a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проектная деятельность

Автор: Алексеева Татьяна Васильевна Опубликовано: 2016-05-15 19:50:04

Документы для скачивания

Содержание Паспорт проекта……………………………………………………………………. . 4 Этапы проекта………………………………………………………………………11 Результаты реализации проекта…………………………………………………. . . 15 График мероприятий………………………………………………………………. 16 Список литературы…………………………………………………………………19 Приложение…………………………………………………………………………20 Паспорт проекта Наименование проекта «А мой город Мыски лучше всех » Основной разработчик проекта Воспитатели Цели и задачи проекта Цель: социальное развитие и воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к своей малой родине. Задачи: Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях; Сообщить детям первоначальные сведения о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно культурные традиции в разных видах детской деятельности; Развивать нравственно- патриотические качества; Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный( 1- я неделя феврвля) : формулировка целей и задач проекта; составление плана реализации проекта; изучение методической литературы по теме проекта; подбор демонстрационного материала и художественной литературы, музыкального репертуара по теме; приобщение родителей и детей к сбору информации об историческом прошлом нашего города; блиц – опрос детей по теме проекта; заучивание послов иц и поговорок на тему «Родина»; рассматривание книг, фотографий о родном городе Орга низационно – практический( 2, 3, 4 недели февраля; март; 1, 2, 3недели апреля) : Проанализировать уровень имеющихся знаний у детей; п росмотр слайдов и видеоматериалов; беседы по теме проекта; составление творческих рассказов; прослушивание и заучивание стихотворений о Мысках целевые экскурсии по главной улице посёлка, на стадион, к Томь- Усинской ГРЭС; п рослушивание и заучивание песен о родном городе; организация продуктивных видов деятельности с детьми и родителями, . Заключительный( 4 неделя апреля) : презентация проекта; презентация уголка патриотического воспитания; подведение итогов реализации проекта, конкурс чтецов; составление книги, посвящённой Юбилею города; оформление альбома «Красота родной природы»; оформление альбома «Национальная одежда шорцев» Перечень основных мероприятий Разработка мероприятий по реализации проекта: оформление уголка в группе, посвященного патриотическому воспитанию; консультации для родителей по ознакомлению детей с историей города и его достопримечательностями; подбор иллюстративного материала; составление фонотеки, видеотеки; проведение тематических занятий, бесед; изготовление пособий и альбомов для уголка па триотического воспитания; участие родителей в продуктивной деятельности совместно с детьми: аппликация из ткани на тему «Шорский национальный костюм» выставка творческих работ детей. Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатели, родители, дети. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Реализация проекта положительно повлияет на развитие познавательной активности у детей. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество. Дети знают на звание своего города, названия предприятий, символику города; ознакомлены с историей города Мыски в различные временные этапы и его достопримечательностями; у воспитанников р асширятся представления о детских учреждениях и организациях города; они смогут ориентироваться в родном городе; у детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. Целевая группа проекта Воспитатели, родители, дети. Наименование проекта: « А мой город мыски лучше всех » Вид проекта: познавательно – творческий. Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников. Сроки реализации проекта: 3 месяц а( с февраля по май) . Проблема: недостаточная сформированность представлений у детей о родном городе. Актуальность проекта: воспитание патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе формируется личность ребенка. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Поэтому перед педагогическими работниками дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социо значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых по ФГОС является проектная деятельность, интегрирующая все образовательные области( речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие) . Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о малой родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц. Воспитывая у детей любовь к своему родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых, есть много общего:   • повсюду люди трудятся для всех( учителя учат детей, врачи лечат больных и. т. д. ) ;   • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;   • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;   • люди берегут и охраняют природу;   • есть общие профессиональные и общественные праздники и. т. д. При разработке проекта была использована модель «трех вопросов» Модель «трех вопросов» Что знаю? ( Содержание- что дети уже знают) Что хочу узнать? ( План- тема проекта) Как узнать? ( Источники новых знаний – средства) Вопрос воспитателя: «Что вы знаете о нашем городе? » Ответ Ули К. : « Наш город называется Мыски. У нас в городе много магазинов, больниц, детских садов, домов, есть ДК ». Ответ Снежаны: « Есть музыкальная школа, я хожу туда на эстетику ». Ответ Полины К. . : « У нас есть каток, мы там катаемся на коньках с мамой и Дариной » Вопрос воспитателя: «Что вы хотели бы узнать о нашем городе? » Уля К. : «Я хочу узнать, как строили наш город » Ваня М. : « А я хочу узнать, как строили ГРЭС » Снежана Т. « Как на болоте построили город? » Полина С. «А почему город назвали «Мыски »? Милена «Где жили люди, пока город строили? » Вопрос воспитателя: «Как нам узнать что- то новое о нашем городе? » Дарина К. предложила: «Давайте спросим у мамы с папой, или у дедушки с бабушкой » Полина К. «Надо спросить у воспитателей » Стёпа: « В энциклопедии прочитать или в книге » Андрей: « В интернете посмотреть и прочитать » Цель проекта: социальное развитие и воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к своей малой родине. Задачи проекта: 1. Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города 2. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно культурные традиции в разных видах детской деятельности 3. Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях 4. Сообщить детям первоначальные сведения о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях 5. Развивать нравственно- патриотические качества 6. Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город. Предполагаемый результат: р еализация проекта положительно повлияет на развитие познавательной активности у детей. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество. Дети знают название своего города, предприятия родного города, символику города; знакомы с историей города Мыски в различные временные этапы и его достопримечательностями; у воспитанников расширены представления о детских учреждениях и организациях города; они смогут ориентироваться в родном городе; у детей сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. Предварительная работа: Расс казы воспитателя о родном городе Рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, видеоматериалов по теме «Мой город» Рассматривание фотографий «Старый и новый город» Слушание музыкальных произведений: « Мыски- мой город любимый» Блиц- о прос детей по данной теме с целью в ыявления имеющихся у них знаний Заучивание пословиц, поговорок о Родине. Краткое содержание: проект « А мой го род Мыски лучше всех » включает в себя три этапа: подготовительный; организационно – практический и закл ючительный. Работа велась по дву м направлениям: работа с детьми и работа с родителями. В проекте реализовывались образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие. Этапы проекта: 1 этап Подготовительный: ( 1 – я неделя февраля) Разработка проекта: Формулировка целей и задач проекта; Составление плана реализации проекта; Изучение методической литературы по теме проекта; Подбор демонстрационного материала и художественной литературы, музыкального репертуара по теме; Приобщение родителей и детей к сбору информации о б историческом прошлом нашего города; Блиц – опрос детей по теме проекта; Заучивание пословиц и поговорок на тему «Родина». 2 этап Организационно- практический: ( 2, 3, 4 недели февраля, март, 1, 2 неделя апреля) Планирование деятельности воспитателя: проведение мероприятий по плану, разработанного в подготовительном этапе. Материал проведённых мероприятий собирается в печатном виде и оформляется в «Приложении». Непосредственно- образовательная деятельность: Познавательное развитие: Беседа « Знакомство с культурой, традициями коренных жителей » Цель: формирование первичных представлений о б истории коренного народа нашего города. Конспект занятия « История родного города » Цель: знакомство с историей возникновения, строительства родного города. Беседа « Что есть в городе Мыски для детей » Цел ь: формирование представлений о социально- значимых объектах, предназначенных для детей в нашем городе. Беседа «Родина талантов». Цель: ознакомление с культурной жизнью города Мыски. Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто» о земляках- защитниках Родины. Це ль: формирование представлений о жизни в нашем городе во время ВОВ, о земляках, защищавших нашу Родину. Итоговая беседа «Мыски- таёжный городок». Цель: о бобщение, систематизация знаний о Мысках. Экскурсии к ТУ ГРЭС, по главной улице посёлка- улице Ленина, на стадион. Цель: формирование представлений о главных местах родного посёлка. Конспект занятия « Красота родной природы ». Цель: формирование представлений о природе родного города. Конспект занятия «Растения нашего края» Цель: ознакомление с растительным миром нашего края. Художественн о- эстетическое развитие: Рисование на тему « Наша улица » Цель: формирование навыка изображения улиц и домов нашего города цветными карандашами и красками. Рисование на тему «Мой родной дом» Цель: формирование умения создавать изображение дома и его территории при помощи карандашей и красок. Рисование на тему «Животные нашей тайги» Цель: формирование навыка изображения животных карандашами и восковыми мелками. Продуктивная деятельность: Лепка « Дары нашей тайги » Цель: закрепление навыков работы с пластилином, умения создавать формы грибов, ягод шишек методом катания, вытягивания; закрепление умения скреплять детали между собой. Аппликация « Пейзажи » Цель: формирование умения создавать изображение пейзажа из геометрических фигур. Аппликация «Герб города Мыски» Цель: отработка навыка составления изображения из геометрических фигур. Речевое развитие: Составление рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Город, в котором я живу». Цель: развитие связной речи детей. Чтение и заучивание наизусть стихотворений о родном городе. Цель: развитие интонационной стороны речи. Дидактические игры и упражнения о дружбе, разгадывание загадок о профессиях людей нашего города. Цель: формирование образного мышления, активизация и пополнение словарного запаса Конкурс чтецов, посвященный Юбилею города. Цель: развитие интонационной речи. Чтение художественной литературы «Сказки Шапкая» С. Тотыш а, шорские легенды Цель: умение слушать художественный текст, следить за развитиями в произведениях, отвечать на вопросы по их содержанию. Чтение художественной литературы «Сын тайги» С. Тотыша Цель: ознакомление с рассказами шорского писателя С. Тотыша, рассказывающими о природе родной тайги. НОД игра- викторина «Прогулка по родому городу» Цель: закрепление знаний детей о родном городе; развитие умения детей узнавать по иллюстрации и уметь рассказать о достоп римечательностях родного города. С оциально – коммуникативное развитие: Сюжетно – ролевые игры: «Профессии нашего города » Цель: формирование представлений о профессиональных видах деятельности людей в родном г о роде. НОД « Путешествие по реке времени » Цель: закрепление, систематизация знаний детей о родном городе через игру. Деятельность детей в реализации проекта: разучивание стихов, песен, поговорок и пословиц по теме проекта. Участие в продуктивных видах деятельности( рисовании, лепке, аппликации) , поиск с овместно педагогов и родителей новой информации об изучаемом, изготовление книги с фотографиями работ детского творчества. Деятельность родителей в реализации проекта: 1. Чтение научно- популярной литературы и художественной литературы детям. 2. Беседы с детьми 3. Чтение стихотворений с детьми 4. Участие родителей в продуктивной деятельности совместно с детьми: аппликация из ткани на тему «Шорский национальный костюм». 5. Подбор интересной информации, иллюстраций, книг. 3 этап Заключительный: ( 3, 4недели апреля) 1. Оформление паспорта проекта 2. Оформление приложения к проекту 3. Конкурс стихотворений к Юбилею города. 4. Выставка детских творческих работ к Юбилею города. 5. Создание книги « Город, рождённый в тайге »( стихи, фотографии творческих работ детей) Результаты реализации проекта: В результате реализации данного п р оекта дети заинтересовались данной темой, проявляли познавательную активность при знакомстве со сведениями о родном городе. Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности, во время занятий, в сюжетно- ролевых играх. Дети познакомились с историей города Мыски, традициями и бытом кореного народа; главными предприятиями города, профессиями людей, работающих там; достопримечательностями нашего города и земляками- защитниками Родины. Узнали сведения о животном и растительном мире нашего края, названия главных рек и гор. Разучивали стихотворения о городе, пословицы о Родине. Прослушивали иразучивали музыкальные произведения по теме проекта. Мотив «хотим узнать» на начальной стадии реализации проекта к его окончанию сменился на мотив «хотим рассказать другим». Заключительный этап проекта- защита- ста л самым зрелищным. График мероприятий Неделя проведения мероприятий Мероприятие Исполнители 1 неделя февраля Блиц – опрос детей на тему « Город, в котором ты живёшь » воспитатели Изучение литературы по теме проекта воспитатели Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, демонстрационного материала Воспитатели, музыкальный руководитель Приобщение родителей и детей к сбору информации об историческом прошлом нашего города родители Заучивание пословиц, поговорок о Родине Воспитатели, родители 2, 3, 4 неделя февраля Чтен ие художественной литературы. Шорские народные сказки «Сказки Шапкая». Воспитатели Занятие по познавательному развитию « История родного города » Воспитатели Беседа «Знакомство с культурой, традициями коренных жителей нашего города» Воспитатели Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Обойди хоть сто дорог…», «Где болота таилися топкие…» Воспитатели, родители, дети Просмотр видеоматериалов, мультфильмов по теме «Традиции и быт коренных народов нашего города» Воспитатели, родители Слушание музыкальных произведений о родном городе Воспитатели Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме проекта Воспитатели НОД по художественно- эстетическому развитию «Мой дом» Воспитатели Экскурсия по главной улице посёлка- улице Ленина Воспитатели, родители март Рассматривание альбома «Наш посёлок в 50- 60г. г. XX в. » Воспитатели Экскурсия к Томь- Усинской ГРЭС Воспитатели, родители Чтение и заучивание наизусть стихотворения «И пускай он пока неприметен …» Воспитатели Беседа «Что есть в городе Мыски для детей? » Воспитатели Сос тавле н ие рассказов на тему: «Как я люблю отдыхать», «Моя улица» Воспитатели, дети П росмотр видеоматериалов по теме: «Наш город Мыски» Воспитатели Продуктивная деятельность: аппликация «Пейзажи», «Герб города Мыски»; рисование «Животные нашей тайги» Воспитатели, дети Использование дидактических игр, упражнений о дружбе, отгадывание загадок о профессиях Воспитатели, дети Чтение художественной ли тературы «Сын тайги » С. Тотыша Воспитатели, родители, дети Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто» о земляках- з ащитниках Родины. Воспитатели НОД по познавательному развитию « Красота родной природы » Воспитатели, дети Участие родителей в продуктивной деятельности совместно с детьми: аппликация из ткани на тему «Шорский национальный костюм» Родители, дети Выставка творческих работ детей к Юбилею города Воспитатели, родители, дети НОД игра- викторина по развитию речи «Прогулка по родному городу» Воспитатели 1, 2, 3 недели апреля Беседы: «Наша улица», «Мыски- родина талантов» Воспитатели Составление рассказов «Город, в котором я живу» Воспитатели, дети Продуктивная деятельность: рисование «Наша улица», «Мой родной дом» Воспитатели, дети НОД игра «Путешествие по реке времени » Воспитатели НОД по познавательному развитию « Р астения нашего края» Воспитатели Экскурсия на стадион Воспитатели, родители Чтение шорских легенд Воспитатели Продуктивная деятельность: лепка «Дары нашей тайги» Воспитатели, дети Конструирование из бумаги «Дома бывают разные» Воспитатели, дети Разучивание песни о Мысках Воспитатели, дети 4неделя апреля Итоговая беседа на тему «Мыски- таёжный городок» Воспитатели Конкурс стихотворений, посвящённый Юбилею города Воспитатели, дети, родители Создание альбома «Красота родной природы» Воспитатели Создание книги «Город, рождённый в тайге» Воспитатели Список литературы Атлас Кемеров ской области. – Роскартография: Изд. «Просвещение», 2002. Брошюра «Мыски». ООО «Издательский дом «Зеркало», 2001. Голишев С. А. Мыски. История. Судьбы. Современность. Новокузнецк: ОАО «Новокузнецкий полиграфкомбинат», 2006. Кропочева Т. Б. Родной край: учебное пособие. Новокузнецк: Изд- во КузГПА, 2004. 126 с. Сорок ина Л. В. Край родной[ Тек ст] : Сценарии о живой природе. М. : ТЦ Сфера, 2001. Сибикин В. Д. Мыски. Кемеровское книжное издательство, 1986. Тотыш С. С. Сказки Шапкая. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1985. Тотыш С. С. Сын тайги. Рассказы. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980. Томь- Усинская ГРЭС. Кемерово/ ред. кол. : Б. А. Гуляшко, М. Д. Серых, В. А. Ширяев. Кемерово: изд- во «Притомское», 1993. 246 с. Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно- патр иотическое воспитание[ Текст] . М. : Прометей; Книголюб, 2004. Приложение 1 Блиц – опрос детей на тему «Город, в котором ты живёшь» Как называется наша страна? Как наывается город, в котором ты живёшь? Как называется детский сад, в который ты ходишь? На какой улице он находится? Как называют людей, живущих в Мысках? Сколько лет нашему городу? Кто был коренными жителями нашего города? Чем занимались шорцы? Как помогали шорцы во время ВОВ? Какие реки протекают в нашем городе? Почему наш город называют «таёжным»? Чем богата наша тайга? Назовите животных наших лесов. Назовите достопримечательности нашего города. Назовите рабочие профессии нашего города. Чем занимаются шахтёры? Пословицы и поговорки о Родине Всякому мила родная сторона. Родная землица и во сне снится. Родина – мать своего народа. Своя земля и горсть мила. На чужбине родная землица во сне снится. Родная сторона мать, чужая – мачеха. С родной земли – умри, не сходи. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Родина – мать, умей за неё постоять. Родина краше солнца, дороже золота. Чужбина – калина, родина – малина. Человек без Родины – что соловей без песни. На родной стороне и камешек знаком. Своя сторона, по шёрстке гладит, чужая насупротив. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, но своё. На чужой сторонушке рад своей воронушке.  Одна у человека мать – одна и Родина. За морем теплее, а у нас веселее. Где кто родится, там и пригодится. Без корня и трава не растёт. Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей. Где родился – там и сгодился. Для родной Отчизны, не жаль и жизни. Народы нашей страны дружбой сильны. От Родины теплом веет. Конспект образовательной деятельности с детьми по закреплению знаний о родном городе. «Прогулка по родному городу» Цель: закрепление знаний у детей о родном городе. Задачи: 1. Р азвивать умение детей узнавать по иллюстрации и уметь рассказать о достопримечательностях родного города; всп омнить стихи о Мысках, о Родине 2. Р азвивать воображение, фантазию и творческие спос обности детей 3. Воспитывать патриотические чуыства к своей малой Родине; чувство гордости и уважения к родному городу. Ход: Д ети встают полукругом и ведущая каждому участнику пригласительный билет, где изображен герб города Мыски и написано «Участнику викторины Ф. И. ребенка». Звонок в колокольчик – начало викторины. Ведущая: Ребята, сегодняшняя викторина посвящена родному городу Мыски. Как сказал поэт о нашем городе: Тайга зеленеет над городом нашим Венком опоясала город родной. Так сделаем город наш лучше и краше Тот город, в котором с тобой мы живём( С. Кучин) Мы живём с вами в огромной стране…( Россия) и столица нашей Родины…( Москва) . Наш город и другие, небольшие и большие города являются частью нашей огромной страны. А теперь слушаем задания. Где за каждый правильный ответ участник получает фишку: Задание №1- Как называется наша страна? - Как называется город, в котором ты живёшь? - На какой улице ты живёшь? - Сколько этажей в твоём доме? - Как зовут твоих родителей? - Как называются жители нашего города? - Как называется детский сад, в который ты ходишь? - Назови свой домашний адрес Ведущая: Молодцы, правильно и быстро отвечали на вопросы и заработали свои первые фишки. А теперь следующее задание. Это задание называется – загадки. Добрым делом он увлекся- Поперёк реки улёгся. По нему, забыв о чуде Переходят реку люди. ( Мост) Три глаза, три приказа, Красный – самый опасный. ( Светофор) Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. ( Автомобили) В несколько рядов дома стоят 10, 20, 100 подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. ( Улица) Ведущая: Хорошо и с загадками справились, все отгадали. А сейчас я хочу пригласить к себе несколько ребят для выполнения следующего задания. Делать надо вот что – собрать разрезные картинки с изображением достопримечате л ьностей нашего города( Томь – Усинская ГРЭС, ДК им. Горьк ого) , а потом рассказать о них. Пока одни дети выполняют это задание, другие читают стихи: 1. Поезжай за моря- океаны, Надо всею землёй пролети. Есть на свете различные страны Но такой, как у нас не найти. ( М. Исаковский) 2. С каждым годом всё краше Родные края… Лучше Родины нашей Нет на свете друзья! ( А. Прокофьев) 3. Сибирский городишко, да горы, да река, И солнца здесь не слишком – всё больше облака. Закат в тисках дремучей, синеющей тайги, И кто придумал это название – Мыски? ( С. Кучин) 4. Люблю тебя мой добрый город Над синей ласковой рекой. Горишь в созвездиях ты гордо Своей прекрасною звездой. Я люблю эти дивные горы, Облачённые в бархат лесов, Я люблю этот ласковый город, Здесь раздолье мне дышит в лицо. И пускай, он пока не приметен, И пускай он совсем небольшой, Но милее всего мне на свете, И Мыски я люблю всей душой. ( Л. Паршукова) ( подводим итоги конкурса) Ведущая: Я хочу проч итать вам замечательные строчки: Строим мы в Мысках дома красивые Солнце на моих лежит руках Я хочу, чтоб мысковчане счастливые Жили в солнечных домах. Эти прекрасные строки, так и подсказывают, что сейчас вы можете стать и архитекторами и строителями одновременно. Я предлагаю вам, вот из этого строительного материала построить свои солнечные дома( ребята приступают к строительству, обсуждая свои проекты, договариваясь о совместной постройке, а в это время звучит песня о Мысках – в записи) . По окончании работы рассматриваем и фотографируем постройки для оформления стенда «Город будущего». Подводим итоги и этого конкурса. Ведущая: А я приглашаю участников для проведения последнего конкурса. Вы должны по очереди брать открытку и рассказать о том, что на ней изображено( достопримечательности нашего города) . Мыски – красивый город, для нас это наша малая Родина. Ведь у каждого человека есть своя Родина. Давайте вспомним пословицы о Родине, их так много: - Золоту старости нет, Родине – цены нет. - Человек без Родины, что соловей без песни. - Родина – мать, сумей за неё постоять. - Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. - На чужой стороне Родина милей вдвойне. Ведущая: Молодцы, спасибо вам за интересное и поучительное путешествие по родному городу. А теперь подводим итоги всей викторины. Приветствуем победителей, и всем участникам вручается брошюра о городе Мыски. В конце звучит стихотворение мысковского поэта В. Кротова( в исполнении ребёнка) : Есть красивее посёлки, А какие здесь рассветы Есть крупнее города, Белым маем над Мрас- С у, А у нас пушистей ёлки, И малиновки секреты В родниках как лёд вода. В тихом девственном лесу! Кто водицы той напьётся. И подснежник робкий – робкий, Из ладоней родника, Сбросив зимние тиски Где бы ни был он, вернётся. Приподнялся по- над тропкой Из далёка – далека. Загляделся на Мыски. Конспект образовательной деятельности с детьми по формированию представлений о природе родного города. Тема: «Красота родной природы» Цель: формирование представлений о природе родного города. Задачи: 1. Д ать детям представление о разнообразии родной природы( погода, водоёмы, леса) , познакомить с растительным и животным миром родных мест, природоохранной деятельностью человека. 2. Развивать связную речь, память, внимание. 3. Способствовать воспитанию любви к родной природе. Ход: 1. Воспитатель показывает детям изображение инопланетян и знакомит их с детьми. Воспитатель: вы попали в детский сад, и мы приглашаем вас в гости. Снимайте свои шлемы и усаживайтесь поудобней, а мы расскажем о нашем крае, где мы живём. Воспитатель показывает карту Кемеровской области, обводит территорию указкой и объясняет значение слова «территория». Коротко рассказывает об истории родного города Мыски, его окрестных местах. - Ребята, а что обозначает синий цвет на карте? ( ответы детей) - А какие вы знаете реки, озёра на территории нашей области и города? ( ответы детей) 2. Игровое упражнение «Дорисуй то, что не дорисовал художник»( раздаются листочки с половиной дерева и дети и инопланетяне дорисовывают вторую половину) . Вопросы: - Какие деревья вы помогли дорисовать художнику? - Какие деревья растут у нас в городе? - Где больше всего деревьев? 3. Игровое упражнение «Выбери лекарственное растение»( по иллюстрации) - Ребята я вам расскажу о лекарственных растениях нашего края, а вы по картинкам найдёте их и покажите нашим гостям. 4. Физкультминутка «Времена года». 5. А сейчас самое интересное задание – разгадывание кроссворда «Животные нашего края». Один вопрос в кроссворде об охраняемом животном( …. . ) . - Ребята, а где живу т животные, которых охраняют люди? - Для чего созданы заповедники? - Что это такое? 6. Предлагаю детям что- нибудь подарить на память нашим гостям: вылепить или сделать поделку из природного материала – любого животного нашего края. 7. Краткое подведение итогов, гости благодарят за интересный рассказ. Дарим им подарки и прощаемся. Конспект образовательной деятельности с детьми по закреплению знаний о родном городе. Тема:   «Путешествие по реке времени». Цель: закрепление, систематизация знаний детей о родном городе через игру. З адачи: 1. Углублять представления детей о родном городе, его истории и достопримечательностях через игру «Путешествие по реке времени». 2. Развивать воображение, конструктивные умения через игру «Фантазеры». 3. Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему. Ход занятия Дети встают полу кругом. Воспитатель:   Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь мне, чтоб у нас с вами было хорошее настроение. Конверт с письмом, с изображением Чебурашки, а в конверте диск( мультимедиа) . Воспитатель:   Ребята, посмотрите, кто- то прислал нам письмо. Вы догадались кто? Дети:   Да, Чебурашка. Воспитатель:   Давайте откроем его  ( вставка диска) . Воспитатель:  ( показывает на экран)   Как вы думаете, что это?  ( на экране река) Дети:   Река, ручей.  ( Вариант – вода) Воспитатель:   Какие реки вы знаете? Дети:   Томь, Мрас- Су. Воспитатель:   Как можно назвать реку, по которой можно пройти от прошлого к будущему? Дети:   Река путешествий, времени и другие варианты. Воспитатель:   Давайте назовем ее рекой времени. Наш друг Чебурашка приглашает нас в путешествие по этой загадочной реке. Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель:   Ребята, посмотрите на доску, что это? Дети:   Это герб города Мыски. Воспитатель:   А что обозначает этот герб? Дети:   Это символ города, он обозначает красоту природы, молодость, мечты, богатства нашего края. Огонек- это красота природы в Мысках. И ещё, огонёк- символ шорского народа. З еленый цвет- природа. Синие волны- это речки- Томь и Мрас- Су. Черный цвет- цвет угля. Воспитатель:   Да, всё правильно. А кто с т роил наш город? ( ответы детей) . Воспитатель: Мыски строили молодые люди, они мечтали о прекрасном городе среди гор в глухой тайге. Таким и стал наш город Мыски. Строители нашего города жили в шалашах и землянках. Им было очень трудно, холодно. Не хватало еды. Они варили еду себе на кострах. Много работали. Вырубали и пилили деревья, строили дороги. Но они справились, потому что очень хотели построить красивый город. Воспитатель:   Ребята, а почему наш город называется Мыски? Дети:   Вокруг нашего города много небольших гор- мысков. Воспитатель:   Город строили долго. Сначала построили невысокие деревянные дома, улицы – просеки среди тайги. А каким наш город стал сейчас? Дети:   Наш город небольшой, но уютный, красивый, зеленый. В нем широкие проспекты, высокие дома, красивые парки, улицы, памятники. Много школ, дет ских садов, магазинов. Воспитатель:   Скоро у нашего города день рождения. Сколько лет исполняется нашему городу? Дети:   Нашему городу исполняется 60лет. Воспитатель:   Когда мы будем отмечать этот праздник? Дети:   8мая – день города. Воспитатель:   Отправляемся к следующей остановке «Секреты». Они расскажут нам о нашем городе. Вот эти секреты  ( открываю коробку) . Дети:   Это уголь. Его до б ывают на шахтах нашего города. Он нужен для того, чтобы работали заводы и фабрики нашей страны. А это значок элекричества, которое вырабатывает наша Томь – Усинская ГРЭС, чтобы в нашем городе были свет и тепло и чтобы работали заводы и фабрики в нашей стране. Воспитатель:   Отправляемся дальше по нашей волшебной реке. Вот и следующая остановка  ( на доске памятник) . Вы узнали, что это? Дети:   Памятник. Воспитатель:   А теперь соберите разрезные картинки и узнайте памятник нашего города. Дети:   У нас памятник погибшим на войне солдатам, которые жили в нашем городе. Они защищали нашу Родину от фашистов. Воспитатель:   А вы помните их фамилии? Дети:   Куюков, Чульжанов, Апонькин. Воспитатель:   Ребята, где вы любите отдыхать с родителями? Дети:   В парке …  ( мне нравится парк, потому, что там есть горки, качели и детский городок) Воспитатель:   Ребята, посмотрите, что это? Дети:   Это карта. На карте наш город. Воспитатель:   Покажите на карте улицу, где вы живете. Дети:  ( дети показывают, ставим флажки) . Воспитатель:   На какой улице находится наш детский сад? Дети:   На улице Ленина  ( отмечаем флажком на карте наш детский сад) . Воспитатель:   Вот мы и добрались до последней остановки. Я предлагаю вам поиграть в игру «Фантазеры» и построить город будущего, город в котором бы вы хотели жить…( Анализ продуктов деятельности детей) - Данил, расскажи, какой город ты построил? - В моем городе будут дома- корабли, на которых люди смогут плавать по реке Томь. - Андрей, какие дома будут в твоем городе? - В моем городе будут дома- роботы, они смогут ходить по большим улицам…( и другие варианты) . Предложить детям обыграть постройки( самостоятельная деятельность детей) Беседа «Знакомство с культурой, традициями коренных жителей нашего города» Когда русские казаки в начале XVII в. пришли на  кузнецкую землю, они обнаружили здесь местный народ – кузнецких татар или шорцев. Долгое время шорцы более- менее благополучно соседствовали с русскими, продолжали жить своим укладом, платили русскому государю дань пушниной, питались рыбой, дичью и другими дарами рек и тайги, выращивали ячмень, из которого делали толкан( муку из жареного ячменя) . Шорцев часто называют «жителями тайги». Как вы думаете, почему? Много лет тому назад этот народ расселился по берегам рек Мрас- су, Кондома, Томь. Трудно жилось людям, не хватало еды. Вот и решили они пойти в тайгу охотиться. Не было у шорцев ружей, только сети для зверей да ножи. Шорские охотники были сильными, умными, ловкими и добрыми. Они хорошо знали лес, повадки обитателей тайги. Ловили зверя столько, сколько было нужно для жизни. Никогда не убивали зазря. Жалели маленьких зверушек. А в холодные зимы даже прикармливали таежных зверей. Старые охотники говорили: зверя не будет – шорца не будет. Понимали, что тайга кормит их народ. Поэтому всегда заботились о лесе и его зверях. Самым смелым охотникам давали меткие имена и прозвища: «Хитрая Лиса», «Зоркий Глаз», «Быстрая Рука», «Отважное сердце». Почему такие прозвища давали охотникам? Охотники уходили в тайгу на несколько дней, выслеживали зверя, а потом приносили в шорскую деревню мясо и мех. Мясо делилось между всеми родственниками, а из меха женщины и девушки шили одежду. Одежда получалась красивая и теплая. Мужская и женская одежда состояла из рубахи( кунек) , штанов( чембар, штан) и халата( шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Женская рубаха- длинная с разрезом на груди. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой- осокой. Женщины носили платки, мужчины- шапки: картузы из ткани, кожи или бересты, круглые холщовые шапки в форме колпака, на макушке собранной в сборки, зимой- меховые.     До 19 века одним из основных занятий Шорцев были выплавка и ковка железа. Русские называли их" кузнецкими людьми" , их землю- " Кузнецкая земля" . Осно вным источником питания служило рыболовство.  Дополнительным занятием было собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Сегодня лишь 2% шорцев говорят на родном языке. Единицы остаются жить в отдалённых посёлках прежним укладом, им нелегко приходится без света, без работы, а большинство переехало в город. У шорцев остаётся вера в   духов земли, воды, леса. Один из шорских обрядов «ушёл» в широкие массы: дети и туристы охотно завязывают ленточки- чаламы на дереве. По шорским поверьям, ленточки вяжут только на берёзу. Считается, что через это священное дерево просьбы доходят до духов. Обряд проводят на Чыл- пажи( Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия 21 марта) , заранее готовят ленты чёрного, голубого, розового и белого цвета. Во время празднования чёрный чалам полагается кинуть в огонь – с ним сгорят все беды и болезни. Оставшиеся ленты вяжут на берёзу с пожеланиями благополучия всем людям, своему народу, семье и только в последнюю очередь себе. Что узнали нового про шорцев? Почему их называли «кузнецкими людьми»? Какие основные занятия были у шорцев? Какая национальная одежда была у шорцев? Какие шорские обряды дошли до нашего времени? Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто» о земляках- защитниках Родины. Каждый народ имеет своих героев. Есть они и у шорцев, которые в годы Великой Отечественной войны встали на защиту нашей Родины. Но на общем фоне героизма воинов – шорцев особо ярким стал подвиг рядового Михаила Михайловича Куюкова, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Свой бессмертный подвиг красноармеец Куюков совершил в ночь на 30 сентября 1943 года. Стрелковый батальон атаковал деревню Сниток, укрепленный опорный пункт на подступах к г. Г омелю. Три раза бойцы поднимались в атаку, но огонь немецких пулеметов не давал ни шагу продвинуться вперед. Красноармеец Куюков, не щадя своей жизни, под пулями выкатил свой пулемет и под шквальным огнем подавил огневые точки противника, чем дал возможность бойцам ворваться в траншеи и выбить врага. Немцысобрали свои резервы и перешли в контратаку. На пулемет Куюкова шло более 50 гитлеровцев. Они поливали его градом пуль, забрасывали гранатами. Михаил был ранен в обе ноги, но не оставил свой пулемет. Превозмогая боль и истекая кровью, он истреблял гитлеровцев до тех пор, пока последний фашист не был сражен пулеметной очередью. Контратака была успешно отражена. Затем последовала вторая контратака, но и она была отражена. Враги пошли в третью контратаку. Вражеская мина разбила пулемет Куюкова. Михаил взял бронебойное ружье убитого товарища, и пока не кончились патроны, в упор расстреливал из него врагов. Бойцов оставалось все меньше, и меньше, враги ворвались в траншею и окружили Михаила. Он, взяв автомат, в упор расстреливал гитлеровцев, а когда в магазине осталось два патрона, вынул саперную лопатку и убил еще одного фашиста. Видя, что попал в безвыходное положение и, не желая попасть живым в руки немцев, Михаил выстрелом покончил с собой. В этом единоборстве М. Куюков истребил более 50 вражеских солдат и двух офицеров. Всего на его боевом счету 120 уничтоженных гитлеровцев, 5 пулеметов и 4 вражеских солдата были взяты им в плен. За что в январе 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден медалью “Золотая Звезда” посмертно. Память о герое живет в сердцах горожан. Одна из улиц города названа в честь М. М. Куюкова. Ещё один герой – земляк, о котором хотелось бы рассказать, был Чульжанов Василий Л азаревич- художник, поэт. Окончил 10 классов в Мысках. Мечтал об Академии художеств, так как с детства любил рисовать. Но началась война, которая перечеркнула все его планы. Он хотел добровольцем уйти на фронт, но по малолетству его не взяли. Все это время он учительствовал в с. Ивановка. В 1942 году был призван в ряды Советской Армии и отправлен на фронт. Прошел всю войну, воевал артиллерийским разведчиком на Сталинградском фронте, под Курском, форсировал Днепр, участвовал в Ясско- Кишинеской операции, закончил войну в Болгарии. Был награжден медалями “За отвагу”, “За оборону Сталинграда”. Вернулся в родные места в 1946 году. Закончил учительские курсы, работал учителем физики, математики, черчения. В 1950 году вернулся в Мыски и, пока позволяло здоровье, работал в школе. Ещё одним героем, прославившим наш город в годы ВОВ, был Апонькин Федор Яковлевич- учитель и собиратель шорских слов и фольклора. После школы он поступил учиться в педтехникум в Мысках, после чего всю жизнь работал учителем. С 1935 по 1940 годы работал учителем начальных классов в Чувашке. В феврале 1940 года был призван в ряды Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны уже в июле 1941 года начал воевать на Смоленском направлении в составе Западного фронта. Здесь получил первое боевое крещение, был ранен, лечился в госпитале в г. И ваново. Войну закончил гвардии лейтенантом в Венгрии. За годы войны имел 4 ранения и был признан инвалидом войны. Имеет награды: орден Отечественной войны 1- ой степени, медали “За отвагу” и “За победу над Германией”. В 1946 году был демобилизован. Сам участник войны, прошедший войну от начала до конца, Федор Яковлевич Апонькин считал своим долгом увековечить память погибших на войне – из Чувашки ушло на фронт 70 человек, 40 – погибло. Он посадил аллею из 40 елей и сделал альбом “Они сражались за Родину”, посвященный памяти погибших в той страшной войне односельчан. Военные годы стали героической страницей в истории нашего города: достойны восхищения как боевые подвиги земляков, так и самоотвержен ный труд в тылу. Двойным гнетом легло военное лихолетье на плечи мысковчан: мужчины воевали на фронте, женщины сменили их на лесоповале и колхозных полях, взвалив на себя ношу непосиль ного труда. Казалось бы, какой спрос в деле снабжения фронта с такого маленького поселка, как Мыски? Но даже простое перечисление номенклатуры по ставляемой продукции говорит о том, что Мыски вносили посильный, а скорее всего, непосильный вклад в дело победы над врагом. Главная про дукция, которая требовалась прежде всего шах там и стройкам Кузбасса- лес, очень много леса. Его в наших краях достаточно, но прежде чем сплавить лес по реке, его нужно свалить, раскря жевать, вывезти. В леспромхозе труд был меха низирован слабо. Главные орудия труда- лучко вая пила да топор. Кроме леса Мыски поставляли изделия шор ного производства, сани и телеги, бочки и лыжи, заготовки для автоматных прикладов, так назы ваемую ружболванку. Район поставлял фронту верховых и гужевых лошадей, кожсырье, шерсть. Особую статью в поставках занимала пихтовая жи вица- сырье стратегического значения, завози мое ранее из Канады. Она шла на изготовление лека рств дл я госпиталей, на производство опти ческих приборов. Ценным сырьем для фармако логов было и пихтовое масло с наших таежных пихтоварок. На Усинском прииске в Вер х- Ивановке мыли золото- не для ювелирных изделий, а для расче тов за импортные поставки оружия и снаряже ния. Такими стали военные годы для жителей нашего города. Назовите имена героев – земляков, защищавших нашу Родину в годы ВОВ. Какие подвиги они совершили? Чем важны их подвиги для нас? А только ли солдаты совершали подвиги во время ВОВ? Какие подвиги совершали люди в тылу? Какой вклад внёс наш город Мыски в общее дело Победы? Стихотворения о городе Мыски Обойди хоть сто дорог Обогни планету Невелик наш городок А дороже нет Ветерком несёт с реки Стынет вечер близкий Ой, Мыски мои, Мыски, Городок сибирский. И пускай он пока неприметен, И пускай он совсем небольшой Но милее всего мне на свете И Мыски я люблю всей душой! Как толкуется слово Шория? Я совсем не знаток- лингвист. Мне поведал твою историю Беспокойного ветра свист. Ты веселою, беспечальною С тала, родина шор- анчы. Звезды ГРЭС, а не плошки сальные, Освещают тебя в ночи. Позабыты дни горя и бедности. Радуй сердце мое и взор, Сторона небывалой щедрости. Рыбных рек и лесистых гор… Автор: С. Торбоков Люблю тебя мой добрый город Над синей ласковой рекой. Горишь в созвездиях ты гордо Своей прекрасною звездой. Я люблю эти дивные горы, Облачённые в бархат лесов, Я люблю этот ласковый город, Здесь раздолье мне дышит в лицо. И пускай, он пока не приметен, И пускай он совсем небольшой, Но милее всего мне на свете, И Мыски я люблю всей душой. Автор: Л. Паршукова Сибирский городишко, да горы, да река, И солнца здесь не слишком – всё больше облака. Закат в тисках дремучей, синеющей тайги, И кто придумал это название – Мыски? Автор: С. Кучин Есть красивее посёлки, А какие здесь рассветы Есть крупнее города, Белым маем над Мрассу, А у нас пушистей ёлки, И малиновки секреты В родниках как лёд вода. В тихом девственном лесу! Кто водицы той напьётся. И подснежник робкий – робкий, Из ладоней родника, Сбросив зимние тиски Где бы ни был он, вернётся. Приподнялся понад тропкой Из далёка – далека. Загляделся на Мыски. Автор: В. Кротов Энергетик ТУ ГРЭС и монтажник, Металлист и шахтёр Сибирги, Прославляют трудом своим город Город, выросший в пойме тайги… Владеют профессией у нас мастерски Строитель, геолог, шахтёр, А я песней прославлю Мыски Любимый мой город родной. Вот край где простор до небес, Красот беспредельная ширь В Мысках Сибиргинский разрез И фабрика наша «Сибирь». Тайга купается в тумане, А над тайгой рассвет встаёт. И ранним утром мысковчанин На свой родной завод идёт. Открывает городу дорога Полыхание Томусинской ГРЭС Замыкает славною работой Сибиргинский угольный разрез. Сторожилы помнят из улуса Под простым названьем Тамазак Строил город шорец, строил русский, Братское единство доказав. Бьёт Мрассу о каменные глыбы, Над тайгой трубою встала ГРЭС. Пройден путь, что подвигами вздыблен Угольный тайгу теснит разрез. Город наш он знает, чем гордится Лес сплавляют, промысел ведёт Что ни день, то новая страница В трудовую летопись идёт. Мыски – наша юность, Мыски – наша гордость, Мыскам своим славу поём В Мысках мы дружили, В Мысках мы учились, В Мысках мы счастливо живём!

Оставить комментарий: