Методические рекомендации
Документы для скачивания
Введение Многие педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на э тот вопрос. Анализ опыт а работы со старшими дошкольниками показал, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать. Мышление- одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции( анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация) . Логическое мышление- это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно- следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно- действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно- образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно- логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет инте рес к учению. Логические приемы- сравнение, синтез, анализ, классиф икация, доказательство и другие- применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому- растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Актуальность данного исследования обусловлена значимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и интересом педагогов к новым формам развит ия логического мышления у детей, что в дальнейшем и позволило определить тему данной работы: «Математическая сказка как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста». Цель данных методических рекомендаций: создание условий для развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством познавательных сказок с математическим содержанием. Задачи: Способствовать формированию приемов умственных действий: ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) Разви ва ть математические представления, мышление, фантазию посредством создания сказочных ситуаций Воспитывать активную творческую личность. Значительное место по развитию у детей логического мышления в д анной работе отведено математической сказке. Сказка является эффективным средством формирования логического мышления детей старшего дошкольного возраста, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий, она им понятна и знакома. Г ерои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. Для формирования полноценных математических представлений и для развития у дошкольников логического мышления очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблем ы, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления, и на основе математической сказки формировать у детей умение составлять интересные задачки, выдумывать считалки. Математическая сказка как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Н. Я. Большунова определяет математическую сказку как «разновидность повествовательного текста, речевой жанр, который со здается воспитателем в соответ ствии с конкретными математическими задачами». Созданием математических сказок занимались и продолжают заниматься многие отечественные авторы, такие как В. В. Воскобович, Т. И. Ерофеева, Л. А. Левинова, А. Црейсен, Г. В. Сапгир, И. Токмакова, Т. А. Шорыгина и др. На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами, как Шорыгиной Е. А. , Ерофеевой Т. И. , Большуновой Н. Я. и многими другими. В математической сказке можно выделить свою особую структуру, которую выделили В. Ф. Любичева и Р. Р. Мухамедьянова: - введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты- разрушение благополучия, т. е. на рушение отношений, связей между сказо чными математическими объектами- восстановление этих отношений, связей и т. д. В содержание математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фиг урах, о времени, о пространстве, а также числа х и др. В дидактических целях часто используются про изведения, в названии которых присутствуют указания на числа( например, «Двен адцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п. ) . В качестве прие ма применяются специально сочи ненные для дошкольников стихотворения, например, С. Маршака «Весе лый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмаковой «Сколько? »; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми. С казки помогают запомнить простейшие математические понятия( справа, слева, впереди, сзади) , воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует це лый ряд математических понятий. « Колобок» познакомит с порядковым счётом, « Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических действий, ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких- либо усилий. С помощью сказки « Три медведя» легко усвоить понятие о размере. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности( " Два жадных медвежонка" , " Волк и семеро козлят" , " Цветик- с емиц ветик" и т. д. ) . Присутствие сказочног о героя в образовательной деятельности по математике придает процессу обучения яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить. Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей детей действительностью, позволяю т применять их при реше нии различных жизненных проблем. С воим конкретным содержанием математические сказки способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом бы ло 3 пирожка, а с грибами- 2. С колько всего пирожков принесла девочка своей бабушке? ». При использовании сказок в процессе формирования математических представлений основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно. И именно эта особенность сказки отвечает современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Д. А. Костикова выделяет следу ющие виды математической сказки: - понятийные сказки, которые включают основные и первичные математические понятия и термины( п риложение 1) - цифровые сказки, в которых основной акцен т делается на знакомство с циф рами( п риложение 2) - геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами( п риложение 3) - комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала, и соединяются различные математические поня тия в единое математическое це лое( п риложение 4) . Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя. Тем не менее, как показывает опыт работы со сказкой в процессе образовательной деятельности: - сказка должна быть не затянутой, а именно рассчитана на 25 – 30 минут, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток вр емени; при этом необходимо, что бы были изложены все основные со бытия и решены все цели и поставленные задачи; - иметь увлекательный сюжет, который по сво ей сути будет отвечать требова ниям детской психологии, а именно: с элементами в олшебства, необычное место дей ствия, динамичность развития событий; - иметь героев или персонажей, которые дет ям были бы понятны и интересны, доступны для понимания, и вызывали бы желание сотв орчества, участия в сказке, при этом обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет яв ляться ключевым элементом, при тягивающим внимание и легко запоминающимся. Если математическая сказка будет отвечать всем этим требованиям, то она будет органично вбирать в себя все известные педа гогические методы по развитию и воспитанию детей. Читая сказку, не следует торопить события и давать готовый ответ. Там, где ребенку предлагается помочь героям выполнить то или иное задание, необходимо сделать паузу в чтении. Воспитатель или родители, которые занимаются с детьми, направляют их поисковую деятельность. Целесообразно по ходу чтения сказки дать ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать прочитанное, анализировать все выс казанные варианты ответа, с тем, чтобы он сам видел возможность отвергнуть неверный способ решения. Работа по развитию логического мышлени я старших дошкольников с помощью математической сказки осуществляется по следующей схеме. Проводится предварительная работа с детьми, в ходе подготовки к образовательной деятельности перечитываю тся сказки детям или они слушаются в записи, инсценируется вся сказка или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается ц елостное представление о сказке, как о литературном произведении, сказка наполняется математическим содержанием. Желательно, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал и сюжету сказки, логически следовал и из неё. Несмотря на то, что задания в ходе совместной деятельности с детьми достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети о чень любят « сказочные» мероприятия, ждут их. Использую тся также и проблемные ситуации. Для формирования полноценных математических представлений и для развития логического мышления у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становиться ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения. Г ерои в таких сказках, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самосто ятельно и просят помощи у детей. Конечно, ка ждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственными участниками сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый! Совместная деятельность проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. К тому же, целесообразно и споль зование большинства заданий на смекалку и сообразительность. Завершается совместная деятельность с детьми неизменно на весёлой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто – либо из героев сказки, или же они все благодарят детей за помощь. Иногда сказочные герои дарят детям небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги, шишки и жёлуди для поделок. Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, м ожно использовать и такой вид сказочного перевоплощения, как путешествия в ходе совместной деятельности с детьми, досуги, конкурсы, К В Н( п риложение 6) . Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной за дачей. Детям в ходе путешествия предлагается преодолеть различные препятств ия. П роявляя сообразительность, дети выполняют задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости. Возможно путешествие по определённой сказке или по заданной теме, либо сказка служит местом « развёртывания сюжета деятельности детей». На пример, требуется помочь героям что- либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого- нибудь. Для этого детям предлагаются р азличные математические задания. ( Реши задачу для переправы через реку; сколько плодов на волшебном дерев е; вставь волшебное число в код; прыгай по листочкам по порядку) . Кроме того, немаловажным условием в работе по развитию логического мышления у детей при помощи математической сказки является включе ние в развивающую среду литературы математического содержания( математиче ские сказки, словесные задания) , иллюстраций к сказкам для самостоятельного рассказывания и сочинения новых сказок детьми, загадок со сказочным сюжетом, задач – шуток, ребусов, игр – головоломок со сказочным содержанием и т. д. При этом важно, чтобы математические сказки, иллюстрации к ним, игры и задания со сказочным содержанием отвечали требованиям Федерального государственного стандарта, а именно: были доступными для детей, соответствовли их возрастным возможностям и содержанию программы, были мобильными и ориентирован ными на зону ближайшего развития дошкольников. Итак, подводя итоги, с ледует отметить, что сформированные мыслительные операции у старших дошкольников являются залогом успешного обучения в начальной школе. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей основных мыслительных операций и элементов логического мышления. В связи с этим, была составлена картотека ма тематических сказок( приложения 1, 2, 3, 4) и серия конспектов( приложение 5) , а также рекомендации по рассказыванию познавательных сказок( приложение 7) , предназначенных для работы по развитию логического мышления и формированию математических представлений у детей старшей группы. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: - сформированные мыслительные операции являются условием успешного обучения детей в начальной школе- математическая сказка является эффективным средством развития основных операций мышления( синтеза, анализа, обобщения, сравнения, классификации и др. ) у дошкольников. Включаясь в обсуждение сказок, ребенок учится мыслить, выделять причинно – следственные связи и отношения, решать те или иные проблемно- практические ситуации, вследствие чего происходит активизация логического мышления и связанных вместе с ним мыслительных операций. Заключение М атематическая сказка представляет собой сложный и многогранный феномен, позволяющий в игровой и зан имательной форме решать различ ные педагогические задачи в процессе образовательной деятельности по форм ированию элементарных математи ческих представлений у детей дошкольного возраста. Целью данных методических рекомендаций было создание условий для развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством познавательных сказок с математическим содержанием. Таким образом, б лагодаря использованию сказки, у детей повы сился уровень интереса к математической деятельности, сформировалось умение устанавливать простей шие причинно- следственные связи. Дети овладели приёмами сравнения, обобщения, но уровень развития логического мышления, а именно таких операций, как анализ, синтез, конкретизация, остается недостаточно высоким. П оэтому важно вести работу в данном направлении на протяжении всего периода дошкольного детства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сказка с математическим содержанием может быть рекомендована для использова ния в совместной деятельности педагогических работников, родителей и детей, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок. А также сказка и её элементы могут присутств овать в режимных моментах( на прогулке, перед сно м, в самостоятельной деятельности детей и т. д. ) . Такое систематическое включение сказки в различные виды деятельности детей позволи т эффективнее воздействовать на математ ическое развитие дошкольников и будет являться эффективным средством формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Список литературы Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средс твами сказки: Учебное пособие. Новосибирск: Изд- во НГПУ, 2000. С. 98- 102. Гончаров В. С. Типы мышления и учеб ная деятельность: Пособие к спецкурсу. Свердловск, 1988. Ерофеева Т. И. " Математика дня дошкольников" . М. : Просвещение, 1992г. Дошкольник изучает математику. Как и где? / С ост. И общая ред. Т. И. Ерофеева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. С. 54- 64. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. п особи е для воспитателей/ Т. И. Ерофеева. М. : Просвещение, 2005. С. 36- 39. Познавательные сказки для детей 4- 7 лет. Методическое по собие/ С ост. Л. Н. Вахрушева. М. : ТЦ Сфера, 2011. С. 59- 69, 77. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных за ведений. М. : Гуманит. изд. центра ВЛАДОС, 2003. С. 157- 160. Чепрасова Е. Л. , Костикова Д. А. Математическая сказка как ср едство математического развития детей старшего дошкольного возраста/ / Актуальные проблемы педагоги ки и психологии детства: материалы Всероссийской научно- практической конференции ст удентов, 19- 25 апреля 2010 года/ ред. кол. : Н. Е Разенкова( отв. Ред. ) , А. А. Ко лтунова Л. Д. Балакай. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. С. 52- 60. Приложение 1 Математические сказки Когда это бывает? ( понятийная сказка) Поспорили однажды четыре времени суток: утро, день, вечер и ночь. - Я самое красивое время суток, - говорило молоденькое утро. - Я бужу солнышко, и оно окрашивает меня сиренево- малиновым светом. Все посте пенно оживает, набирается сил. На траве блестят капли росы. - Нет, - возражал ему деловитый день, - это я самое красивое время су ток. Солнце уже в самом разгаре. Оно дает энергию. Все бодры и радостны, за няты своим делом. А небо, какое голубое! - Вечером небо самое красивое- бордово- синее, - заявляет вдруг вечер. - Солнце постепенно садится. Все заканчивают свои дела. Ветер затихает, птицы смолкают. Приятная усталость касается всех, и приходит время для от дыха. На землю опускаются сумерки. Тут раздается хрипловатый голос мудрой ночи: - Самое замечательное небо- ночью. Как много звезд можно увидеть на нем и сколько интересного и поучительного! Вот Большая Медведица, а вот Полярная звезда. Тишина ласкает слух. Только сверчок где- нибудь поет колы бельную для тех, кто набегался, напрыгался за целый день и сейчас видит сладкие сны. Сны- такая таинственность! Они завораживают и уносят в свою далекую страну. Так сидели, пили чай и хвастались друг перед другом времена суток. Но вдруг раздался звонок в дверь, и вошла мама мальчика Саши. Времена Продолжение приложения 1 суток узнали ее сразу же. Они все время сопровождали ее и сына. Женщина всегда была веселой и жизнерадостной. Но сейчас ее лицо было грустным, а в глазах блестели слезы. Сашина мама рассказала, что с мальчиком приключилась беда. Злой вол шебник заколдовал ее сына, и теперь он все делает наоборот: днем спит, ут ром, когда все встают, готовится ко сну, вечером, когда уже все заканчивают работать, он только собирается вставать, а ночью, когда все спят, играет со своими игрушками. Чего только не пробовала мама, чтобы расколдовать сына. Но ничего не помогает. Посоветовала ей одна добрая старушка обратиться к временам су ток. Так она и сделала. Думали, думали времена суток и решили обратиться к вам, ребята. Чтобы снять заклятие, нужно ответить на вопросы. Давайте поможем Саше. Солнце встает, все оживает, птички радостно щебечут, цветы от крывают свои головки навстречу солнечным лучикам. Как называется это время с уток? Солнце в самом зените, жара, небо синее- синее. Звери и птицы прячут ся в тень деревьев. Когда это бывает? Солнышко близится к закату, небо постепенно окрашивается в синева то- красные оттенки, все смолкает, лишь слышится шелест деревьев, когда пролетает ветерок да в траве поют цикады и сверчки. Когда такое случа ется? Небо постепенно становится темно- фиолетовым, почти черным, солн ца уже нет, на небе появляется луна, становится свежо и прохладно. Когда такое происходит? Вы правильно ответили на вопросы о частях суток, а теперь вопросы слож нее. Как связано изменение частей суток с положением солнца на небе? Продолже ние приложения 1 Почему почти все засыпают ночью? Случайна ли последовательность нас тупления различных частей суток или это взаимосвязано между собой? Связана ли жизнь и деятельность людей с наступлением различных ча стей суток и природными явлениями, каким образом? А какое время суток больше всего нравится вам, ребята? Почему? Продолже ние приложения 1 Яблоко( понятийная сказка) Стояла поздняя осень. С де ревьев давно облетели листья, и только на вер хушке дикой яблони еще висело одно- единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит- не допрыгнешь! - Карр- карр! Смотрит Заяц- на елке сидит Ворона и смеется. - Эй, Ворона! - крикнул Заяц. - Сорви- ка мне яблоко! Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала- упало оно вниз. - Спасибо тебе, Ворона! – сказал, Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело. . . и побежало. Что такое? Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свер нувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бе жать, а яблоко за колючки зацепилось. Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда мое яблоко потащил? Остановился Ежик и говорит: - Это мое яб локо. Оно упало, а я его поймал. Заяц подскочил к Ежу: - Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел! К ним Ворона подлетела. Продолжение приложения 1- Напрасно спорите, - говорит, - это мое яблоко, я его себе сорвала. Никто друг друга не слышит, каждый кричит: - Мое яблоко! Крик, шум на весь лес. Уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону лапой лягнул. Вот тут- то Медведь и появился. Да как рявкнет: - Что такое? Что за шум? Все к нему: - Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил: - Кто яблоко нашел? - Я! - сказал Заяц. - А кто яблоко сорвал? - Как раз я! - каркнула Ворона. - Хорошо. А кто его поймал? - Я поймал! - пискнул Еж. - Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить. . . Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона. Ребята, как можно разделить одно яблоко на всех? Правильно, так Медведь и сказал: - Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. И все хором воскликнули: - Как же мы раньше не догадались! Ребята, предложите наиболее эффективные способы деления яблока на Окончание приложения 1 равные части. Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу: - Это тебе, Заяц, ты первый яблоко увидел. Второй кусочек Вороне отдал: - Это тебе, Ворона, ты яблоко сорвала. Третий кусочек Ежик себе в рот положил: - Это мне, потому что я поймал яблоко. Четвертый кусочек Ежик перед Медведем положил: - А это тебе, Михаил Иванович! - Мне- то за что? - удивился Медведь. - А за то, что ты нас всех помирил и уму- разуму научил! Каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Мед ведь рассудил справедливо, никого не обиде л. Приложение 2 Как появилось число 10( цифровая сказка) Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит: - Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок. - А я сам с пустыми руками пришёл в гости, — расстроился Нолик. Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним. На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая. - Нолик — это чудо! Вместе с тобой мы образуем число 10! — радостно закричала цифра 1. Она скорее побежала к другим цифрам и пригла сила их к себе в гости на чай. - Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, — отказались цифры. - Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в десять раз, — объяснила цифра 1. Цифры недоверчиво покачали головами, но все- таки пошли в гости. Когда все вошли в домик, цифра 1 быстро села рядом с Ноликом. Мгновенно одна чашечка чая превратилась в 10 чашек чая, а один пирожок — в 10 пирожков. - Это настоящее чудо! — обрадовались цифры, и сели пить чай. Продолжение приложения 2 Продолжение приложения 2 Семь цветов радуги( цифровая сказка) После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили: - Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, — сказал один мальчик. - Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, — сказал второй мальчик. Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться. - Что делать? Это я радугу обидел, — грустно сказал один мальчик. - Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, — предложил второй мальчик. Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала. - Я нарисую радугу, если ты, цифра 7, подаришь мне семь радужных красок, — сказал художник. Окончание приложения 2 Цифра 7 произнесла волшебное заклинание, и перед художником тут же появились краски: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая. Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга. П риложение 3 Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в поход( геометрическая сказка) Пошли однажды Круг и Квадрат в поход. Взяли с собой рюкзаки, положи ли в них еду и отправились. Шли они полем, лесом, прошли луг и оказались на пригорке. Говорит Круг Квадрату: «Посмотри, Квадрат, какое чудесное место для отдыха внизу. Давай поскорее доберемся туда и отдохнем! » Согласился Квадрат, стали они спускаться. Квадрат медленно шагает, с од ной стороны на другую ему нелегко переваливаться. А Круг катится с приго рочка быстро, обогнал он Квадрата и стоит внизу, поджидает друга и думает: «Почему Квадрат не катится так же быстро, как и я? » Ребята, почему Квадрат не может катиться? Спустился, наконец, Квадрат вниз, запыхался и говорит: «Давай, Круг, не много отдохнем, перекусим». Достали они из рюкзаков еду: у Круга фрукты и овощи: яблоки, апельсины, помидоры, а у Квадрата бутерброды. Ребята, какой формы была еда у Квадрата? Какой у Круга? Нарисуйте ее. Верно, у Круга- все круглое, а у Квадрата еда была квадратной формы. Оказывается, даже еду каждый из них предпочитал по своему вкусу. Подели лись они, пообедали, потом пить захотели. А воды с собой не взяли. Но тут увидели: вдалеке какой- то водоем блестит. Продолжение приложения 3 Ура! Это ручей, - закричал Квадрат. Да нет, это лужа, - возразил Круг. А может быть, речка? - сказал Квадрат. А, по- моему, это озеро, из него можно пить, - ответил Круг. Ребята, угадайте, какой это был водоем, если я вам скажу, что он был овальной формы? Да, это было чистое лесное озерцо. Напились друзья, и пошли дальше. Шли- шли, солнце уже высоко стоит, стало жарко, решили сделать привал, отдохнуть. Квадрат прилег на одну сторону, лежит, отдыхает. А Круг кру тится, как волчок, никак улечься не может. Тогда Квадрат предложил ему прислониться к нему, чтобы остановиться. Передохнули друзья, и пошли дальше. Идут, уже стало совсем темно, надо искать место для ночлега. Видят: чья- то нора. Круг предложил: «Давай заберемся в эту нору и переночуем». Квад рат согласился. Круг быстро закатился в норку, устроился там удобнее и уже собрался спать, а друга- то нет рядом. Ребята, как вы думаете, почему Квадрат не мог попасть в нору? Да, она была круглая, как все норки. Пришлось Кругу вылезть, и стали дру зья вместе думать: как же сделать так, чтобы им обоим было удобно? Тут они вспомнили, что у них в рюкзаке лопата припасена. Вынули они ее и выкопали Квадрату ямку квадратной формы, постелили туда листьев и легли спать каж дый на своем месте. Какое еще решение проблемы можно было им предложить? Утром Круг и Квадрат встали в хорошем настроении и отправились домой. Продолжение приложения 3 Продолжение приложения 3 Сказка про трех друзей( П. Леванова) ( геометрическая сказка) Однажды встретились Квадрат и Прямоугольник. Они были ста рые друзья, но давно не виделись. Очень обрадовавшись встрече, они решили навестить своего третьего друга, которого звали Треуголь ник. Дорога к его домику была очень длинная, и друзьям предстояло преодолеть много трудностей. Сначала тропинка привела их в дре мучий лес, а так как дорожка там была неровной, то друзьям при шлось прыгать с кочки на кочку. Квадрат быстро преодолел это препятствие, так как все стороны у него были равны. Зато Прямоу гольник постоянно падал, ведь у него стороны разной длины: две длинные и две короткие. Прямоугольник очень завидовал Квадрату. Но вот тропинка привела друзей к реке. Река была широкая и глубокая, а на берегу сидел Зайчик и горько плакал. - Что с тобой, Зайчик? — спросили друзья. - Я потерялся, — ответил Зайчик. — Мой дом находится на том берегу, а я не могу туда попасть. - Не плачь, мы поможем тебе, — сказал ему Квадрат. — Я буду мостом. Квадрат встал на край берега и хотел дотянуться до другого, но. . . бултых! — упал в воду и чуть не утонул. Когда Прямоугольник вытащил его из воды, Квадрат был весь мокрый. Тогда за дело взял ся Прямоугольник, ведь две стороны у него длиннее, поэтому он с легкостью дотянулся до другого берега. Зайчик и Квадрат перебежали по Прямоугольнику на другую сто рону, помогли подняться другу и долго его благодарили. Прямоугольник был очень Окончание приложения 3 доволен и больше никогда ни в чем не завидовал Квадрату. Друзья попрощались с Зайчиком и продолжили свой путь. Наконец они увидели Треугольник. Он сидел на поляне и грус тил. Даже приход друзей не вызвал у него особой радости. - Что случилось? — спросили друзья. - Ничего, — грустно ответил Треугольник, — просто я совершен но никому не нужен и ужасно одинок. От таких слов загрустили и Квадрат с Прямоугольником, и при задумались: все – таки, зачем же они нужны? Вдруг Квадрат кое- что придумал, улыбнулся и сказал: - Эй, Треугольник, становись на мою верхнюю сторону! Треугольник влез на одну из сторон Квадрата и получился. . . са мый настоящий дом! - Отличный дом! — воскликнул Прямоугольник. — Но чего- то не хватает. Прямоугольник влез на одну сторону Треугольника и получи лась. . . труба! 72391593775- Вот здорово! — обрадовались все. — Теперь мы вместе, и мы — дом, а хороший дом всегда кому- нибудь нужен! Приложение 4 Сказка о том, как кошка – мама потеряла своих котят( К. Попова) ( комплексная сказка) 248075277495 Продолжение приложения 4 Жила- была кошка Соня с котятами. В один солнечный день пошли они гулять. Но вдруг грянул гром, котята испугались и разбежались кто куда. Двое котят спрятались под смородиновым кустом, еще двое- под кустом малины, трое укрылись за кочкой под елкой. ( Ребята, помогите кошке Соне сосчитать своих деток. ) Стала кошка Соня их искать. Она совершенно выбилась из сил, но так никого и не нашла. Вдруг увидела ежика, спешащего на ужин, и спросила его: Ежик, ты не видел моих котят? Двоих видел. Скажи где они? Хорошо, но сначала помоги мне сосчитать грибочки, которые я несу домой на ужин: два впереди, один- позади. ( Ребята, помогите кошке сосчитать грибочки ежика. ) Ежик поблагодарил кошку и сказал, что ее котята под смородиновым кустом. Продолжение приложения 4 805815271145 Обрадовалась кошка, нашла двоих котят, и все вместе они побежали искать остальных. Теперь она знала, сколько котят ей еще надо найти. ( Сколько котят еще надо найти кошке) . На своем пути кошка с котятами встретили Белочку. - Белочка, скажи, не видела ли ты моих котят? - Видела и скажу тебе, но сначала помоги ты мне. Я не могу сосчитать орешки. Мне нужно восемь орешков, а нашла пять. Сколько мне еще нужно собрать орешков? ( Ребята, помогите белочке) . Белочка поблагодарила кошку Соню за помощь и сказала, что видела котят под кустом малины. Нашла кошка Соня и этих котят, и все вместе побежали они дальше. ( Сколько деток сейчас у кошки? ) Продолжение приложения 4 386715222885 По дороге встретился им Заяц. - Заяц, а З аяц, не видел ли ты троих котят? - Видел и скажу, где они, только прежде ты помоги мне. Скажи, как поделить две морковки между четырьмя зайчатами? ( Ребята, помогите Зайчику поделить две морковки между четырьмя зайчатами) . После того как кошка Соня помогла разделить морковки, Заяц сказал, что ее котята спрятались за кочкой. Продолжение приложения 4 Кошка Соня очень обрадовалась, что нашла всех своих деток и помогла другим животным. Собрала кошка всех своих котят вместе, и отправились они к себе домой ужинать и спать. - 13563609207519488152360295 36 Продолжение приложения 4 Теремок( комплексная сказка) Стоит пенек, на пеньке- теремок. А в теремке живут Мышка, Лягушка, Ежик да Петушок- Золотой гребешок. Вот как- то пошли они в лес- за цветами, за грибами, за дровами, за ягода ми. Ходили- ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят: там пустая телега сто ит. Телега- то пустая, да не простая- все колеса разные: одно совсем малень кое колесико, другое- побольше, следующее- среднее, а последнее- боль шое- пребольшое колесище. Ребята, посчитайте, сколько всего колес было у телеги? Телега, видно, давно стоит: грибы под ней растут. Смотрят Мышка, Лягушка, Ежик да Петушок, смотрят и удивляются. Тут Заяц на дорогу из кустов выскочил, тоже смотрит, смеется. - Это твоя телега? - спрашивают Зайца. - Нет, это Медведя телега. Он ее делал- делал, не доделал, да и бросил. Вот она и стоит. - Давайте возьмем телегу, - сказал Ежик. - В хозяйстве пригодится. - Давайте, - согласились остальные. Стали все телегу толкать, а она не движется. Толкали- толкали- толку никакого! Телега то направо завернет, то налево упадет, то в ямку провалится, то на кочке застрянет. А как вы думаете, почему телега не ехала? 37 Продолжение приложения 4 Правильно, потому что у нее все колеса разные. А Заяц хохочет, от смеха надрывается: - Кому нужна такая негодная телега! Устали все, а бросить жалко- в хозяйстве пригодится. Ребята, как же им можно доставить телегу домой? Тут Ежик догадался: - Давайте все по колесу возьмем. - Давайте! Какой формы бывают колеса и как их можно передвигать подороге? Сняли с телеги колеса и домой покатили. Как вы думаете, кто взял самое маленькое колесико? ( Мы шка. ) Кто взял колесо побольше? ( Лягушка. ) Кто взял колесо больше, чем у Лягушки? ( Ежик. ) Самое большое колесо кто покатил? ( Петух. ) Да, Петушок вскочил на самое большое колесище, ногами переб ирает, кры льями хлопает и кричит: Ку- ка- ре- ку! Заяц смеется: - Вот чудаки, домой разные колеса покатили! Тем временем Мышка, Ежик, Лягушка и Петушок прикатили колеса домой и задумались: что с ними делать? • Ребята, могут ли пригодиться в хозяйстве колеса? Что из них можно сделать? Я знаю, - сказала Мышка, взяла самое маленькое колесико- прялку сде лала. Ежик догадался: к своему колесу две палки приладил- тачка вышла. Я тоже придумала, - сказала Лягушка и колесо побольше к колодцу при строила, чтобы лучше было воду доставать. А Петушок большое колесище в ручей опустил, жернова поставил и мель 38 Окончание приложения 4 ницу построил. Все колеса в хозяйстве пригодились: Мышка на прялочке нит ки прядет, Лягушка из колодца воду носит- огород поливает, Ежик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит, Петушок на мельнице муку мелет. Пришел как- то к ним Заяц. Его как дорогого гостя приняли: Мышка вареж ки связала. Лягушка морковкой с огорода угостила. Ежик- грибами да ягода ми. А Петушок- пирогами да ватрушками. Стыдно стало Зайцу. - Простите меня, - говорит. - Я смеялся над вами, теперь вижу- в умелых руках и разные колеса могут пригодиться. 43434021590 Сняли с телеги колеса, и домой покати ли. 39 Приложение 5 Конспект образовательной деятельности по закреплению математических представлений в старшей группе. Тема: «Гном строит дом» Цель: закрепление у детей умения ориентироваться во времени. Задачи: 1. Закреплять умение ориентироваться во времени; 2. Р азвивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; 3. В оспитывать навыки самостоятельности. Оборудование: модели часов, модель года, графическое изображение домиков, мягкая игрушка гном. Ход занятия: Воспитатель: «Здравствуйте дети! Сегодня я вам расскажу интересную сказку про гнома. Вот он сегодня даже пришел к нам( показывает игрушку гнома) . - И так, начнем. Жил на свете грустный гном. Почему грустный? Да потому, что у него не было дома. И вот однажды, проснувшись утром на мокрой кочке, гном твердо решил строить с ебе дом. Сначала он долго думал, какой дом ему построить, поэтому начал работу поздно – в 4 часа дня. Давайте с вами покажем это время, я на доске, а вы у себя на круглой модели часов, нарисуем стрелочки. ( Дети рисуют стрелочки в тетрадях) . - Строить дом очень трудно. Кое – как класть кирпич нельзя, делать это нужно по чертежу. Начертил гном чертеж. Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур он состоит. ( Ответы детей) . 40 Продолжение приложения 5- Каждый день гном работал до 8 часов вечера. Покажите это время на квадратных часах. ( В оспитатель показывает на доске, а дети у себя на квадратной модели часов) . - Когда дом был готов, гном снова задумался: в какой цвет его выкрасить. Было у него всего 3 краски – красная, желтая и зеленая. И решил гном нарисовать в разных эскизах, а потом выбрать самый красивый. Попробуйт е и вы раскрасить 6 домиков так, чтобы каждый домик отличался от других( дети раскрашивают домики) . - Долго трудился гном – июнь, июль, август и всю осень. Давайте вместе покажем это время на нашей модели года, раскрасим лето красным карандашом, а осень- желтым. ( Дети работают в тетрадях) . - Вот и готов дом для гнома. Теперь ему есть где жить. - Во т какую интересную сказ к у мы с вами прочитали. Понравилась вам сказка пр о гнома? ( Дети отвечают) . Дети, скажите, ч то мы с вами сегодня по вторяли во время чтения этой сказки? ( как показать время на часах, про времена года) . - Молодцы, все правильно! ». 41 Продолжение приложения 5 Конспект образовательной деятельности по закреплению математических представлений в старшей группе. Тема: «Три поросенка» Цель: повышение интереса к выполнению счетных и измерительных действий. Задачи: 1. Формировать навык счета; закреплять знание цифр; 2. Р азвивать умение ориентировки в пространстве, на листе бумаги; 3. В оспитывать умение действовать по словесной инструкции. Оборудование: корзина, салфетка, муляжи грибов, желуди, схема дорожки, чертёж дома, две карточки с цифрами и карточки с кодом, металлофон, счетные палочки, схема дома, тетради, простые карандаши. Ход занятия. - Ребята, вы знаете сказку «Три поросенка»? Кто помнит, как звали героев этой сказки? ( ответы детей) . Молодцы, правильно назвали их имена. Давайте сегодня, совершим путешествие в эту замечательную сказку и отправимся в волшебной дорожке. Я покажу схему нашего маршрута( схему дорожки) , а вы должны ее запомнить и выложить у себя на столе из счетных палочек. Смотрите внима тельно и запоминайте( в течение 20 секунд демонстрирую детям схему) . Только те, кто правильно выложит дорожку, окажется в сказочном лесу. Дети самостоятельно выкладывают дорожку из счетных па лочек, стоя за столами. Проверяется правильность выполнения зад ания. При необходимости оказывается индивидуальную помощь. 42 Продолжение приложения 5- Молодцы, всем удалось правильно выложить дорожку и добраться по ней в волшебный лес, где живут три поросенка. Сколько палочек использова ли на строительство дорожки? ( 10) Предлагается п ерейти с детьми на ковер. - Смотрите, что я нашла в лесу( показываю детям корзину, в которой лежат желуди и муляжи грибов, накрытые салфеткой) . Нужно разгадать шифр, и тогда мы узнаем, что лежит в этой корзине ( показываю две карточки с цифрами и карточку с кодом) . - Правильно, грибы и желуди поросята собрали себе на обед. Сами они побежали веселиться и играть. Давайте посчитаем, сколько здесь грибов и желудей( д ети отсчитывают 9 грибов и 10 желудей) . Сколько грибов и желудей достанется каждому поросенку на обед? ( действие детей. ) Правильно. Каждый поросенок может съесть по 3 гриба, а вот желуди поделить поровну им не удастся. Что же сделать, чтобы поросятам на обед досталось одинаковое количество желудей? ( два способа: найти еще два желудя или оставить один про запас. ) - Все лето поросята резвились, веселились. Но вот нагрянула осень. Стало холодно, и Наф- Наф сказал, что пора подумать о зиме. Он предложил всем вместе построить теплый и прочный дом, чтобы не простудиться и не попасть в лапы к серому волку. Но Ниф- Ниф и Нуф- Нуф продолжали веселиться, распевая хвастливую песенку. Кто помнит ее слова? Дети все вместе поют песню: «Нам не страшен серый волк. . . ». - А в это время Наф- Наф приступил к строительству своего дома из камней. Он нарисовал чертеж. Подойдите к своим столам, у каждого из вас есть такой же чертеж. Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур он состоит. ( Ответы детей) . Сколько четырехугольников на чертеже? ( 7) . Пока Наф- Наф строил свой дом, Ниф- Ниф и Нуф- Нуф беззаботно играли и задавали друг другу веселые вопросы. Сможете ли вы ответить на них? 43 Продолжение приложения 5 На дубе висело пять яблок, одно упало в траву. Сколько яблок осталось на дереве? ( на дубе яблоки не растут) . Ниф- Ниф выше Нуф- Нуфа, Наф- Наф выше Ниф- Нифа. Кто самый высокий? ( Наф- Наф) . Ниф- Нифу пять лет, Наф- Наф на год старше его, Нуф- Нуф на год младше. Сколько лет поросятам? ( Нуф- Нуфу – 4 года, Наф- Нафу – 6 лет) . - И только когда по утрам лужи стали покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братцы взялись за работу. Ниф- Ниф решил построить самый простой домик. Из чего? Правильно из соломы. А Нуф- Нуф подумал, что соломенный дом может разлететься от сильного порыва ветра и зимой в нем будет холодно. И построил он себе дом – из чего? Правильно, из прутьев. Братцы резво взялись за строительство и быстро закончили с этим скучным и неинтересным для них занятием. Оба, довольные своей работой, пошли посмотрет ь, как движутся дела у Наф- Нафа. Поросята удивились, что дом Наф- Нафа похож на каменную крепость. А Наф- Наф продолжал достраивать свой дом и напевал при этом веселую песенку. ( Предложить спеть веселую песенку «Нам не страше н серый волк. . . » и потанцевать) . Что произошло дальше? К кому первому пришел волк? ( Ниф- Нифу) Волк стал дуть на соломенный домик, и тот разлетелся. Хотите узнать, какой домик был у Ниф- Нифа? Тогда соедините по порядку на своих листочках точки от 4 до 10. Ниф- Ниф увернулся от волка и побежал к дому Нуф- Нуфа( дети выполняют задание в тетрадях) . Что же было дальше? Правильно оба поросенка спрятались в домике из прутьев, но и здесь волк не оставил их в покое. Вы узнаете, сколько раз пришлось дуть волку, чтобы разрушить домик Нуф- Нуфа, ес ли сосчитаете звуки металлофона( простучать 7 раз) . А что произошло потом? ( Дети с помощью воспитателя рассказывают сказку до конца) . 44 Окончание приложения 5 - Волк убежал в лес, а поросята стали жить втроем в домике Наф- Нафа. Для большой безопасности они начали строить высокий забор. Помогите им его закончить. ( с амостоятельная работа в тетрадях) 45 Приложение 6 Конспект КВН Цель: поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку; доставить детям радость от игр развивающей направленности. Учить детей общаться со сверстниками, оказывая взаимопомощь. Задачи: С пособствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению ар гументировать сваи высказывания; з акрепи ть навыки количественного счета; у пражнять в соотнесени и цифры с количеством предметов; з акрепить знания о последовательности частей суто к, времен года, осенних месяцев; 2. Р азвивать умен ие решать арифметические задачи; р азвивать соревновательные качества. 3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее, интерес к математике. Ход игры Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы поиграть и узнать, как вы умеете отгадывать загадки, считать и решать веселые задачки, какие вы находчивые и ловкие. В нашем соревновании участвуют две команды. ( К оманды приветствуют друг друга) Команда …. . «Умники»( отвечают дети) «Мы умные детишки, детишки – шалунишки Любим в КВН играть и, конечно побеждать» 46 Продолжение приложения 6 Команда ……. «Знайки» «Мы ребята знайки, знайки – незазнайки В игры разные играем, в КВНе – побеждаем» А теперь я хочу представить вам жюри, которое будет оценивать все конкурсы и определит победителя( представление жюри) . Прежде чем начать соревнование, скажите, дл я чего вам нужна математика? ( ответы детей, затем дети читают стихотворения) . 1 реб. Давайте ребята учится считать: Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. 2 реб. Без счета не будет на улице света, Без счета не сможет подняться ракета, Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. 3 реб. Летит выше звезд арифметика наша, Уходит в моря, строит здания, пашет, Сажает деревья, турбины кует, До самого неба рукой достает. 4 реб. Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело, смелей прибавляйте, Плохие дела, поскорей вычитайте, Мы с вами научимся точному счету, Скорей за работу, скорей за работу. 47 Продолжение приложения 6 Вот оказывается, как важно изучать математику, она нужна везде! Ну а сейчас давайте начнем игру! В ней будет столько конкурсов, сколько разноцветных лепестков на моем цветочке. ( В оспитатель отрывает один лепесток, объявляет первый конкурс) 1 конкурс – разминка « Отгадай- ка » Вам нужно отгадать загадки, слушайте внимательно. У колечка, у кольца Нет начала и конца Знают все друзья вокруг У колечка форма……. ( круг) Эта цивра как матрешка Кто еще круглей? Хлопнет весело в ладошки: «Называй меня скорей» ( 8) . Он давно знакомый мой Каждый угол в нем прямой Все четыре стороны Одинаковой длины Вам его представить рад Как зовут его……. ( квадрат) Цифра вроде буквы О Но не значит нечего( 0) . На четырех ногах стою Ходить же вовсе не могу 48 Продолжение приложения 6 На мне станешь отдыхать Когда устанешь ты стоять( стул) . Я важней всех потому, Что запутать вас могу Если я переверн усь, то в другую превращусь( 6, 9) . Кто, ворочая усами, Раскомандовался нами: Можно есть! Пора гулять! Умываться и в кровать ( ч асы) . Возле леса на опушке Трое их живет в избушке Там три стула и три кружки Три кроватки, три подушки Угадай- ка без подсказки Кто герой из этой сказки( три медведя) . Молодцы! Все загадки отгадали. ( В оспитатель отрывает 2 лепесток) 2 конкурс « Разминка » • 1. Сколько раз пробили часы, когда Золушка убежала из королевского дворца и потеряла туфельку? • В сказке поросята прогоняют злого волка. Сколько было поросят? 49 Продолжение приложения 6 • Сколько братьев- месяцев встретила падчерица в лесу, отправившись за подснежниками? • Сколько гномов приютили Белоснежку? • Сколько богатырей вышло из морской пучины в сказке Пушкина о царе Салтане? • Сколько углов у квадрата? • Яблоко круглое или треугольное? • Коля прибежал из школы первым, а Оля- второй. Кто бегает быстрее? Что больше: рубль или копейка? • В садике выходной в воскресенье или в среду? • Сколько солнышек на небе? • Сколько пальцев у перчатки? • Сколько огоньков у светофора? • Сколько носов у двух котов? • Сколько глаз у совы? ( Воспитатель отрывает 3 лепесток) 3 конкурс «Сложи картинку» Появляется лиса( игрушка) Я веселая лиса, Мне вцепилась в хвост оса Я бедняжка так вертелась, что на части разлетелась Три сороки возле пня стали складывать меня. Между ними вспыхнул спор! Получился мухомор. Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите. ( отдает командам конверты, присоединяется к своей команде) Затем появляется гусь. Я веселый серый гусь 50 Продолжение приложения 6 Ничего я не боюсь Но вчера упал я с кочки Развалился на кусочки Выбирал меня енот – Получился пароход! Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите! ( воспитатель отрывает следующий лепесток) 4 конкурс «Запасы для белочки» Этот конкурс покажет, знают ли ребята геометрические фигуры, а также ловкие ли они. Ребята, какое сейчас время года? Правильно. Осенью белочка готовит себе запасы на зиму. Но она не успевает, на улице уже выпал снег. Поможем белочке? Вот 2 домика: красный домик( обруч) для команды «Умники», зеленый – для «Знаек» Команде «Умников необходимо собрать вот такие шишки( воспитатель показывает карточки – схемы круглые, красные, большие, тонкие) , а команде «Знаек» вот такие( треугольные, синие, маленькие, толстые) «Умники», какие шишки вы будете собирать? ( ответы детей) А вы, «Знайки», какие шишки будете собирать? ( ответы детей) ( Воспитатель отрывает следующий лепесток) 5 конкурс «Смекалистых» В этом задании вам необходимо проявить свои знания, находчивость, смекалку. Слушайте внимательно, отвечайте правильно. Задачи: 51 Продолжение приложения 6 На пасеке три медвежонка Играли в прятки у бочонка. Один в бочонок еле влез А сколько убежали в лес? . . . ( 2) Бросил палку к верху мишка: - падай с ели в шапку шишка! Шишка хлоп по голове. Сразу шишек стало …( 2) Пять щенят в футбол играли, Одного домой позвали Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет? . . . ( 4) Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат, Но один малыш отстал. А теперь ответ найди, Сколько мишек впереди? . . . ( 5) На большом диване в ряд куклы Танины стоят. Две матрёшки, Буратино и весёлый Чипполино. Помоги Танюшке сосчитать игрушки? . . . ( 4) Три ромашки, два весёлых василька подарили маме дети. 52 Окончание приложения 6 Сколько же цветов в букете? . . . ( 5) Молодцы! Все задачки решили. А теперь небольшая разминка. Физкультминутка Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться Три – в ладошки три хлопка На четыре руки шире Пять – руками помахать Шесть – на место тихо сесть. Садимся за столы, слушаем задание. 6 конкурс «Построй фигуру» Дети выкладывают лягушку по образцу. ( воспитатель отрывает следующий лепесток. ) Вот и остался у нас последний лепесточек. 7 конкурс «Назови пропущенное слово» Солнышко светит днем, а когда светит луна…? Если мы завтракаем утром, то обедаем … Днем ты обедаешь, а вечером… Если се йчас утро, то после утра будет… Если сейчас день, то после будет…. Если сейч ас день, то что было до этого… Когда люди спят? В какое время суток люди просыпаются? В какое время суток начинает темнеть? Какое сейчас время года? 53 Окончание приложения 6 Какое было? Будет? Назови осенние месяцы. Молодцы! Отлично справились. Вот и подошла к концу наша игра. Сейчас мы узнаем счет. Но кто бы, ни победил в этой игре, мы можем с уверенностью сказать, что победила дружба, смекалка, находчивость. Слово предоставляется жюри. Награждение команд( медали, призы) . 54 Приложение 7 Р еко мендации по рассказыванию познавательных сказок. ( для родителей и педагогических работников) - Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст: проанализировать его, выделить тему, сюжет, об ратить внимание на особенности языка данного произведения; подготовить наглядный материал. - Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно использовать сюрпризный момент( появле ние персонажа из сказки, волшебного сундучка и пр. ) , волшебные слова, книжку- самоделку и т. д. - Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю. - Сказки нужно именно рассказывать, а не читать, так как в рассказе взрослого они звучат более образно. - Сказку необходимо рассказывать эмоционально, ярко, вырази тельно. - В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать инди видуальные особенности каждого ребенка. - Познавательные сказки следует преподносить детям в опреде ленной последовательности с постепенным усложнением материала. - В процессе рассказывания сказки с целью активизации мыс лительной деятельности дошкольников можно применять нагляд ность( разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр. ) , а также проблемные ситуации. - По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять сво боду выбора материала для самостоятельных упражнений. - Прежде чем рассказывать сказку, необходимо продумать моти вы для организации взаимодействия детей и взрослых в совместном поиске решений. - Необходимо настраивать детей на сотрудничество, а не на со ревнование, не 55 Окончание приложения 7 забывая при этом, что и познавательная сказка несет в себе нравственный смысл. - В процессе рассказывания сказки педагог должен выступать одновременно как артист, рассказчик и режиссер волшебного спек такля, активными участниками которого являются дети.
Математическая сказка как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное учреждение Информационно- методический центр Управления образованием Мысковского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития воспитанников №3 «Ласточка» Математическая сказка как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации Мысковский городской округ 201 6 Автор- составитель Алексеева Татьяна Васильевна, воспитатель МБДОУ№3 «Ласточка». Рецензент: Н. И. Цыганкова, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №15 «Теремок», руководитель ММО по образовательной области «Познавательное развитие» Данные методические рекомендации предназначены для организации образовательной деятельности с детьми 5- 6 лет по теме «Математическая сказка как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» в области «Познавательное развитие». Р абота содержит рекомендации по использованию сказки с математическим содержанием в целях развития логического мышления старших дошкольников. Методические рекомендации предназначены педагогическим работникам, родителям( законным представителям) , педагогам дополнительного образования. Содержание Введение……………………………………………………………………………4 Математическая сказка как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ……………………………7 Заключение………………………………………………………………………. . . 14 Список литературы…………………………………………………………………15 Приложение…………………………………………………………………………16