бы рассказать вам загадки про жука, которые существовали у разных народов мира. Вы наверняка слышали про такого жука, как скарабей – священного жука в Древнем Египте. Этот жук – символ жизни, самовозрождения, а в наше время часто изображается на украшениях, различных тотемах и амулетах. А есть такой жук, которого зовут олень, да- да, именно жук- олень. Так вот считается, что он обладает магической силой, может защитить от болезней и недугов. А в японских нэцке жука изображают сидящим на грецком орехе и верят, что такой симбиоз приносит счастье. Про жуков написано много сказок, снято фильмов и мультфильмов. Паук – это одно из самых страшных творений природы, к которым испытывают страх как дети, так и взрослые. Однако на самом деле они не такие уж и страшные. Пауки очень широко распространены по всему свету, их тысячи видов. Кушают они насекомых или даже небольших животных, причем особенным образом: паук убивает жертву своим ядом, а затем выливает на неё свой пищеварительный сок, позже выпивая. Звучит ужасно, но на самом деле такая система потребления пищи очень удобна. Загадки про паука основаны на его умении ткать паутину. Этот материал фантастически упругий и состоит из множества деталей, которые обнаружить невооруженным глазом сложно. Однажды ученые нашли очень древнюю паутину и представьте ей уже более ста миллионов лет. Можете себе представить, насколько она прочная и долговечная? Дети часто боятся, что паук их может укусить, но это совсем не так. Пауки не нападают на людей, они могут только пытаться защищаться, многие не в состоянии даже укусить, а те несколько видов, которые могут, делают это не больнее чем комарик. В этом разделе размещены загадки про гусениц – личинки бабочек. Многие дети их боятся, но ведь нужно понимать, что именно из них со временем вырастут прекрасные бабочки. Конечно, не каждой гусенице суждено стать бабочкой. Их множество видов, они по- разному питаются и живут в разных местах, некоторые даже под водой. Но есть у них и общие черты. Все гусеницы умеют выделять шелк. При помощи него они передвигаются, а есть и знаменитые гусеницы- шелкопряды. Вот они – искусно производят шелк, который высоко ценится среди людей. Некоторые гусеницы одноцветные, но существуют такие, расцветки которых божественны. Разноцветные переливы, яркие цвета. Гусеницы – символ безмятежности и спокойствия, они всегда идут по намеченному пути, не отклоняясь ни на шаг. Стрекоза – это удивительное хищное насекомое. Она довольно большого размера с огромными глазами. Стрекозы могут очень быстро летать и хватать добычу на лету. Покушать эти насекомые предпочитают комарами или мошками. Некоторые их виды очень красивы, особенно привлекают их тонкие большие крылья и выразительные глазки. Стрекоза – символ легкомысленности и пугливости. Она очень подвижна и так как видит практически полностью вокруг себя – к ней сложно подойти. Загадки про стрекозу основываются на том, как легко и быстро она летает, на том, что рождается чаще всего в воде и на окраске во все цвета радуги. В этом разделе вы найдете только лучшие загадки про стрекоз, а если вы знаете какие- то ещё интересные загадки – вы можете прислать их нам при помощи специальной формы отправки загадок. С кузнечиками знакомы, конечно, все, в зеленой травке – зеленые кузнечики, а по дорогам скачут – бурые. Видов кузнечиков много, но все они очень похожи друг на друга. Кузнечика мы узнаем по тонким ножкам и усам, по длинным и ровным крылышкам, при помощи которых они стрекочут. А ещё здорово смотреть, как прыгают эти насекомые: подпрыгивают высоко- высоко, а потом при помощи крыльев парят в воздухе как парашютисты. Стоит только найти кузнечика и немножко его спугнуть, и вы увидите, как молниеносно он умеет скакать. Их раскраска позволяет им очень быстро спрятаться. Как и у других насекомых, существуют загадки про кузнечика. Вы можете себе представить, насколько чувствительны эти ребятки, если сидя на травинке, на полянке, они способны почувствовать незначительные колебания Земли далеко за океаном? Когда ученые до конца разгадают тайну кузнечика, мы сможем точнее предсказывать места предстоящих землетрясений. А пока мы предлагаем вам разгадать веселые загадки про кузнечика. Теплое солнышко весной разбудит шмелей – насекомых, живущих большими дружными семьями. И почти сразу же они начинают искать первые весенние цветы, чтобы подкрепиться. Есть некоторые загадки про шмеля, которые вызывают вопросы до сих пор. Например, по всем законам, шмель не может летать. Это насекомое настолько крупное, а крылья его слишком маленькие и совершенно не понятно, как же он поднимается с земли и летит. Возможно, дело в том, что его крылышки при полете описывают восьмерку, тем самым образуя воздушные вихри. Шмель – социальное насекомое с четким разграничение обязанностей внутри семьи. Шмель- домработница почти всегда находится в гнезде и прибирается там, строит новые места для жилья. Шмель- дежурный способен сообщать членам своей семьи обо всем, происходящем вокруг. Самый почетный член семьи – шмель- экспедитор. Именно эти шмели собирают еду для всей семьи. Оса – насекомое, которое известно своим жалом. Не стоит злить их или задевать, ведь укус болезнен и может проходить очень долго. Осы могут быть одиночками, а могут жить и большими семьями, в таком случае строят крепкие гнезда, в которых могут проживать до двух тысяч особей. Некоторые ученые говорят, что пчелы и муравьи – это простые разновидности ос. Интересно, что если оса защищает себя, своих сородичей или жилье, не только использует жало, но в некоторых случаях может даже укусить обидчика. Питаются осы только нектаром, но есть и особые виды- хищники, способные полакомиться даже другими насекомыми. Осы – частые персонажи детских мультфильмов и книг, ведь их раскраска довольно симпатичная и внешне они кажутся милыми, хотя на самом деле это не так. Оса – символ злости и язвительности, но женщинам в некоторых случаях приятно сравнение с осой, которое подразумевает осиную талию. Загадки про осу основываются на её полосатости и её опасном жале, они также могут довольно громко жужжать. Одно из самых нелюбимых среди людей насекомых – таракан. Эти насекомые удивительно выносливы и живучи. Целый месяц таракан может ничего не есть. Часто тараканы живут рядом с людьми и едят практически всё. Обычную еду, книжки, кожаную одежду, даже домашние цветы. На далеком Мадагаскаре живут тараканы чудовищных размеров. Представьте себе встречу с таким насекомым размером около 10 сантиметров! Тараканы заботятся о своей семье, находя еду или воду, они оставляют по всей дороге след, по которому могут ходить члены их семьи. Загадки про таракана не оставляют в покое ученых. Самая удивительная из них – это то, что эти насекомые могут прожить без головы целых две недели и умереть не от отсутствия головы, а от голода. Наши бабушки и дедушки говорят: “Была бы изба, будут и тараканы”. Однако избежать появления тараканов просто – нужно соблюдать чистоту и порядок в доме. Светлячок – это такой вид жука, отличающийся от остальных насекомых волшебным умением светиться в темноте, как маленький фонарик. Правильно называть это насекомое светляк, а не светлячок, но привычней, конечно же, второе название. Ошибка думать, что светится это насекомое просто так для красоты. На самом деле изящный свет служит элементом общения светлячков между собой. Так они передают разную информацию и обозначают своё местоположение. Светляки умеют регулировать своё свечение, а некоторые виды, собираясь вместе большими группами, могут испускать свет вспышками все одновременно. Такой удивительный эффект смотрится просто потрясающе, увидев его – не забудешь никогда. Загадки про светлячка для детей основываются на его ночном образе жизни и свечении. Ученые же пытаются понять, как он так разумно расходует энергию на свет: ведь наша обычная домашняя лампочка только 5% тратит на свет, остальное на тепло, светлячок же до 98% энергии тратит на свет. Сверчок в доме – это примета счастья и благополучия. Эти насекомые очень теплолюбивы, поэтому холодными ночами и пробираются в дома людей поближе к теплу. Издавна про сверчков ходили различные легенды и приметы. Говорилось, что по тому, как трещит сверчок, можно понять, что он предсказывает семье, в доме которой проживает. Древние индейцы собирали сверчков и готовили особый отвар, выпив который, человек получал способность также красиво петь. Хотя не очень понятно, почему так считалось, ведь стрекотание сверчка сложно назвать красивым, хотя оно и особенное. А вот в Индии есть поверье, что как только человек засыпает – его душа гуляет по дому в виде сверчка. В деревнях у бабушек и дедушек, за городом, в вечерней тишине можно слышать несмолкаемое пение сверчков вплоть до середины ночи. Оно придает какой- то домашний уют и волшебство ночи. Стихи для чтения и заучивания наизусть Девятнадцать гусениц Под листом капустным Обживали новый дом, Очень, очень вкусный. Прогрызали окна спешно Двери и ходы, конечно. Так прилежно обживали, Что свой дом совсем   сжевали. Где вчера росла капуста — Там теперь на грядке пусто.                      Т. Крюкова   МУРАВЬИ В лесу мурашки- муравьи Живут своим трудом, У них обычаи свои И муравейник — дом. Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С   утра на пост бегут бойцы, А няньки в детский сад. Рабочий   муравей спешит Тропинкой трудовой, С утра до вечера шуршит В   траве и под листвой.                                       С. Михалков Те кст дл я пересказа СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ Осенью у муравьев подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: — Что ж ты летом не собрала корму? Она сказала: — Недосуг было: песни пела. Они засмеялись и говорят: — Если летом пела, зимой пляши.                                                Л. Толстой Вопросы: Что случилось у муравьев осенью? Чего просила стрекоза у муравьев? Почему стрекоза не запасла корм летом? Что   ответили муравьи на просьбу стрекозы? Загадки про бабочку На большой цветной ковёр Села эскадрилья. То раскроет,   то закроет Расписные крылья. Червяком она была,   Только ела да спала.   Потеряла аппетит,   Смотришь- по небу летит. Модница крылатая, платье полосатое, Ростом хоть и кроха, Укусит- будет плохо. ( п чела) Шевелились у цветка В се четыре лепестка. Я сорвать его хотел- Он вспорхнул и улетел Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. Утром ползает, В полдень недвижимо, А вечером летает. Загадки про муравья В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий целый день хлопочет Кто они? Откуда! Чьи? Льются чёрные ручьи: Дружно маленькие точки С троят дом себе на кочке Я работаю в артели У корней лохматой ели. По буграм тащу бревно- Больше плотника оно. На поляне возле ёлок  Дом построен из иголок.   За травой не виден он,   А жильцов в нём миллион Мужички без топоров Р убят избу без углов. На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята В ся жизнь их связана с трудом Загадки про божью коровку Какая коровка, скажите, пока Е щё никому не дала молока? Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? С листьев тлю она съедает,   Следить за садом помогает.   Вот она взлетела ловко.   Это – Надевает эта крошка Платье красное в горошек. И летать умеет ловко Э то… Ой, что за насекомое, Пока что незнакомое? ! Вперед ползет, не пятится, На нём в горошек платьице Загадки про пчелу Домовитая хозяйка П олетает над лужайкой, Похлопочет над цветком- Он поделится медком Чудо- город- городок, Шумных домиков рядок! Целый год янтарный мёд В бочках не кончается! И всё лето весь народ Н а цветах качается. Не мотор, а шумит, Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, Как зовут её Ранним утром ей не спится О чень хочется трудиться Вот и меду принесла Работящая Если пил ты чай с медком, С ней ты хорошо знаком. Много меду собрала Работящая … Загадки про мух Осенью в щель заберётся, А весной проснётся. Не птица, а летает, С хоботом, а не слон, Никто не приручает, А на нас сама садится Кто над нами вверх ногами   Х одит- не страшится,   Упасть не боится,   целый день летает,   Всем надоедает? Ходит ходок через потолок, Всем надоедает, здоровью угрожает. А как осень придёт, Ещё и кусаться начнёт. Целый день летает, всем надоедает, Ночь настанет, тогда перестанет. Загадки про комара Летела птица,   Не крылата,   Не перната,   Носик долгий,   Голос тонкий.   Кто её убьёт,   Человечью кровь прольёт Летит, пищит,   Ножки длинные тащит,   Случай не упустит:   Сядет и укусит. Что за гость с голодным брюхом Все звенит у нас над ухом? Из цветов не пьет нектар, Покусает нас. . . Самого не видно, а песню слышно. Словно гвоздик на магнит, Он на нас бросается – Без бубенчиков звенит, Без зубов кусается. Загадки про жука Не жужжу, когда сижу,   Не жужжу, когда хожу,   Не жужжу, когда тружусь,   А жужжу, когда кружусь. Жу- жу, жу- жу, Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу. Зная твёрдо букву эту, Я жужжу весной и летом Не жужжу, когда лежу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног, да все без копыт. Тёплым днем, весною, в мае К аждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский … Загадки про паука Одежды не шью, а ткать- тку. На стене в углу мохнач, Он охотник, он и ткач. Долгорукий старичок В уголке сплёл гамачок, Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки! » Ползла букашка П о большой ромашке. Но вспорхнула второпях И запуталась в сетях. Угадайте, дети: Кто расставил сети? В тёмном уголке живёт, Шёлковую нить плетёт, Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался Он сети, как рыбак, готовит,   А рыбы никогда не ловит. Восемь ног, как восемь рук,   Вышивают шёлком круг.   Мастер знает в этом толк.   Покупайте, мухи, шёлк! Загадки про гусеницу Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать все равно не может Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет Может в яблоко залезть, А потом его же съесть: Все, что вкусно, выедает И обратно выползает Загадки про стрекозу На ромашку у ворот,                      Опустился вертолёт,  Золотистые глаза. Кто же это? ( Стрекоза) Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик Яркий мини вертолет О тправляется в полёт. Но зачем ему глаза? Да он просто … Самолётик лёгкий быстрый Н ад цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо  На ромашку у ворот О пустился вертолет – Золотистые глаза. Кто же это? … Целый день она стрекочет И молчать она не хочет: Все расскажет, все обсудит, Всех рассердит, всех разбудит. Загадки про кузнечика Прыгает пружинка- Зелёная спинка- С травы на былинку, С ветки на тропинку. Во фраке зелёном маэстро В злетает над лугом в цвету. Он — гордость местного оркестра И лучший прыгун в высоту Он зеленый, попрыгучий, Совершенно неколючий, На лугу весь день стрекочет, Удивить нас песней хочет. Целый день в траве скакал, Скрипку где- то потерял. И теперь грустит у речки Н аш зелёненький  … Загадки про шмеля Звучит труба басисто. Не трогайте солиста! Пускай садится на цветок И пьёт в антракте сладкий сок. На цветок, жужжа, садится, Чтоб нектаром насладиться, Он мохнатенький, как ель, На пчелу похожий. . Его фигура подвела – Гораздо толще, чем пчела. Полоски- словно у осы, На брюшке- капельки росы. Смотри, он плюхнулся на хмель- Большой, мохнатый, толстый   От цветка на цветок Я, жужжа, перелетаю В ыпиваю сладкий сок Словно солнышко сияю, Не- пчела, как карамель, - Полосатый, толстый Бархатный весь, а жало есть. Загадки про осу Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит- будет плохо Встреча с ней- одна беда, Нос- как острая игла, В щель забьется, вроде спит, Только тронешь- зажужжит. Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят. Те, с кем рядом я жужжала, Помнят – у меня есть жало И на брюшке полоса, Потому, что я… В   жёлто- чёрную полоску, С крыльями летает, При опасности всегда, Жало вход пускает! Г ладкая, полосатая, Крылатая, усатая, Пыльцу не собирает, И больно всех кусает! Загадки про таракана Рыжий, да не конь, Рогат, да не баран, Дома его не любят И на базаре не купят Пригаринка от горшка: четыре ножки, два рожка. П рячется по углам, Спать мешает по ночам, Неделями не питается, Как вредитель называется? Л апки волосатые, Да к тому ж усатые, Большими семьями живут, Покоя людям не дают Рыжий, да не конь, Рогат, да не баран, Дома его не любят И на базаре не купят. Загадки про светлячка Вдруг зажегся на травинке Настоящий огонёк. Это с лампочкой на спинке Сел на травку   В темноте, как лампочки, огоньки сверкают.   Что за насекомые?   Как их называют? То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый … Загадки про сверчка Целый день он спать не прочь. Но едва наступит ночь, Запоет его смычок. Музыканта звать   Погасили в доме свет – Все равно покоя нет. Ру- чу- чу да ру- чу- чок. Кто же это?   Кто за печкою поёт, Спать мне ночью не даёт? Поёт лишь по ночам и в срок за печкой старенькой. . Там сверчит под печкой кто- то Может тигр, или волчок? Не пугайся, милый, что ты Это маленький КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ: Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела …( летает) .   Майский жук ползает, а маленький кузнечик …( прыгает) . Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …( ползает) . Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …( порхает) . Маленький комар летает, а большой кузнечик…. Красный муравей ползает, а прозрачнокрылая стрекоза …. Сильный муравей ползает, а беззаботный кузнечик …. Упражнение" Бывает- не бывает" на понимание логико- грамматических конструкций. Девочка ловит бабочку. Бабочка ловит девочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. ИСПРАВЬ ОШИБКИ( Письмо Незнайки) . Муравей живет в улье. Муха плетет паутину. Комар ловит птиц. Шмели строя муравейник. Муравей вылез в муравейник. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползает над веткой. Бабочка порхает в цветком. Пчела залетела из улей. ПЧЁЛКА Села пчёлка на цветок, Опустила хоботок, Подлетает к ней   комар: —Что ты ищешь там? —Нектар. —А тебе не надоело? Не наскучило искать? —Нет! Тому, кто занят делом, Просто некогда скучать!                         Г. Ладонщиков БАБОЧКА Белыми крыльями Машет капустница. Только поднимется — Тут же опустится. Носиком водит По краю ромашки: Мёд или   чай В этой беленькой чашке?                     Г. Глушнев

Оставить комментарий: