Здравствуй, гостья-зима
Документы для скачивания
МБДОУ № 4 «Уголек» Воспитатель: Кученева Н. А. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья- зима»! Цели: Знакомство детей с поэзией- как одним из жанров детской литературы Задачи: - Продолжать развивать интерес к художественной литературе; - Помогать почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово и картины о зиме; - Активизировать словарь по теме «Зима»: пеленою, стозвоном, трескучий; - Развитие речевого творчества. Ход занятий: Сегодня у нас не обычное занятие. Сейчас Вы послушаете песню и скажите о каком времени она. Звучит песня «Три белых коня»( музыка У. Крылатова, слова А. Дербенева) . Воспитатель: Ребята о каких лошадях поется в песне, какие у них времена? Кони эти не простые, и имена у них необыкновенные. Дети: Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяца. Воспитатель: Правильно. Это зимние месяца. А какой сейчас зимний месяц? Чем славен январь? Февраль? Дети назовут приметы. Декабрь зиму начинает, год заканчивает. Январь- морозы, февраль- метели. Воспитатель: Много разных поэтов, художников воспевают красавицу зиму и у каждого она своя. Зимой, ко гда кругом белым- бело, на деревьях кружева из инея или сказочной шубы, сердце замирает от какой красоты. Стихи о зиме, о ее царствовании очень хороши. Послушаем. В этом стихотворении встретятся слова пеленою( накрывают, обволакиваю со всех сторон) . Послушайте и запомните, как поэт называет зиму. Стихотворение А. С. Пушкина Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. Что сделала зима? Какой зимний день Вы представили послушав- это стихотворение? Выберите картинку. А сейчас Вы послушаете еще одно стихотворение( отрывок) . С. л. работа. Стозвоном – многозвучие. Стихотворение Есенина С. А. «Поет зим а- аукает». Поет зима- аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Что делает зима в этом стихотворении? Как автор называет лес? А что сказано о метелице? Какой зимний день увидели Вы послушав это стихотворение? Выберите картинку. Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»( отрывок) Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы — И зима настала. Покажите картину, которая передает настроение этого поэта. Какой снег? Что стало с полем? Чем же принакрылся лес? Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковер. Физкульт минутка. За окном у нас зима. ( Разводить руки в стороны) Стали белыми дома. ( Складывают руки над головой в виде крыши) Снег на улице идет, ( Поднимают и опускают медленно руки) Дворник улицы метет. ( Покачивают опущенными прямыми руками влево- вправо) Мы катаемся на санках, ( Приседают, руки вытягивают перед собой) Пишем на катке круги, ( Убирают руки за спину, как при ходьбе на лыжах) Ловко бегаем на лыжах, ( Выполняют движение руками, как при ходьбе на лыжах) И играем мы в снежки. ( Имитируют метание) Чтение стихотворения «Я и снег» М. Дружинина. Читают дети. Белый, вкусный снег идёт, Попадает прямо в рот. Если очень захочу, Снег весь разом проглочу! И тогда что будет, братцы — На санях не покататься, Детские стихи на елку И сугробов не видать, И в снежки не поиграть, И на лыжах не побегать! Плохо будет всем без снега! Вот поэтому, друзья, Снег не съем, пожалуй, я! Воспитатель: А чем Вас порадовали зимние месяцы? ( Ответы детей) Какие правила мы должны соблюдать катаясь на горке, на лыжах, на коньках? Можно ли есть снег? Итог по ОБЖ. Сейчас поиграем в игру. Снег, какой он? ( дети передают предмет похожий на снежок) . Ответы детей( белый, пушистый, серебристый, сверкающий, мягкий, твердый, колючий и т. д. ) . За ответ получают приз- снежинку. Показ детям мнемотаблицы. Воспитатель: Посмотрите в этих картинках спрятано стихотворение. Чтение стихотворения по мнемотаблицы. Снег да снежные узоры, В поле вьюга, разговоры, В пять часов уж тьма. День — коньки, снежки, салазки, Вечер — бабушкины сказки, — Вот она — зима! . ( А. Фет) Воспитатель: А я знаю, что Вы дома сочинили стихотворение. Чтение детьми стихов. Подведение итогов занятия.